Урок алгебры в 11 классе по теме: "Первообразная и интеграл"

Разделы: Математика


Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь
самый благородный,
путь подражания – это путь
самый легкий и
путь опыта – это путь
самый горький.

Конфуций.

Тип урока: обобщающий.

Цели:

  • Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме.
  • Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
  • Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.

Оборудование: экран, кодопозитивы, магнитная доска, папки с приложениями, индивидуальные оценочные листы.

Урок происходит по этапам. Результаты каждого этапа учащимся заносят в оценочные листы:

Урок Ф. И. учащегося

 

I

Этапы

Задания

Количество баллов

1

1. Повторение

0-11

2.Математическая эстафета

0-17

2

1. Домашнее задание

0-20

II

2. Аукцион задач

0-22

3

Тестирование

0-20

4

Из истории  
Итоговое количество баллов

(n)

Оценка  

Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям.

Количество баллов

Оценка

n >

“5”

< n <

“4”

< n <

“3”

n <

“2”

Первый этап

Повторение

Учащиеся в парах повторяют теорию по теме и отвечают друг другу на вопросы (приложения 1, 2 и 3). Правильный ответ оценивается в один балл.

Математическая эстафета

Работа в командах. На последней парте каждого ряда находится листок (приложение 4) с 10 заданиями (по 2 вопроса на каждую парту). Первая пара учащихся, выполнив любых два задания, передает листок впереди сидящим. Работа считается оконченной, когда учитель получает листок с правильно выполненными 10 заданиями.

Побеждает та команда, которая раньше всех решит все задания. Проверка работ осуществляется с помощью таблицы, помещенной на магнитной доске. (приложение 5).

Ученики распределяют между собой заработанное количество баллов, выставляют их в оценочные листы.

Второй этап

Проверка домашнего задания

Учащиеся в парах обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. 5 ребят заранее заготавливают по одному примеру на карточках для кодоскопа из домашнего задания и комментируют их решение.

Предварительное домашнее задание

1) Материальная точка массы m = 1 движется по прямой под действием силы, которая меняется по закону F(t ) = 8 - 12 t. Найдите закон движения точки, если в момент времени t = 0 её координата равна 0 и скорость равна 1. В какой момент времени скорость точки будет максимальной?

Решение.

  1. F = m a ?
  2. (t) = 8 t – 6 t2 + с1, по условию (t) = 0, значит с1 = 1, тогда
  3. (t) = 8 t - 6 t2 + 1.

  4. x (t) = 4 t2 – 2 t3 + t + c2, так как x (0) = 0, то c2 = 0.
  5. Значит x (t) = 4 t2 – 2 t3 + t.

  6. Найдем момент времени, когда скорость точки будет максимальной

1(t) = a (t) = 8 – 12 t,
8 – 12 t = 0,
t = .
Ответ: x (t) = 4 t2 – 2 t3 + t,
t = с.

2) Пользуясь геометрическим смыслом определенного интеграла, вычислить

.

Решение.

.

Найдем площадь полукруга с центром А (2; 0) и радиусом R=1.

Ответ: .

3) При каком а выполняется равенство ?

Решение.

.

По условию задачи , откуда a = - 2 , a = 2.

Ответ: -2; 2.

4) Вычислить интеграл .

Решение.

= = ( - сos5x + cosx) = -.

Ответ:.

Каждое правильное выполненное задание оценивается классом от 1 до 5 баллов..

Аукцион задач

1) Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком функции у = х и касательными, проведенными к графику в точках х= -1 и х= 2 (5 баллов).

2) В каком отношении парабола у = х делит площадь прямоугольника, вершины которого находятся в точках А (0;0), В (3;0), С (3;9), D (0;9)? (5 баллов).

3) Решите уравнение

= 6х - х + у (4 балла).

Решите неравенство

>= -7х (4 балла).

5) Найдите объем фигуры, полученной вращением криволинейной трапецией, ограниченной линиями у = , у = 1, х = 0, х = 1 (4 балла).

Ответы: 1. 2; 2. 1:3; 3. 1; 4. ; 5. .

Третий этап

Тестирование. Тест №2 [ 2, стр.180 ]

Работа проводится по четырем вариантам, в каждом из которых по десять заданий, записанных в таблицу. Решая, ученик записывает варианты ответа на листе ответов. По истечении времени, отведенного на тест, учащиеся обмениваются листами и проводят быструю взаимопроверку. Учитель демонстрирует кодопозитив с ответами к заданиям теста. Каждое правильно решенное задание оценивается двумя баллами. Результаты заносятся в оценочный лист.

Четвертый этап

Из истории

Группа учащихся готовит сообщение о происхождении терминов и обозначений по теме “Первообразная. Интеграл”, из истории интегрального исчисления, о математиках, сделавших открытия по данной теме.

Пятый этап

Подведение итогов

Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, называет лучших учащихся, лучшую команду, называет оценки, отмечает вопросы, по которым ребятам еще нужно работать, указывает на основные ошибки, планирует индивидуальную работу с теми учащимися, которые допустили ошибки.

Литература.

1. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов средней школы. Москва 1990.

2. Алтынов П.И., Звавич Л.И., Медяник А.И. Математика 2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в вузы. Москва 1999 .

3. Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А., Уединов А.Б., Чулков П.В. Тесты по математике 5-11 классы. Москва 2000.

4. Ивлев Б.М., Саакян С.М., Шварцбурд С.И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса. Москва 1991.

5. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва 1990.

6. Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. Сборник по математике для поступающих во втузы под редакцией Сканави М.И.

7. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11. Москва 1995.

8. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов средних школ. Москва 1992.

9. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. Москва “Просвещение” 1990.