Программа воспитательной работы "Истоки"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.

Школа - важнейший фактор воспитания, самый сензитивный.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Проведенное анкетирование показало, что на данном этапе развития у обучающихся 5 “А” класса недостаточно знаний о функциональном назначении государственных символов Кемеровской области, её историческом прошлом и настоящем.

Проблема несомненно заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Кузнецкой, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением программы “Истоки” является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).

Цель программы: создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • расширение представлений об истории малой Родины, России;
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
  • развитие творческих способностей детей; создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • сохранение и укрепление здоровья школьников;
  • объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года.

Программа состоит из трех ступеней:

1 ступень – 5 класс;

2 ступень – 6 класс;

3 ступень – 7 класс.

Лейтмотивом 1 ступени“Тепло родного очага”, предусматривается подробное изучение истории семьи, школы;

2 ступени“Малая Родина – твое начало", изучение родного края во всем многообразии;

3 ступени - “Знаменательная дата в истории России”, на этом этапе предполагается изучение истории страны, особое внимание необходимо уделить значительной дате в жизни России – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Работа каждой ступени строится по циклическому принципу по в

6 направлениях:

“С любовью к родному краю”;

“Школьный музей”;

“Спорт и мы”;

“Здоровье3” (здоровье физическое, психическое, духовное);

“Мир моих увлечения”;

“Школа, дом – одна семья”

Содержание программы “Истоки”

I ступень “Тепло родного очага”

 

Направление

Воспитательные задачи Основные мероприятия Формы проведения

С любовью к родному краю

- знакомить с историей семьи, школы, своего города;

- воспитывать уважение, чувство ответственности к семье, школе.

“Кто стоял у истоков? Школе 10 лет”

“Герб моей семьи” и “Наш семейный альбом”

“Добрые традиции моего дома”

“Наш двор самый чистый”

тематический классный час

творческий проект

КТД

трудовая акция

Школьный музей

- возбудить интерес к музею как культурно - историческому центру. Создание поисковой группы класса

“Откуда мы родом?”

“История семьи – это частичка истории страны”

 

поисковая работа

исследовательский проект

Спорт и МЫ

- формировать интерес к физической культуре и спорту. “Главный рекорд – здоровье”

“Папа, мама, я – спортивная семья”

“Спорт в моей судьбе”

Встреча с чемпионкой Европы по подводному плаванию в ластах Мустафиной Г. М.

конкурс рисунков

веселые старты

встреча

Здоровье3

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым. “Доброта помогает выжить”

“Твои возможности”

“Учись учиться”

“В здоровом теле – здоровый дух”

занятие

беседа

диалог

практикум

Мир моих увлечений

- способствовать развитию интереса детей к учреждениям дополнительного образования.

- создать условия для творческой самореализации обучающихся.

“Кузбассу – 60 лет”

“Поэма о бабушке”

“Ярмарка чудес”

конкурс фоторабот

конкурс литературного творчества

час творчества

Школа, дом – одна семья.

- создать атмосферу заинтересованности друг в друге

- направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей

“Научитесь, сами и научите детей…”

“Символы моей семьи

“Самое драгоценное у человека – здоровье”

Улыбки художников: “Родители и дети”

родительское собрание.

КТД

круглый стол

итоговый отчетный концерт

II ступень “Малая Родина – твое начало”

 

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

С любовью к родному краю

- воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, показать их роль в жизни людей;

- воспитывать потребность заботиться о чистоте, уюте города, области.

“Символы родного края”

“Уголок моей Отчизны”

“Чистый родник”

История города со страниц книги “Киселевск в моей судьбе”

Посещение краеведческого музея

тематический классный час

викторина

круглый стол

экскурсия

Школьный музей

- продолжить изучать истории родного края;

- воспитывать силу духа, желание помогать людям.

“Вклад моей семьи в развитие химического предприятия – завода “Знамя”

“Трудом прославили Кузбасс”

“Трудовые династии завода “Знамя”

поисково -исследовательская деятельность

встреча с ветеранами труда

поисковая деятельность.

Спорт и МЫ

- способствовать развитию чувства солидарности и здорового соперничества;

- увеличить количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях.

“Спортсмены – гордость Кузбасса”

“Классный плюс Я”

“Движение – это жизнь”

“Юбилейная медаль Александра Синицкого”

“Зарничка”

викторина

спортивные соревнования с элементами интеллектуального конкурса

практикум

творческая встреча

военно-спортивная эстафета

Здоровье3

- пропаганда здорового образа жизни. “Семь цветов радуги”

“Скажем, НЕТ! Вредным привычкам”

“Из истории целебных растений Кемеровской области”

тренинг

конкурс рисунков

дискуссия

беседа

Мир моих увлечений

- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей. “Юмор и смех достойны всех”

Танцуй вместе с нами

“Кузбассу – 60!”

“Слово о родном крае”

КВН

конкурс

творческая выставка

заочная экскурсия

Школа, дом – одна семья.

- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы. “Здоровье - это моё личное дело или дело государства?”

“Без матери нет ни поэта, ни героя”

“Права и обязанности и ответственность детей”

круглый стол

КТД

родительский лекторий

III. ступень “Знаменательная дата в истории России”

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Форма проведения

С любовью к родному краю

- формировать чувство верности своему Отечеству;

- показать роль Кузбасса в Великой Отечественной Войне;

- посмотреть на историю через призму литературы, музыки, искусства.

“ У войны не женское лицо”

“Кузбасс – ковал Победу!”

“Салют, Победа!”

литературная гостиная

тематический классный час

КТД

Школьный музей

- воспитывать чувство сострадания, заботы о близких;

- познакомить с кузбассовцами – участниками Великой Отечественной Войны;

- воспитывать честное ответственное и добросовестное отношение к любому труду.

“Мы победу приближали, как могли”

Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны

“Географическая карта моей страны”

встреча с ветеранами войны, тружениками тыла – почетными работниками завода “Знамя”

трудовой десант

творческий проект

 

 

Спорт и МЫ

- повысить интерес к спортивным мероприятиям, к спорту. “Спорт и труд рядом идут”

“Тропою генералов”

“Здоровье – залог успеха”

КТД

военно-спортивная эстафета

праздник

Здоровье3

- формировать мотивацию к здоровому образу жизни. “Счастье – это…”

“Опасная тропа”

“Я живу среди людей”

“Интеллектуальное здоровье”

“Какой мы коллектив?”

сбор в кругу друзей

психологическое занятие

тренинг

тематический классный час

психологический тренинг

Мир моих увлечений

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. “Города – герои”

“Вспомните, ребята, песни о войне”.

“Сделай мир добрее”

заочное путешествие, викторина

литературно-музыкальная гостиная

акция

Школа, дом, семья – одна семья

- продолжить работу по созданию благоприятной атмосферы и гуманных взаимоотношений родителей, педагогов и учеников. “Мифы о подростках”

“Досадно мне, что слово честь забыто”

“Три С” (смекалка, сноровка, сила)

“Обучение и здоровье”

родительское собрание

круглый стол

спортивный конкурс

родительское собрание

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы,, педагогического коллектива и Школьной Ассоциации Нового Самоуправления (ШАНС);
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и городским краеведческим музеями.

Прогнозируемые результаты I ступени

  • приобщение к истории своей семьи, школы, города;
  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранении здоровья;
  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • приобщение к исследовательской деятельности;
  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

Прогнозируемые результаты II ступени

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
  • знание экологических проблем города, области, способов выхода из них;
  • повышение интереса к исследовательской деятельности;
  • проявление уважительного отношения к страшим;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы;

Прогнозируемые результаты III ступени

  • испытание чувства гордости за свою страну;
  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • повышения интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Разрабатывая данную программу, мы ни в коей мере, не претендовали на роль первооткрывателей в этой области. В данный момент важно понять, что ребенок – индивидуальная, свободная, яркая личность, находящаяся в постоянном движении, поиске, личность, которая должна строить свое будущее, зная свои истоки. И словно бабочка стремиться к полету, красоте, ласке, теплу. Нам бы хотелось, чтобы программа “Истоки” стала своего рода цветком, который бы притягивал, привлекал ребенка, позволяя ему приобретать личностные ценности, характеризующие истинного гражданина своей страны. Ведь еще в начале XX века поэт Максимилиан Волошин высказал интересное предположение, что бабочка – это продолжение цветка, несущего людям радость.