Урок русского языка в 4 классе по теме: "Простое и сложное предложение"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить со сложными предложениями и знаками препинания в них; развивать умение распознавать однородные члены предложения.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 4-го класса, ч. 1, Москва «Просвещение» 2003г., авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Русский язык» для 4-го класса, Москва «Просвещение» 2004г., авт. В.П.Канакина, карточки с предложениями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Минутка чистописания: Ппп.

2. Актуализация знаний.

-Какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение).

-Что нового узнали о предложении в этом учебном году? (Предложение может быть осложнено однородными членами)

-Что такое однородные члены предложения? (Однородные члены- это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)

-Какие трудности вызывает наличие однородных членов предложения в письменной речи? (Между однородными членами обычно ставится запятая, кроме случая, когда они соединены одиночным союзом И)

-У вас на столах лежат карточки с предложениями. Вставьте недостающие знаки препинания. Приготовьтесь объяснять их постановку.

3. Открытие нового знания. (Работа в группах).

Вставьте недостающие знаки препинания.

1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.

2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.

3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.

4. Белка наелась оглянулась и исчезла.

5. Раздался удар грома и полил дождь.

 

- В каких предложениях вы поставили запятые? (Во втором перед союзом НО, в третьем перед повторяющимся союзом И, в четвёртом между первым и вторым однородными сказуемыми)

-Где запятые не ставили? (В первом предложении между однородными сказуемыми соединенными одиночным союзом И, в третьем предложении перед первым союзом, в четвёртом предложении перед союзом И, в пятом предложении)

-Докажите, что в предложениях встретились однородные члены. (Слова связаны с одним словом и отвечают на один и тот же вопрос)

-Какие однородные члены встретились в последнем предложении? (Полил, раздался)

-Докажите. (Дети пытаются объяснить и понимают, что это не однородные члены)

-Почему они не являются однородными? (Они отвечают на один вопрос, но зависят от разных слов)

-Чем отличается это предложение от других? (2 грамматические основы)

-Две грамматические основы – два предложения в составе одного. Предложения в письменной речи отделяются знаками препинания. Какой знак препинания нужен здесь? (Запятая). Как может называться такое предложение, в котором две, а может и более грамматических основ? (Дети высказывают предположения. Говорят, что такие предложения называются сложными)

4. Первичное закрепление

Дети ещё раз проговаривают, что такое простое и сложное предложение, на доске появляется опорная таблица:

Предложение

Простое

Сложное

Одна
грамматическая
основа
Несколько
грамматических
основ

Работа с учебником.

С.37. прочитать правило.

Упр№58 (письм.+устно)

№58. Прочитайте.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

Н.Некрасов.

Какие слова использовал автор в переносном значении? Какую роль они играют в тексте?

Как различить простое и сложное предложения? Докажите, что первое предложение - простое, а второе - сложное.

Спишите. Подчеркните основу предложений. Выпишите из первого предложения словосочетания.

Физминутка.

5. Самостоятельная работа.

Работа в тетради на печатной основе.

С. 16.упр.30.

№30 Прочитайте. Продолжите предложение, чтобы получилось сложное.

1.На рассвете поднялся ветер, __________________

2.Лисица хотела съесть горсть винограда, но _______________

3.На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях_______________

4. Люди косили на лугу траву, а в траве ________________________

6. Итог урока.

О чём говорили на уроке? Какое предложение называют сложным? Простым? Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

7. Рефлексия.

Кто понял, какие предложения называются сложными? У кого были затруднения?

8. Дом.задание: Учебник.с.37-38правила.,упр.№59., найти другие 2-3 предложения из стихотворений русских поэтов со сложными предложениями.