Реабилитационный Центр при Мохсоголлохской средней школе

Разделы: Администрирование школы


Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных приёмах и методах обучения.

Мохсоголлохская средняя школа является самой большой школой Хангаласского района РС(Я), в ней обучается 1100 учащихся.

Мохсоголлох - промышленный посёлок, своим рождением он обязан единственному в РС(Я) цементному заводу. В посёлке также находятся несколько крупных промышленных предприятий. Кроме поселковых детей, в школе обучаются учащиеся из детского дома республиканского значения и детского приюта.

Своеобразный неоднородный контингент населения посёлка и учащихся определил профиль школы как школы адаптивного типа с классами разного вида: начиная со вспомогательных, заканчивая гимназическими. Первые вспомогательные классы открылись в школе в 1986 году. С 1992 года в соответствии с Законом об образовании и приказом Минобразования России №333 от 8 сентября 1992 г. в школе стали открываться классы выравнивания для детей с задержкой психического развития и компенсирующие классы для детей группы педагогического риска.

Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространённых моделей для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Открытию вышеуказанных классов в школе способствовал ряд причин:

  • увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями (количество их составляет 16% от общего числа учащихся школы, количество учащихся вспомогательных классов - 4% от общего числа, количество учащихся класса выравнивания - 12% от общего числа.);
  • отсутствие в районе и в посёлке специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
  • их удалённость от места проживания ребёнка и его семьи;
  • нежелание родителей обучать ребёнка в специальном учреждении.

Увеличение количества детей с недостатками в развитии, вопросы коррекционной помощи им, комплектования классов и др. вынуждали администрацию школы искать пути решения проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Стала очевидной необходимость создания особого структурного подразделения в школе для решения вопросов коррекционно-развивающего обучения - Реабилитационного центра – в целях интегрированного обучения детей с недостатками в интеллектуальном развитии.

Для организации в школе системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научнообоснованных организационных и методических формах работы, в 1994 году в Программе развития школы было запланировано открытие Реабилитационного Центра.

Для открытия РЦ потребовалось написать Положение о Реабилитационном Центре при Мохсоголлохской средней школе, в котором были определены цель создания РЦ, задачи, структура, особенности учебно-воспитательного процесса. При разработке Положения о РЦ при МСШ были использованы некоторые материалы о школе-центре социальной диагностики г. Санкт-Петербурга.

Открытие РЦ в школе потребовало целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке учителей, работающих в данных классах, совершенствования диагностической работы по отбору детей в такие классы, создания школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

После утверждения Положения о РЦ при МСШ приказом Министерства образования (Я) в ноябре 1998 года Реабилитационный Центр был открыт в целях интеграции учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одной школы, для осуществления систематической комплексной коррекционно-реабилитационной работы и адаптации к современным социальным условиям.

Реабилитационный Центр является структурным подразделением Мохсоголлохской средней школы.

В задачи РЦ входит:

  • координация усилий специалистов различных профилей по своевременному выявлению и учёту детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • изучение личности ребёнка, выявление его способностей, резервных возможностей, выбора оптимальной для адаптации ребёнка учебной программы;
  • коррекция отклонений в развитии и разработка системы работы по осуществлению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • общее развитие учащихся с раскрытием их потенциальных творческих и резервных возможностей;
  • подготовка учащихся к получению допрофессиональной подготовки (рабочей профессии).

Центр является многофункциональным.

В его структуру входят:

  • диагностический сектор;
  • учебно-воспитательный сектор;
  • коррекционно-оздоровительный сектор.

Принципы деятельности Реабилитационного Центра:

  • гуманизм;
  • педагогический оптимизм;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип личностно-ориентированного подхода.

Организация в школе системы КРО предполагает:

  1. Наличие в школе диагностико-консультативной службы (школьный ПМПк).
  2. Вариативность образования.
  3. Активную интеграцию учащихся из классов выравнивания в общеобразовательные классы.
  4. Пролонгирование коррекционно-развивающего обучения на II ступени обучения (5-9 классы).
  5. Максимальную трудовую адаптацию учащихся специальных (коррекционных) классов к современным социальным условиям.

В структуру диагностического сектора входит система специальных кабинетов по индивидуальной, групповой и фронтальной работе с детьми. Данный сектор осуществляет диагностическую, исследовательскую работу, направленную на изучение личностных особенностей детей к выработке рекомендаций для их максимальной реабилитации.

Диагностический сектор включает в себя:

  • методический кабинет по научно-аналитической работе;
  • кабинет психолога;
  • кабинет психоневролога;
  • логопедический кабинет.

Диагностическую работу осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят психолог, логопед, дефектологи, социальный педагог.

Задачами ПМПк являются:

  • диагностика;
  • определение образовательного маршрута;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся;
  • консультирование родителей и учителей.

Целью работы ПМПк является разработка максимально индивидуализированного, обязательного плана коррекционно-развивающего обучения, в котором определяются цели педагогической коррекции, специалисты, их реализующие, регистрация достигнутых успехов и анализ причин неуспешности.

В учебно-воспитательный сектор входят:

  • классы выравнивания (для детей с задержкой психического развития);
  • вспомогательные классы (для умственно отсталых);
  • обучение по индивидуальным программам развития (для детей с глубокими нарушениями интеллекта).

Классы выравнивания (1-9 классы) комплектуются детьми, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии о задержке психического развития. Обучаются по учебному плану и программе школы VII вида. Вспомогательные классы (1-9 классы) обучаются по учебному плану и программе школы VIII вида. Обучение детей с глубокими нарушениями интеллекта ведётся по индивидуально разработанным программам развития. Классы выравнивания комплектуются с I (если есть набор - обычно это дети из детского дома, при поступлении в школу уже имеющие заключение республиканской ПМПК) или со II класса. В течение всего периода обучения в школе учащиеся, успешно справившиеся с программой классов выравнивания, могут переходить в общеобразовательные классы. В целях выявления детей с недостатками в развитии, коррекционной помощи и создания у детей предпосылок учебной деятельности при детском саде организован 0 (диагностический ) класс, обучение в котором ведётся по учебному плану 0 (нулевого) класса школы VIII вида как наиболее приемлемого для самых тяжёлых детей и из-за дополнительных часов, входящих в коррекционные технологии: игра и игротерапия, ритмика, логопедия.

Коррекционно-развивающий, учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со следующими основными положениями:

  • Пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса от 9 до 12 учащихся, что позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения.
  • Коррекционную направленность всех учебных предметов, включающих, наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки.
  • Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
  • Работа классов КРО в режиме группы продленного дня, обеспечивающего полноценную подготовку домашнего задания.

В структуру коррекционно-оздоровительного сектора входят:

  • коррекционные студии (кукольный театр, кружки);
  • кабинет психо-эмоциональной разгрузки для учащихся и учителей;
  • кабинет ЛФК лечебно-укрепляющего массажа;
  • медицинский и процедурный кабинеты;
  • кабинет физиотерапии;
  • стоматологический кабинет.

Медицинский персонал школы состоит из 3 врачей: педиатра, стоматолога, психоневролога, двух фельдшеров: валеолога, массажиста и медсестры физиокабинета.

Одним из важнейших направлений работы специалистов центра является проведение семинаров по изучению основ коррекционно-развивающего обучения и спецпсихологии. Цель семинаров – научить родителей, учителей обычных классов понимать детей с особыми образовательными потребностями, помогать им и правильно относиться.

Основными положительными моментами в создании РЦ можно считать:

  1. Улучшение успеваемости у учащихся специальных классов.
  2. Снижение числа правонарушений среди учащихся в целом по школе.
  3. Создание школьного ПМПк.
  4. Проведение семинаров по изучению основ коррекционной педагогики.
  5. Открытие диагностического класса.

Основные направления дальнейшей работы РЦ мы видим в улучшении диагностической работы, в открытии дошкольной коррекционной группы, 10-11 вспомогательных классов. Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно при создании в школе системы коррекционно-развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие:

а) диагностико-консультативного;
б) коррекционно-развивающего;
в) лечебно-профилактического;
г) социально-трудового направления деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Успеваемость учащихся РЦ

Классы 1998-1999 1999-2000 2000-2001 2001-2002 2002-2003
  Кол.
уч.
%
усп.
Кач-
во
Кол.
уч.
%
усп.
Кач-
во
Кол.
уч.
%
усп.
Кач-
во
Кол.
уч.
%
усп.
Кач-
во
Кол.
уч.
%
усп.
Кач-
во
1. Вспомогательные классы 57 97% 31% 58 97% 25% 61 98% 27% 68 100% 27,8% 80 100% 27,8%
2. Классы выравнивания (нач.) 44. 86.% 7% 59 89% 20% 45 97% 14% 68 100% 16% 65 98,2% 19,7%
3. Классы выравнивания (стар.) 82 89% 9% 82 89% 8,7% 90 96,8% 18% 66 100% 22,6% 82 96,2% 19,5%
4. Домашнее обучение 11     11     15     17     19    
Всего: 183 90,6% 15,6% 199 91,7% 44,1% 196 97,3% 19,6% 202 100% 22,1% 227 98,2% 22,2%