Организация сохранения и развития здоровья в воспитательно-образовательном процессе массовой школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время решение проблемы сохранения и развития здоровья детей в системе образования становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей здоровья детей. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние города, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг и, конечно, отсутствие системы сохранения и развития здоровья учащихся, что делает заметным неблагоприятное влияние воспитательно-образовательного процесса. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это должно определить стратегию деятельности образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся.

На протяжении нескольких лет данную проблему пытается решить педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя школа № 5” города Киселевска Кемеровской области, которое находится не только на территории промышленного города, но и вблизи химического предприятия ОАО “Знамя”. Больше половины родителей учащихся нашей школы трудятся на этом производстве и на угольных предприятиях города, что, конечно, не может не сказаться на состоянии здоровья детей.

Особая роль в координации деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса принадлежит Центру содействия и укрепления здоровья школьников, который функционирует на базе нашей школы и решает конкретные задачи по сохранению и развитию здоровья обучающихся и учителей:

  1. Определить влияние дифференцированных форм обучения на психофизиологическое развитие школьников.
  2. Разработать индивидуализированные программы обучения и воспитания, обеспечивающие адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
  3. Организовать деятельность по коррекции функционального состояния организма у учащихся и учителей: тренинги, массаж, фитотерапия, ЛФК, диетическое питание, физиолечение.
  4. Провести анализ результатов диагностики состояния здоровья и адаптационных возможностей в динамике учебного года.
  5. Оказать консультативную помощь учащимся, родителям и учителям.
  6. Участвовать в разработке массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.

В структуру указанного Центра входят: медицинский кабинет, кабинет психолога, кабинет ЛФК, комната психологической разгрузки, диагностический кабинет, солярий, фитоуголок, бассейн.

Медицинское обследование осуществляется по программе “Amsat”.

В штате состоят врач-педиатр, медицинская сестра, два психолога, массажист, логопед, инструктор ЛФК, физиолог, инструктор по плаванию.

В школе, прежде всего, учат. Педагогическому коллективу необходимо перестроить свою деятельность таким образом, чтобы проявлялась забота о здоровье учащихся. Но, может быть, не в традиционном понимании, когда обеспечивается соблюдение только гигиенических требований к организации образовательного процесса, а путем создания в образовательном учреждении условий, гарантирующих сохранение и развитие здоровья.

К сожалению, все больше и больше детей начинают обучаться в школе с уже имеющимися заболеваниями, в том числе и хроническими. Учитывая этот факт и то, что возраст 6-8 лет – это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций и у каждой возрастной группы учащихся свой режим деятельности, мы перевели классы начальной ступени обучения в отдельно стоящее здание. Это способствует процессу адаптации при поступлении в первый класс, при переходе пятиклассников на кабинетную систему занятий. Материально-технические возможности нашей школы позволили это сделать.

В этом возрасте начинают проявляться первые признаки социализации. Проанализировав предыдущий опыт педагогического коллектива, мы сделали вывод: отдаленность школы от культурно-оздоровительных центров неблагоприятно сказывается на социализации учащихся. Этот период интенсивной перестройки требует внимательного медицинского наблюдения и грамотного психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим администрация организовала воспитательно-образовательный процесс в начальной школе в режиме полного дня.

Поэтому возникла необходимость в разработке и реализации программы “Мы здоровыми растем”, которая реализуется в основном во второй половине дня.

А это предполагает выполнение школьником многообразных видов деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, игровую и другие.

Цель программы: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих психо-физиологическое благополучие и успешность каждого ребенка.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • развивать интеллектуальную культуру, творческие способности детей, создавая условия для самовыражения и самореализации;
  • скоординировать деятельность школы и родителей по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Программа рассчитана на четыре года.

Деятельность на каждой ступени строится по циклическому принципу в шести направлениях:

“Мир вокруг и Я”,
“Чистота – залог здоровья”,
“Питание – основа жизни”,
“Движение – это жизнь”,
“Азбука безопасности”,
“Школа, дом – одна семья”.

В основной и средней школе меняется режим деятельности. Многопредметность в расписании, повышенный уровень трудности предметов, увеличение объема учебной нагрузки, в том числе и домашних заданий, стрессовые ситуации во время контроля, боязнь отрицательных оценок, неустойчивое состояние организма как системы в период полового созревания – это предъявляет особые требования к системе сохранения и развития здоровья. Поэтому в совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и сотрудников Центра содействия и укрепления здоровья школьников основное внимание уделяется здоровому образу жизни: профилактике алкогольной и наркотической зависимости, мотивации учебной деятельности, развитию интереса к физической культуре и спорту, тренингам по снятию тревожности (в том числе в период экзаменов), деловым играм, способствующим развитию коммуникативных умений, консультациям по профориентации.

Необходимо не просто “загрузить” их информацией (даже очень полезной), но и привлечь как можно большее количество учебных дисциплин к проблеме сохранения и развития здоровья. Вот только некоторые примеры неравнодушия к этой проблеме наших учителей. Учителем химии Т.А.Манышевой разработан факультативный курс “Химия и здоровье человека”, урок по теме “Металлы в окружающей среде и здоровье человека”, интересно и необычно проходят выступления Химического театра (например, постановка “ЧП в государстве Организм”). А как интересно проходят уроки учителя биологии Г. П. Журавлевой, когда буквально каждый урок посвящен здоровью. На всех этапах обучения в школе важную роль играют занятия физической культуры. Учитель физической культуры А.Н. Филиппова проводит занятия через разнообразные формы работы как на уроке, так и вне урока, стараясь не только развивать у детей устойчивый интерес к здоровому образу жизни, но и утвердить их на новой социальной позиции среди взрослых и сверстников. На базе школы действуют на протяжение длительного периода спортивные секции: баскетбол, футбол, легкая атлетика, плавание (для учащихся начальной школы). Ученики нашей школы неоднократно становились призерами городских и участниками областных соревнований.

Неоднократно вопросы сохранения и развития здоровья учащихся обсуждались и обсуждаются на педагогических советах, методических объединениях, методических часах. Темы информационных совещаний выбираются не случайно, так как профессиональная деятельность учителя и его окружение требуют умений комфортного самочувствия и “правильного” действия в различных ситуациях. Учителям предлагаются способы выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций, а также различные виды релаксации.

Педагогический коллектив в 2004 году делился опытом работы на городском семинаре-практикуме “Здоровье обучающихся как фактор развития современной школы”.

Валеологическое просвещение родителей проводится на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях с психологом, врачом и физиологом. На родительских собраниях поднимаются следующие вопросы: стрессовые ситуации в жизни школьника, как узнать, принимает ли ребенок наркотики и др.

Для нас является общепринятой нормой проведение динамических пауз, активных музыкальных перемен, использование упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки, регулярное проведение традиционных дней и недель Здоровья, участниками которых становятся не только школьники, но и их родители и, конечно, учителя.

Педагогический коллектив нашей школы стал лауреатом Областного конкурса “Школа формирования культуры здоровья”.

Такое отношение к здоровью детей и взрослых обусловлено еще и тем, что нашим образовательным учреждением руководит Г.М. Мустафина – чемпионка Европы по скоростному плаванию в ластах, учитель физической культуры.

Такая система организации по сохранению и развитию здоровья в нашей школе позволила достичь положительного результата в воспитательно-образовательном процессе в решении данной проблемы.

Система формирования, укрепления здоровья школьников