Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Сжатое изложение сути инициативы с обоснованием ее значимости для развития образования Кемеровской области.

С 2000 года Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» является общественно – активной школой. Инициатором отработки модели ОАШ на базе школы № 42 явился научно-методический центр управления образования города Ленинска-Кузнецкого. С момента возникновения школы наблюдались тесные партнерские отношения с родителями учеников, представителями местного сообщества.

Таким образом, совместными усилиями успешно решались задачи воспитательно-образовательного процесса. С этого момента была начата подготовительная работа через консультации, встречи. В 2000 году в городе Красноярске прошла учеба педагогических кадров по получению основных умений и навыков, необходимых для процесса демократизации школы, установления и укрепления связей между школой и окружающим сообществом. В ходе работы через анкетирование был выявлен уровень заинтересованности в работе данного направления. Среди школьников появились группы добровольцев. Участники добровольческого движения, становясь в будущем взрослыми жителями сообщества, родителями, уже по иному относятся к проводимым школой преобразованиям.

2. Краткая характеристика образовательного учреждения, на базе которого предполагается проведение эксперимента.

«Чтобы воспитать одного ребенка, необходимы усилия всей деревни», - говорится в народной мудрости. Очень важно осознать эту философскую концепцию и попытаться изменить собственную жизнь. Чтобы сохраниться в качестве образовательного учреждения, необходима помощь общества. Следовательно, встает вопрос, а какое общество готово помочь? В ноябре 1999 года школа № 42 и Научно-методический центр Управления образования города Ленинска-Кузнецкого стали участниками программы обучения кадров и инструкторов для общественно-активных школ, организованной Центром «Сотрудничество» (г. Красноярск).

В январе 2000 года разработана программа развития школы на 2000–2005 г. И началась работа по распространению информации и материалов по программе Общественно – активных школ в регионе. При поддержке управления образования сформировалась лаборатория «Формирование и развитие воспитательной системы школы в рамках концепции общественно-ориентированного образования». Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» является городской экспериментальной площадкой по отработке модели ОАШ.

3. Характеристика имеющегося задела по теме эксперимента.

Педагогический коллектив работает по данной проблеме пятый год, благодаря чему наработан определенный опыт.

Директор и заместитель директора по воспитательной работе прошли курс обучения по подготовке кадров общественно-активных школ Омской, Кемеровской областей, Алтайского края и республики Алтай в 1999 – 2000 гг. и получили основные умения и навыки, необходимые для процесса демократизации школы, установления и укрепления связей между школой и окружающим сообществом, а также развития общественно-активных школ. Представители коллектива школы неоднократно представляли программу развития своего образовательного учреждения как общественно-активной школы, проекты по созданию общественного фонда на базе школы и организации деятельности школьного ресурсного добровольческого центра на семинарах, конференциях городского, областного и межрегионального уровней. Приняли участие в международной конференции «Общественно–активные школы и образовательная политика в странах переходного периода в ХХI веке» (город Омск, октябрь 2000 г.). Организовано обучение педагогов школы. С марта 2002 года школа является городской экспериментальной площадкой.

Тема данного эксперимента актуальна и своевременна. Имеются определенные наработки для ведения экспериментальной работы:

- Детско-юношеская организация «Республика ШКИД» как модель самоуправления школьников, в рамках которой дети осваивают основные принципы жизни в гражданском обществе (в конкурсе детско-юношеских организаций, объявленном межрегиональной ассоциацией общественно-активных школ в декабре 2002 г. ДЮО школы стала победителем в номинации «Активная жизненная позиция»).

- Опыт активного участия в жизни общества обучающиеся получают через общественно-полезную деятельность в школьном информационном центре (выпуск школьной газеты «Школяр»).

- Обучающиеся получают практику гражданского участия в жизни общества, участвуя в программе факультатива «Имею право».

- Участвуя в социальных проектах и программах школы, обучающиеся, учителя, общественность получают навык гражданского поведения. Такими программами являются благотворительные акции школы: Неделя добровольцев (декабрь), Благотворительный сезон «Счастливые праздники» (январь), Весенняя Неделя Добра (апрель).

- Создан общественный школьный фонд «Все вместе».

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что коллектив школы представляет собой потенциально мощный ресурсный центр развития общественной активности местного сообщества и становления гражданской активности подростков и молодежи.

4. Тема исследования, научный руководитель.

«Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции в условиях ОАШ».

Научный руководитель: Лапина Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, преподаватель Кузбасского областного педагогического института.

5. Обоснование актуальности темы.

В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе. Ребенок должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки.

Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться, а кроме того, привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющимся мире, помогать приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.

6. Цель исследования.

Цель исследования: Выявить условия формирования и развития активной и ответственной гражданской позиции учащихся в условиях ОАШ.

7. Объект и предмет исследования.

Объект: Процесс формирования и развития активной и ответственной гражданской позиции учащихся в условиях ОАШ.

Предмет исследования: Условия формирования и развития активной гражданской позиции учащихся в ОАШ.

8. Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Определить содержание, формы и методы формирования и развития у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции.

3. Разработать критерии развития у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции.

4. Экспериментально проверить систему методов и средств обучения, обеспечивающих успешное формирование и развитие активной гражданской позиции учащихся.

9. Гипотеза исследования.

Формирование и развитие у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции в условиях ОАШ будет успешным, если:

- взаимодействие «учитель – ученик - родитель» будет строиться на субъект-субъектных отношениях, способствующих формированию активной жизненной позиции и повышению креативности субъектов воспитательно-образовательного процесса;

- каждый преподаватель будет иметь активную жизненную позицию, стремясь к самосовершенствованию;

- через участие в социально-значимых проектах будут развиваться взаимовыгодные связи с представителями бизнеса, властных структур и общественности микрорайона.

10. Методы и средства исследования.

Для достижения целей и поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

- изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- диагностические методы (опрос, анкетирование, наблюдение за деятельностью субъектов эксперимента, статистическая и графическая обработка данных эксперимента).

Средства исследования:

  • проведение экскурсий
  • создание рекламных проспектов о профессиональной подготовке
  • просмотр видеофильмов
  • выпуск газеты «Школяр»

11. План хода эксперементальной работы.