Урок математики в 4-м классе по теме: "Дроби"

Разделы: Начальная школа


Форма: урок-интеграция

Тип: новая тема

Цель: Знакомство с дробью.

Задачи:

  1. Формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
  2. развитие памяти, логического и творческого мышления, воображения, внимания, речи, математических способностей вычисления;
  3. воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности.

Оборудование: модель круга, календарь природы, цветной картон, ножницы, клей, трафареты елочки (2 части), яблока (3 части), грибочка (4 части).

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, ребята. Пожелайте друг другу удачи. Садитесь. Начинаем урок.

II. Сообщение темы урока

- Тема нашего урока… Вот беда, пропала тема. Никто ее не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и ответы запишем в порядке возрастания (смотрю на доску). Вот беда, я забыла вам сказать, что повесить надо по порядку. Ну, ничего, постараемся сейчас восстановить, я продиктую математический диктант, а вы запишите и решите.

III. Математический диктант

  1. Произведение чисел 90 и 30 разделить на 100 (90х30:100=)
  2. К частному чисел 810 и 9 прибавить 10 (810:9+10=)
  3. 6300 разделить на 70 и увеличить на 9 (6300:70+9=)
  4. Уменьшить 2100 в 100 раз и полученное частное разделить на 3 (2100:100:3=)
  5. 720 разделить на 90 и увеличить в 8 раз (720:90х8=)

- Записали? (Открываю доску, показываю).

Б  6300:70+9= (95)

Д  2100:100:3= (7)

O  720:90x8= (64)

Р 90x30:100= (27)

И  810:9+10= (100)

- Есть ли такие выражения у вас? Заметьте, что перед каждым выражением стоит буква. Решите выражения и расставьте их ответы по мере возрастания, прочитайте полученное слово.

- Что получилось?(Дроби). Правильно! (Записываю тему на доске).

- А в жизни где вы встречали это слово? (Дробинка пули у папы).

- Подберите однокоренные слова (записываю на доске: дробинка, дробить, дробовик, раздробленный). Значит: что означает слово “дробь”? (Деление на мелкие части).

- А давайте сверимся со словарем В.И.Даля (ученик читает определение из словаря).

- С какой уже знакомой нам темой связана тема “Дроби”? (Доли).

- А еще В.И.Даль не только составил уникальный словарь, как выдающийся языковед, но и писал для детей и взрослых рассказы, сказки. И одну из них вы сейчас услышите.

IV. Чтение сказки В.И.Даля Старик-годовик”

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

- Ребята, как вы думаете, какое название может быть у этой сказки? Правильно, “Старик-годовик”.

- О чем идет речь в этой сказке? (О временах года).

- Сколько в году времен? (Четыре).

(Показываю календарь с якутскими символами месяцев).

V. Работа по календарю

- Какую часть года составляет зима? (1/4)

- Какую часть года составляют зима и весна? (2/4)

- Какую часть года составляют зима, весна и лето? (3/4)

- А как называются эти записи? (Дроби).

- Мы с вами учимся писать дроби. Что показывает нижнее число? (На сколько частей разделили целое). И как оно называется? (Знаменатель). Что показывает верхнее число? (Сколько частей взято). Как называется? (Числитель).

VI. Практическая работа учащихся

- Вот мы вспомнили времена года. Как вы знаете, каждое время года имеет свою особенность, свои приметы.

- Итак, ребятам первого ряда такой вопрос: в какое время года собирают грибы? Правильно, осенью. Значит, вы будете собирать грибы, то есть каждый из вас будет мастерить с помощью этих трафаретов и цветного картона такие вот грибочки (см. Рисунок).

- А теперь вопрос ребятам второго ряда: когда полезно есть яблоки? Правильно, весной. Значит, вы будете мастерить такие вот яблочки (см. Рисунок).

- Ну и вопрос ребятам третьего ряда: самый любимый, долгожданный зимний праздник? Правильно, новый год. В каждый новый год мы украшаем елку, поэтому ваше задание- смастерить елочку  (см. Рисунок).

VII. Запись дробей

- А можно по этим игрушкам записать дроби? (Да). А как?

- Сколько частей получилось у яблок? (4).

- Какую часть составляют красные доли? (2/4).

- А какую часть составляют желтые доли у грибочков? (4/8).

- Какую часть составляют зеленые доли у елочек? (3/6).

- Ребята, что вы заметили? (2/4, 3/6, 4/8 - это половинки).

- А как записать половину?(1/2).

- А что еще можно сказать об этих дробях? (Равны).

- Совершенно верно. Они равны. Вот еще одно свойство дробей мы сегодня узнали.

- А можно ли продолжить этот ряд другими равными дробями? (Да. 5/10, 6/12, 7/ 14, 8/16, 9/18, 10/20 и т.д.)

VIII. Задания на закрепление

- Чтобы закрепить свои знания, решите номера 1, 2, 3 со страницы 79.

IX. Итог урока

- Ребята, что нового узнали на этом уроке?

X. Домашнее задание

N 4, 5 c. 79-80