Урок-сказка по теме: «Сложение рациональных чисел "Сказка о трех поросятах"»

Разделы: Математика


В своей работе я использую элементы укрупненной дидактической единицы (УДЕ). Один из таких уроков я предлагаю вашему вниманию.

 6 класс учебник Виленкин Жохов и другие “Математика 6”

Цель:

а) ввести правила сложения рациональных чисел;
б) развить логическое мышление;
в) привить интерес к предмету.

Структура:

1. Проверка домашнего задания.
2. Объяснение нового материала.
3. Отработка навыков.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
6. Самостоятельная работа.

 

1. Учитель:

    Сегодня к нам пожаловали гости. Они нам помогут сформулировать и понять правила сложения рациональных чисел, но кто они, мы узнаем позже, а пока последние приготовления к встрече гостей.

Дома вы должны были заполнить таблицу:

Данное число

2

   

 

   

 

Противоположное данному

 

-5

   

-(-y)

 

   

Обратное противоположному

   

       

4

   

Проверим ее заполнение по столбикам (учащиеся отвечают по цепочке).
Проверим, как справились с примером № 1023 и узнаем, кто же к нам пришел в гости.
(На магнитной доске примеры на листках; с обратной стороны листка ответ и буква).

Пример -4+5 3+(-2) -6+8 -7+0 8+(-8) -6+(-5) 0+(-3) -1+(-8)
Ответ, буква 1 П 1 О 2 Р -7 О 0 С -11 Я -3 Т -9 А

К нам в гости пожаловали веселые поросята из сказки о трех поросятах. Мы их историю сегодня узнаем подробнее. Как вы помните, они решили строить домики только тогда, когда похолодало.

 

2. Учитель:

О похолодании они узнали благодаря термометру (работа с моделями термометра).
Ребята, какую температуру покажет термометр, если:

1) В августе t = +16° C к полудню поднялась на 6 ° C .
2) В конце октября t = -2° C вечером, а ночью опустилась на 3° C.
3) Октябрьским утром t = -4° C, к полудню она поднялась на 8° C .
4) Октябрьской ночью t = -7° C, к полудню она поднялась на 4° C.

Запишите на доске получившиеся примеры по столбикам:

16 + 6 = 22
-2 + (-3) = -5     
-4 + 8 = 4
-7 + 4 = - 3

Что общего в примерах первого столбика?
Что общего в примерах второго столбика?
Ниф-ниф начал строить свой домик только после того, как тщательно обдумал строительство. Пока думал, он ходил относительно березы по следующим векторам (заранее начерчена координатная прямая, но не указаны числа).

1) отошел на 3 шага вправо и еще на 4 шага вправо (ГДЕ ОКАЗАЛСЯ?);
2) вернулся к березе;
3) отошел на 4 шага влево и еще на 3 шага влево;
4) вернулся к березе;
5) отошел на 4 шага влево, потом 6 шагов вправо;
6) вернулся к березе;
7) отошел на 2 шага вправо и сделал 6 шагов влево.

На доске записаны примеры. Запишите их в тетрадь, вычислив результат:

3 + 4 =
-4 + (-3) =
7 + (-7) =
-7 + 7 =
-4 + 6 =
2 + (-2 ) =
2 + (-6) =

Что общего в примерах первого столбика?
Что общего в примерах второго столбика?
Как сложить числа с одинаковыми знаками?
Как сложить числа с разными знаками?

( Правила записывают учащиеся в тетрадь для правил)

1) Чтобы найти сумму чисел одного знака, надо сложить их модули и перед суммой поставить общий знак данных чисел.
2) Чтобы найти сумму двух чисел разных знаков, надо из большего модуля вычесть меньший и перед разностью написать знак того числа, модуль которого больше.

 

3. Из учебника решить примеры с номерами 1030, 1053.

Пока строились домики, поросята помогали друг другу (устно ответить на вопросы).

1. Нуф-нуф нашел 3 веточки, и 2 ему подарил Ниф-ниф. Сколько собственных веток у Нуф-нуфа?
2. Ниф-ниф занял у Наф-нафа 5 камней и занял у Нуф-нуфа 1 камень. Сколько у него собственных камней?
3. Наф-наф занял у Ниф-нифа 3 камня и нашел 4 камня. Сколько у него собственных камней?
4. Ниф-ниф занял у Наф-нафа 5 веточек и 2 веточки нашел сам. Сколько у него собственных веточек?

Таблички к этому устному счету: 3 + 2 =; -5 + (-1) =;-3 + 4 =;-5 + 2=

В Индии положительные числа называли "имуществом", а отрицательные-"долгом".

Давайте узнаем, кто из поросят изображен на картинках (заранее изготовлены таблицы).

Примеры:

      

Не выполняя вычислений, устно определите знак суммы (заранее записаны примеры).

-12 + (-7) ;
-8 + (-3);
15 + 8;
-6 + (-11);
-24 + 19;
53 + (-35);
3,7 + (-8,4);
-245 + 300.

 

4. Учитель:

1) Сформулируйте правило сложения чисел одного знака.
2) Как сложить числа разных знаков?

 

5. Задание на дом:

Выучить записанные в тетрадь правила; 1029 (д - з); 1051.

 

6. Учитель:

А когда домики были построены, появился Волк и стал проверять постройки на прочность.
Мы тоже проверим прочность наших знаний:

Три человека будут защищать домики поросят у доски, а остальные на листочках под копирку в тетрадях:

Первый вариант
1050 а, б, з, н;         
Второй вариант
1050 г, в, ж, о.

Карточка 1.

Вычислите и расположите ответы к примерам в порядке убывания: (-3) + 11 = О ;

-0,4 + (-0,6) = Н; + 0,25 = О; -0,1 + (-0,02) = К.

Карточка 2.

Вычислите и расположите ответы к примерам в порядке убывания:

-9 + (-6) = А; 1,2 + (-0,8) = Р; + 0,5 = А; 0,7 + (-2) = М.

Карточка 3.

Вычислите и расположите ответы к примерам в порядке убывания:

8 + (-10) = Л; -5 + (-7) = Ч; -0,2 + 5 = К; -2,08 + 0 = Ю.

 

 

Учитель: занятие окончено, спасибо за урок.