Урок природоведения по теме: "Что такое экономика"

Разделы: Начальная школа, Экономика, Экология


Цели:

1. Дать понятие «экономика», взаимоотношения людей в рамках экономики, составные части экономики.
2. Дать представление о некоторых природных материалах, из которых изготовлены предметы быта человека.
3. Развивать умения группировать, анализировать, обобщать.

Организационный момент.

Гидрометеоцентр.

Загадка:

Ветки белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

- О каком времени года идёт речь? (Зима)

- Сколько месяцев составляет зима? (Декабрь, январь, февраль.)

- Можем ли мы уверенно назвать дату окончания зимы? (Нет)

Вести зелёной почты - Кто знает, как в народе называют зимние месяцы? ( декабрь – студень, январь – сечень, февраль – лютый).

- Заканчивается календарная зима в феврале, но в природе зима длится около пяти месяцев. Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу и хочет побыстрее зиму проводить. Существует даже праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица)

- Существует поверье, что на Масленицу зима с весной встречается.

Слушание закличек о Масленице из фольклора Омской области.

Какие приметы, пословицы, поговорки вы нашли?

- Изменилась ли неживая природа по сравнению с началом зимы?

- Кто является главным дирижёром сезонных изменений в природе? (Солнце)

Работа по таблице.

СОЛНЦЕ

- состояние неба
-почва
- водоёмы

ТЕМПЕРАТУРА - продолжительность дня

Справка из книги рекордов Гиннеса:

сильная мерзлота более 1.370 м глубины - почва в Сибири у реки Вилюй.

-Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня.

ЗАДАНИЯ:

1. Давайте обобщим все признаки и зимние явления в природе. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.

<Рисунок1>

Ответив правильно на все мои вопросы, вы прочитаете, какой основной цвет зимы.

Вопросы к кроссворду:

1) Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?

2) Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы.

3) Выпадение снега при сильном ветре.

4) Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.

5) Сильная метель со снегом и ветром.

2. Картинная галерея (2 уч-ся): два художника будут рисовать у доски зарисовку «Капризы зимы».

3. У доски. Выписать явления, характерные для зимы: снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния.

Справка из книги рекордов Гиннеса: величайший снегопад в США в 1924 г.

ПРОВЕРКА.

- Как изменения в неживой природе повлияли на живую природу?

- А вот как это отразилось на жизни животных леса, спросим у самих лесных зверей.

СЦЕНКА: заяц, медведь, лиса, ёжик.

- Что опасно для животных: холод или голод? (Голод)

- Чем опасно приближение весны? (Разливом рек)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ТЕНЬ-ТЕНЬ».

- Вот что творится в лесу! Все рады солнышку. А кто из зверей лишний? (Коза - домашнее животное)

- Как изменения в природе повлияли на труд и здоровье человека?

ВЫВОД: в природе всё взаимосвязано.

Изучение темы урока.

- Ребята, давайте подумаем, есть ли у нас потребности, т.е. то, что нам необходимо для жизни? (Одежда, лекарства...)

- А где мы их берём? Откуда мы знаем, как это делать? На все эти вопросы нам поможет ответить новое понятие, с которым мы сегодня познакомимся. Я думаю, вы приятно удивитесь и забудете о малом возрасте. Вам предстоит узнать, из чего состоит понятие «экономика».

Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек. Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, читаете книгу, а экономика всегда рядом.

Если перевести с древнегреческого на наш язык, это дом - искусство ведения домашнего хозяйства.

А для того, чтобы мы знали, как всё это делать, существуют правила, законы, поэтому экономика- это наука о хозяйствовании.

Кто ведёт это хозяйство и для кого? (Человек для человека)

Цель экономики - жизнь и благополучие людей.

Что необходимо затратить, чтобы получить продукт? (Труд. Рассмотреть на примере посадки картофеля.)

Вот мы хорошо потрудились и в итоге получаем продукт (товары, услуги, т. е. всё, что продаётся и покупается).

А чтобы этот товар покупался и продавался, что необходимо? (Разбор ситуации «Вы пришли в магазин». Вывод: стоимость, деньги, цена).

А сейчас мы узнаем, какие отрасли хозяйства включает экономика?

Чтение статьи учебника стр.58.

ЭКОНОМИКА:

  • торговля
  • сельское хозяйство
  • транспорт
  • промышленность
  • строительство

- Как вы думаете, связаны ли они между собой?

ЗАДАНИЕ: придумать пример:

1 ряд - торговля и промышленность,

2 ряд - строительство и транспорт,

3 ряд - сельское хозяйство и транспорт.

Рассмотрим Омскую область. Работа с атласами Омской области.

ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 8-9 и ответить на вопрос - участвует ли наша область в экономической жизни страны? Какие продукты даёт наша область стране?

ВЫВОД: экономика нужна для того, чтобы людям было приятно и удобно жить.

Экономика удовлетворяет желания и потребности людей, и чтобы всегда всё было в ней стабильно, нужно уметь ею управлять, должно быть выработано экономическое поведение.

Чтение сказки стр. 255-257.

- Чем не умели управлять жители? (экономикой)

- Вернёмся к схеме: экономика - это наука о продуманном, бережном, осторожном, рачительном хозяйствовании.

- Чего не хватало жителям? (Знаний, образования)

Совет выдающегося Американского управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем делай что-нибудь. Не жди, пока что-нибудь произойдёт само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать, не покладая рук, то сможешь достичь всего, к чему стремишься».

Закрепление.

Для того чтобы изготовить какой-то продукт, товар, необходимы:

- Природные богатства

- Знания

- Труд людей

- Цены

И это вы сейчас мне докажите сами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО БРИГАДАМ:

  • 1 бр.- глиняная кружка
  • 2 бр.- книга
  • 3 бр.- деревянная ложка
  • 4 бр.- носовой платок
  • 5 бр.- шерстяная кофта

-Что нужно, чтобы ваши вещи вступили в экономическую деятельность?

Экономика тесно взаимодействует с человеком и окружающей его средой. Естественная природа - это кладовая экономики. Эта кладовая безгранична?

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОЗУНГА:

Расходовать экономно!

Не вредить экологии - окружающей среде!

Девочка читает наизусть стихотворение об охране природы.

Итог урока.

- Что такое экономика?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заполните таблицу на стр. 19 «Отрасли экономики» в печатной тетради.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Я хотел бы организовать своё дело по производству... Как? Зачем? Твоя роль?»