"Применение опорных схем в процессе изготовления швейного изделия"

Разделы: Технология


На протяжении всей своей педагогической деятельности работаю над поиском новых творческих идей. Находиться в постоянном творческом поиске – это значит ощущать себя счастливым человеком. Это состояние стараюсь привить своим ученикам. Развитие правильного художественного вкуса, мышления, трудолюбия. Рождение и индивидуальных, и коллективных дизайнерских решений – все это является основой нашей совместной работы с учениками.

"По настоящему красив и счастлив тот, кто находит время и силы постигать великую культуру человечества".   С.Т.Коненков.

Проектная работа “Изготовление дамской сумочки”

Рисунок 1.

       

Рисунок 2.

Рисунок 3.

       

Рисунок 4.

Тема работы: Процесс изготовления швейного изделия на примере пошива дамской сумочки”.На данную работу отводится 6 занятий. Можно проводить её в свободной форме. Рекомендуется использовать как во внеклассной работе, так и на уроках.

Девиз: Как прекрасен этот мир!

Цели:

  • Ознакомить учащихся с системным подходом в изготовлении швейного изделия.
  • Ознакомить учащихся с профессиями, связанными с изготовлением швейного изделия.
  • Познакомить учащихся с основами композиции костюма, понятием аксессуары”.
  • Закрепить знания и умения по раскрою швейного изделия.
  • Продолжить формирование умения применения технологических схем при пошиве изделия.
  • Продолжить овладение терминологией швейного производства.
  • Формирование рациональных приемов шитья в процессе изготовления дамской сумочки.
  • Отработка элементов сборки изделия.
  • Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Наглядные пособия и оборудование урока:

  • плакаты по композиции одежды;
  • опорные схемы;
  • раздаточный материал (детали кроя, элементы отделки, схема процесса изготовления сумочки), демонстрационный материал по пошиву каждого технологического узла;
  • принадлежности для пошива (ножницы, иглы, булавки, нитки, шпульки).

План работы:

I. Орг. момент (знакомство – раздача эмблем (приложение 1), тема, план работы, девиз).

II. Мотивация.

Сообщение о процессе изготовления швейного изделия и о профессиях, связанных с каждым этапом работы.

Для успешного изготовления изделия ребята должны знать общее представление о пути, который им предстоит пройти, и видеть конечный результат. Используя наглядное пособие (приложение 2), учитель помогает выстроить логическую цепочку действия у ребят, акцентируя внимания на названиях профессий и на приёмах работы, относящихся к каждому этапу.

Итак, нам нужно пройти 4 этапа работы.

Конструирование Моделирование Раскрой Пошив

Развиваем пространственное мышление, на примере работы художника-конструктора.

Учитель объясняет, что сначала нужно определить габаритный размер будущего изделия. Если упаковать дамскую сумочку в подарочную коробку, которая будет иметь ширину, высоту, глубину, то приблизительно можно будет считать эти размеры габаритными. Наша сумочка – плоская, поэтому остаются два размера: ширина и высота. Представим три варианта (широкая, высокая и квадратная) и выберем один из них.

Рисунок 5.

(Определяем припуски по 1 см. со всех сторон)

Переходим к понятиям создания гармоничного образа в деятельности художника-модельера. Аксессуары.

Ребята узнают, что такое стиль (приложение 3), какие бывают стили (приложение 4; приложение 5) и что стиль отражается, в том числе и в костюме. Переходя к понятию костюма (приложение 6), мы видим его определение, и что входит в это понятие, акцентируя внимание на аксессуарах (приложение 7; приложение 7а). Здесь учащиеся должны понять, что аксессуары подбираются правильно, со вкусом и, как элемент костюма, входят в его композицию и составляют гармоничный образ (приложение 8). Используя раздаточный материал (приложение 9; приложение 10), ребята наглядно видят, как меняется стиль костюма за счёт аксессуаров.

Развиваем фантазию путем решения технических и оформительских задач в деятельности художника-модельера.

На этом этапе мы должны, применив дизайнерские качества, выбрать:

а) форму будущего изделия.

Можно представить несколько вариантов симметричной и ассиметричной формы изделия.

Приведём несколько примеров и выберем один из них.

Закругленная

Фигурная

Фигурная

Ассиметричная

Ассиметричная

  Конусообразная

Рисунок 6.

б) цвет будущего изделия.

Существует гармония цветовых соотношений (правило цветового круга учащиеся вспоминают из уроков по рисованию). Аксессуары, подобранные по оттенкам цвета, выглядят богаче по палитре, чем те же дополнения, одинаковые по цвету. Желательно, чтобы в костюме было не более двух аксессуаров одного цвета, иначе внимание рассеивается (исключением является черный цвет). Сумки обычно подбирают по цвету и дизайну к обуви или другим аксессуарам, размер которых согласовывается с пропорциями фигуры и общим стилем одежды.

в) фактуру и расцветку ткани будущего изделия.

Одноцветная ткань для сумочки – разноцветная ткань для костюма и наоборот.

Лёгкие ткани для сумочки подходят к романтическому стилю одежды.

Можно подобрать много вариантов и записать таблицу совместимости.

г) назначение будущего изделия.

Зависит от стиля одежды: классический стиль – для деловых встреч, романтический стиль – для свиданий, спортивный стиль – для занятий спортом и.т.д. Оформляем альбом: название стиля – назначение – картинка, фото.

д) отделку будущего изделия.

Подбирается согласно материалу, цвету и фактуре ткани. На этом этапе работы ребята с большим интересом проявляют свои индивидуальные творческие способности. В качестве отделки можно использовать бусы, пуговицы, булавки, блестки, стразы, вышивку, тесьму, бахрому и многое другое. Расширить представления об отделки помогают журналы мод (приложение 11).

III. Практическая работа.

Раскрой деталей кроя сумочки.

Здесь главное ребятам повторить правила раскроя изделия. Учитель сосредотачивает внимание учащихся на плакате и совместно его обсуждает (приложение12). Затем ребятам предлагается ответить, сколько основных деталей кроя и сколько дополнительных, после чего приступить к раскрою изделия.

Сборка основных деталей сумочки (индивидуальная самостоятельная работа).

Каждому учащемуся выдается список этапов работы по пошиву сумочки.

Рисунок 7.

Далее на доске вывешивается демонстрационный материал каждого технологического узла по пошиву сумочки.

Рисунок 8.

По окончанию работы учащимся предлагается написать схему пошива дамской сумочки. Это задание очень трудоемкое, но мои ребята привыкают к нему с пятого класса, начиная с небольших схем. Это и повторение терминологии швейного процесса, и подведение итогов работы:
(приложение 13;   приложение 14приложение 15; приложение 16; приложение 17).

IV. Отделка изделия.

Выбрав отделку изделия по всем пройденным правилам, ребят ждёт ручная работа по украшению готового изделия (могут быть исключения на этапах последовательности работы – это зависит от вида отделки).

V.Подведение итогов работы

Критерии оценки – правильность выполнения композиционного решения и качества пошива изделия.

VI. Оформление стенда-витрины.

Учащиеся подбирают каждую сумочку к нарисованному манекену с учётом их стиля одежды.

Рисунок 9.