Разработка урока на тему: "Формулы сокращенного умножения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • формирование умений применять формулы квадрата суммы и разности в нестандартных ситуациях;
  • знакомство учащихся с формулами квадрата трехчлена, куба суммы и разности;
  • развитие элементов творческой деятельности учащихся, умения контролировать свои действия, способностей к самооценке и взаимооценке;
  • развитие познавательного интереса к математике;
  • формирование организованности и дисциплинированности, инициативы и творчества в учебном процессе.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Ввод в урок. Сообщения о теме урока, форме проведения и задачах урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Работа по лабораториям.
  5. Подведение итогов.
  6. Выдача домашнего задания.

 Ход урока

    Проверка домашнего задания. В классе организованы группы постоянного состава по четыре человека. В каждой группе есть консультант, который проверяет наличие, а иногда и правильность выполнения домашнего задания другими членами группы. В данном случае эталон домашнего задания записан на переносной доске, а консультант докладывает о правильности выполнения задания и оценивает: одно верно выполненное задание – один балл.
   Ввод в урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по одному из уголков страны Алгебра – по краю Многочлены. Я надеюсь, что сегодня вы углубите ваши знания о применении формул сокращенного умножения. Вы познакомитесь с математическими лабораториями и примите участие в их работе.
   Актуализация опорных знаний. Прежде необходимо пройти испытания, которые будут служить пропуском в лаборатории.
    Первое испытание – графический диктант. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы “да” или “нет”. При ответе “да” они рисуют в тетради отрезок, а при ответе “нет” - уголок. Каждый последующий ответ пририсовывается к предыдущему.

  1. Выражение, представляющее собой сумму одночленов – многочлен.
  2. Выражение - одночлен в стандартном виде.
  3. Одночлены с одинаковой буквенной частью – подобные одночлены.
  4. В выражении число “7” - степень.
  5. Квадрат двучлена  равен .
  6. Выражение представляет собой квадрат разности.
  7. Любой многочлен можно записать в стандартном виде.
  8. - куб суммы.
  9. Выражение не зависит от x.

    Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, сравнивая полученную кривую с кривой, изображенной на доске, и оценивают работу друг друга в баллах: один балл – один верный ответ.

 

Второе испытание – занимательная задача от капитана Врунгеля. Вот так знаменитый капитан “Беды” доказывал, что 2x2=5.
Возьмем верное равенство 16-36=25-45 и выполним преобразования:

Задание: найти ошибку и грамотно ее объяснить. Группа оценивает участие каждого (1 – 3 балла).

Третье испытание – игра-молчанка. У каждого на столе карточки с цифрами 1, 2 и 3. В задании с выбором ответа ребята дают ответ с помощью сигнальных карточек, не говоря вслух. Эту работу ребята оценивают сами: один верный ответ – один балл.

Задание

Ответы

img10.jpg (26984 bytes)

img11.jpg (29594 bytes)

img12.jpg (30698 bytes)

img13.jpg (30611 bytes)

Работа по лабораториям.

Все испытания пройдены, и перед нами лаборатория “Доказательства”. Работа в ней будет проходить в группах.

I и IV группы доказывают формулу

II и V группы доказывают формулу 

III и VI группы доказывают формулу 

Группа оценивает участие каждого ученика (1 – 4 балла).

Лаборатория “Уравнения”. Решить уравнение:

.

Решение уравнения оценивается в 5 баллов (открыть доску с правильным решением).

Лаборатория “Исследования”. Работа проходит в группах.

Даны выражения:  и

Какое из выражений кратно 5? (Оба кратны). Оценивается участие каждого ученика в работе всей группы (1 – 5 баллов).

 

Подведение итогов. Каждый ученик результат своей работы заносит в листок контроля <Приложение 1> и в зависимости от количества набранных баллов ставит себе оценку. В таблице “Рефлексия” <Приложение 2> ученики делают соответствующие отметки.

.