Изучение экономики с использованием модульной технологии

Разделы: Экономика


В НОУ СОШ “Познание” г. Москвы в классах II ступени (основная школа) внедряются элементы модульного обучения. В данной разработке предлагается один из вариантов использования элементов модульного обучения в 9 классе. Учащиеся изучают экономику по программе общеобразовательных школ, автор И.В. Липсиц (ГУ-ВШК).

В качестве примера взяты темы “Основы денежного механизма” и “Закономерности денежного обращения”. Данные темы объединены в один модуль, который состоит из восьми учебных элементов (0 - 7). Предельное время изучения модуля 6 уроков.

Основные изучаемые вопросы:

  • Причины изобретения денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средства обмена.
  • Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Причины выделения из мира товаров денежных товаров - драгоценных металлов.
  • Деньги как средства сбережения. Понятие о ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
  • Факторы, определяющие необходимое стране количество денег. Понятие о скорости обращения денег и метод ее определения. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны.
  • Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Понятие об инфляционной психологии. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране.

В качестве учебных пособий на уроках используются учебник И.В. Липсиц “Экономика” и “Рабочая тетрадь по экономике” Е.В. Савицкая.

Модуль раздается учащимся для работы. Он позволяет ученику увидеть цель урока, объем изучаемого материала, его целостность, пошагово под руководством педагога усваивать новые знания, осваивать и отрабатывать умение получения новых знаний.

Применяются методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный. Преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум.

Основные средства диагностики – текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов; письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучаемой темы.

Учащиеся могут изучать темы, выбрав опережающий (свой собственный) темп. При этом они получают творческое задание (проект) по интересующей его теме.

МОДУЛЬ №3.

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

0

Цель.

Вспомните, что Вы изучали в прошлом учебном году о деньгах.

Учебник

И.В. Липсиц

7-8 класс

  • Зачем понадобились деньги (какие причины изобретения денег Вы знаете)?
  • Что такое “взаимство” или бартер?
  • Что такое товарные деньги? Приведите примеры товарных денег.
  • Какими свойствами должно обладать благо, чтобы оно само смогло стать денежным товаром?

Глава 11

 

 

 

  • Какое определение понятию “деньги” Вы давали в прошлом учебном году при изучении экономики?

Глава 11, 12,14,

15,16,17,18

  • Что Вы помните из истории возникновения денег?

Глава12

  • Какие виды денег Вы знаете?
  • Что такое банковский чек и для чего его изобрели?
  • Что такое безналичные денежные расчеты?
  • Чем безналичные деньги отличаются от наличных?
  • Что такое платежные карточки?
  • Какие достоинства платежных карточек Вы знаете?
  • Есть ли выгоды от использования карточек для их владельцев?

Глава 14, 16, 17, 18, 19

1

Цель.

§14.

 

 

Усвоить следующие понятия:

  • эмиссия денег
  • наличные денежные средства
  • безналичные денежные средства

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

Функции денег в экономике.

Выполните практические задания:

тема 5 задания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7,

Рабочая тетрадь №1

2

Цель.

§15

Усвоить следующие понятия:

бартер

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

  • Деньги как средство обмена различных товаров.
  • Что такое бартер, причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны.

Выделите первую часть определения понятия “ деньги”. Запиши его в рабочую тетрадь.

Выполните практические задания:

тема 5 задания 8, 9

Рабочая тетрадь № 1

3

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

Роль денег как средства измерения.

§16

Подумайте!

  • Почему люди выделили из мира денежных товаров драгоценные металлы?
  • Почему людям необходим единый соизмеритель товаров?

Выполните практические задания:

тема 5 задания 11,12, 13.

Рабочая тетрадь № 1

4

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

Роль денег как средства сбережения.

§17

 

 

 

 

 

Цель.

Усвоить следующие понятия:

  • активы;
  • ликвидность;
  • деньги.

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

  • Деньги как средство сбережения.
  • Расширьте свои знания в области определения понятия деньги.

Подумайте над вопросами!

  • Как Вы понимаете следующие понятия:
  • абсолютно ликвидный
    абсолютно неликвидный.

  • Приведите примеры абсолютно ликвидных вещей и абсолютно неликвидных вещей.
  • Запишите ваши рассуждения в тетрадь.

Выполните практические задания:

тема 5 задания 14,16, 17

Рабочая тетрадь № 1

5

Цель.

§18

Рабочая тетрадь № 1 тема 6

Усвоить следующие понятия:

  • денежная масса;
  • количественная теория денег;
  • уравнение обмена;
  • скорость обращения денег.

Используя уравнение количественной теории денег, рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен.

Закрепить материал с помощью специальных задач.

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

Уравнение количественной теории денег (УКТД).

§18

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы к §18 .

Подумайте над вопросом:

V=const – это абстракция, т.к. V может меняться при определенных обстоятельствах.

НО! Допустим, что V=const, тогда можно построить количественную теорию денег.

Объем производства в денежном выражении (номинальный ВНП) определяется количеством денег в обращении (предложением денег).

ПОДУМАЙТЕ и сделайте основной вывод количественной теории.

Подсказка: свой вывод основывайте на количестве денег в обращении и уровне цен.

Выполните практические задания:

Тема 6 задания 1, 2, 3, 7.

Если Вы справились с заданиями, то выполните задания 4, 5

Рабочая

тетрадь№1

6

Цель.

§19

 

 

 

Усвоить следующие понятия:

  • инфляция;
  • покупательная способность денег;
  • гиперинфляция.

Ознакомьтесь со следующими теоретическими вопросами:

Причины возникновения инфляции.

  • Влияние инфляции на покупательную способность денег.
  • Особенности гиперинфляции.

Виды инфляции (инфляция спроса, инфляция затрат).

Инфляционная психология.

ПОДУМАЙТЕ:

- Каково влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране?

- Какой вид инфляции мы наблюдаем в России в настоящий момент?

- Можно ли остановить в России инфляцию, если заменить бумажные деньги золотыми монетами?

Если Вы усвоили теоретические вопросы, то можете перейти к практической части модуля (тема 6 в рабочей тетради)

Выполните практические задания:

Тема 6 задания 9, 10, 12.

Надеюсь, Вам будет интересно проверить свои знания с помощью теста темы 6, который Вы можете выполнить дополнительно в домашних условиях.

Рабочая тетрадь № 1

7

Контрольное задание

 

Контрольное задание

ТЕСТ.

Найдите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Теннисный шар непригоден в качестве денег, так как у него нет одного необходимого качества. Какого?

a) стабильности;
b) портативности;
c) износостойкости;
d) узнаваемости.

2. Большинство денег в обращении – это

a) монеты;
b) бумажные деньги;
c) сберегательные счета;
d) чековые счета;
e) безналичные деньги.

3. Что не является функцией денег в рыночной экономике?

a) средство измерения;
b) средство платежа;
c) средство накопления;
d) средство производства.

4. Стоимость денег

a) поднимается с ростом цен;
b) может понизиться или повыситься;
c) остается постоянной;
d) может возрастать стечением времени.

5. Покупательная способность денег

a) увеличивается в период инфляции;
b) уменьшается в период инфляции;
c) остается постоянной в период инфляции и дефляции;
d) уменьшается в период дефляции.

6. Если повышение цен в экономике вызвано ростом цен на энергоносители, то это экономическое явление называется

a) инфляция спроса;
b) инфляция затрат;
c) дефляция;
d) экономический кризис.

7. Покупательная способность денег определяется

a) металлическим стандартом;
b) стоимостью труда, затраченного на ее изготовление;
c) объемом благ и услуг, который может быть приобретен;
d) государственным банком.

8. Избыточная масса денег, отчеканенная из золота, может привести к

a) подъему экономики;
b) падению покупательной способности денег;
c) снижению склонности людей к сбережениям;
d) вытеснению из денежного обращения бумажных денег.

9. Наименьшей ликвидностью обладает

a) земельный участок;
b) облигация государственного займа;
c) акция;
d) денежная купюра.

10. Закон обмена может быть записан как уравнение следующего вида:

a) M + V = P + Q;
b) M x V = P x Q;
c) M + P = V + Q;
d) M : V = P : Q

11. Если в стране растут цены, то, даже при неизменном объеме производства и той же скорости обращения денег,

a) масса денег в обращении должна быть увеличена;
b) масса денег в обращении должна быть уменьшена;
c) масса денег в обращении должна оставаться постоянной.

12. Если при неизменных объемах производства и неизменных ценах скорость обращения денег возрастает, то

a) масса денег в стране должна быть увеличена;
b) страна может обойтись меньшим количеством денег;
c) масса денег в обращении должна оставаться постоянной.

13. Если в стране требования закона обмена нарушаются, то это приводит к

a) росту цен;
b) падению цен;
c) инфляции затрат.

14. Экономическая ситуация, когда спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, называется:

a) экономические издержки;
b) инфляция спроса;
c) экономические затраты;
d) инфляция затрат.

15. Что случится, если в формуле закона обмена M увеличится в два раза, в то время как V и Q не изменятся?

a) цены будут падать;
b) стоимость денег увеличится;
c) цены будут расти;
d) V, P, Q не изменятся.

16. Индекс потребительских цен используется при определении

a) числа семей, находящихся за чертой бедности;
b) изменения численности населения страны;
c) объема денежного предложения за некоторый период времени;
d) изменений стоимости жизни населения.

17. Чтобы не развивалась инфляция

a) необходимо увеличить покупательную способность населения;
b) заменить бумажные деньги золотыми;
c) все расчеты сделать безналичными;
d) необходимо, чтобы государство контролировало денежное обращение.

ЗАДАЧА 1.

В стране Мандариния все производственные мощности задействованы на производстве мандарин. За прошедший год на плантациях собрали 8 000 тонн мандарин. Стоимость одного килограмма мандарин 20 рублей. Денежная масса государства составляет 40 млн. рублей. Чему равна скорость обращения денег в стране Мандариния?

ЗАДАЧА 2.

Скорость обращения денег равна 2. Исходя из уравнения количественной теории денег, определите количество денег, необходимое для обслуживания обмена. Ответ дайте в %.