Учимся играя

Разделы: Начальная школа


В начале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или иначе вхождения в жизнь малыша. Ребенок еще не может говорить, но уже кулюкает, гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на колыбельные потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве. Различает цвета и звуки, познает первые слова – сигналы, вступает в “контакты” с другими людьми. Реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих питомцев и воспитанников.

Ребенок, играя все время, стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия “работают” синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь. Труд и обязанности взрослых, со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, воспитателя, представителей разных профессий и т.д.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – учащийся, т.е непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности – учебной, требующей большого напряжения сил.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной, где основное - учеба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин…) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного и младшешкольного детства.

Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Адаптационный период – самое трудное время для начинающего учиться шестилетнего ребенка. Вчерашний дошкольник должен освоить массу новых обязанностей, новых правил, приучаться к систематической учебной работе. Он входит в школу как сложный, многолюдный, многодеятельный мир. Войти в этот мир поможет ему, конечно, внимание, доброта учителя, его умение доступно, образно объяснять правила учения и поведения. Но все же лучший помощник малышу – игра.

Анализируя литературу, описывающую роль игры в воспитательном и учебном процессе, приходишь к выводу:

  • Необходимо собирать как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение многих лет.
  • Новая хорошая игра – лучший подарок детям.
  • Не стоит навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное.
  • Игра – не урок. Это не значит , что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и т.п.
  • Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.
  • Игра – средство – диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
  • Нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.

Использование игры в учебном процессе

Развитие речи

1. За покупкам в магазин

Цель:

Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал:

1. Наборное полотно с тремя – четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех – четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

2. Предметные картинки:
автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки);
пирамидки: разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);
медвежата: один – черный, 2 – коричневый, 3 – белый, с разными деталями (3 картинки)
неваляшки: 1 – на платье пояс с пряжкой, 2 – на платье мелкие пуговицы и бант, 3 – в зеленом плаще (3 картинки)

Ход игрового упражнения на занятию

Вывешивается перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит: “Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестрой, чтобы купить для неё игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестрёнка попросила купить пирамидку. Она сказала так: “Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую”. Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестре? Почему ты так думаешь, что большая с красным колпачком?

Кат, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала, что ей захотелось иметь неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами. Ей надо другую без и банта.

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: “Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом” и т. д.

2. Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – ананас- сом – мак – крокодил – лук).

Размер карточек для занятия 12 х 7 см (10 х 6 см). обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек – 8 х 5 см.

Ход занятия

На столе у детей лежат карточки (одна на двоих). У учителя – карточка с изображением карандаша.

Учитель объясняет: “Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со лова карандаш, кто найдет из вас предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Когда будет выложена вся цепочка (её можно разместить на фланелеграфе по кругу), учитель предлагает детям хором назвать предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Математика (веселый счет)

В переплетах паутин
паучок сидит один
CCC Хоботками из ведра
Воду пьют три комара
А на венчике цветка
приютились два жучка
Потирают лапки-руки
На пеньке четыре мухи
Мимо виноградных лоз
Пролетают пять стрекоз
Как солдатики, подряд
Семь кузнечиков сидят
В травке под мимозою
Шесть улиток ползают
Там где роза расцветают
Восемь бабочек порхают
Катят косточки от вишен
Дружно девять муравьишек
В ясный день за медом в дол
Полетели десять пчел

Богдан Лемо

Азбука в стихах

А

Взялась акула от безделья
Писать пейзажи акварелью.
Жаль, не видны её труды:
Уж слишком много в них воды

Б

Белка – опытный грибник,
Отыскала боровик
И на старом пне опят,
Чтоб зимой кормить бельчат

В

Ворона ворчала на волка:
   “Волк воет и воет без толку.
Вот лучше бы каркал,
   ведь это понятней,
К тому же для слуха
   намного приятней”

Г

Гусыня гусятам варила горох.
Наверно, горох оказался неплох:
На стол угощенье подать не успела.
Как миска с горохом уже опустела.

Игровое оформление реальной деятельности детского коллектива стимулирует детей к творческому выполнению задания, к проявлению самостоятельности, фантазии, инициативы. Оно помогает на длительное время по-настоящему увлечь детей, способствует развитию познавательных интересов, трудовых умений навыков, формированию товарищеских взаимоотношений, навыков планирования совместной работы.