Цели:
- научить способу проверки орфограмм слабых позиций: приведение фонемы к сильным позициям в той же части слова.
- формировать умение распознавать звуковую и фонемную записи.
- продолжить работу над развитием орфографической зоркости, речи, творческого воображения, пополнить словарный запас.
- продолжить сотрудничество в малых группах под девизом “Помогая другим, учимся сами”.
- развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия).
Оборудование: несколько графиков для графического диктанта, картина осеннего леса, выставка книг северской поэтессы Семичевой Галины Ивановны.
ХОД УРОКА
I. Приветствие гостей. Психологический настрой на урок.
Учитель. Возьмитесь за руки и мысленно
подарите друг другу добрые слова, улыбнитесь и
пожелайте доброго дня.
Запрос был на прошлом уроке от вас (озвучьте его:
словарная работа, работа в группах, делать
фонемы, писать сочинение). Запрос постараюсь ваш
выполнить, вы мне поможете.
Оформим начало работы: число, классная работа.
II. Минутка красивого письма/
К, УСК, КЛ, ОФ, ОФЕ, ТА К – ПУСТА, К – РТОФ – ЛЬ
III. Словарная разминка в виде графического диктанта/
Прогностическая оценка: оценить свои знания в написании словарных слов на оценочной шкале х———):
а) по описанию определить предмет:
- продолговатый зеленый плод этого растения – ОГУРЕЦ
- завивающиеся в кочан листья растения, которые употребляют в пищу – КАПУСТА
- подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу – КАРТОФЕЛЬ
- съедобные утолщенные корни этого растения оранжевого цвета – МОРКОВЬ
в) по действиям определить овощ: сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, чистить, варить, жарить, любить и т.д.
г) соединить точки, какой график получился? (Найти из нескольких верный график)
В минутке красивого письма были даны 2 слова с пропусками – вставить в них буквы, проверить (у доски 1 ученик).
– Как проверяли в этих словах орфограммы
слабых позиций? (Их запоминали)
Посмотрите на оценочную шкалу, сравните.
IV. Физминутка.
3 “б” внезапно ожил,
стал на “огород” похож.
Раз – наклон,
Два – наклон.
Всем “овощам” шлем поклон.
V.
– Какие способы проверки орфограмм вы знаете?
- по сильной позиции;
- по словарю;
- по правилу.
– На какой вопрос мы искали ответ несколько уроков? (Что обозначает буква в слове?)
VI. Проверка домашнего задания.
2 ученика работают на альбомных листочках, сидя за партами:
[ л/ иства ] < л/ иства > листва |
[ л/ ит/ ат ] < л/ от/ ат > летят |
Работа с классом в это время:
– Что же обозначают буквами на письме? (Фонемы). Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма (Пиши по сильной позиции).
VII. Проверка домашнего задания (продолжение)
– у доски дети рассказывают по листочкам.
– У кого домашнее задание вызвало затруднение? Справились? Нравится работать с фонемной записью?
VIII. Театрализация.
Учитель. На переменке я подслушала разговор двух детей. Послушаем, о чем они говорили?
Разговоры на переменке.
Сценка № 1.
– Ты знаешь, что такое [лук ]?
– Конечно. Это растение такое. Оно на огороде
растет.
– А вот и нет! Это такое место, покрытое травой.
Там коровы или кони пасутся.
Сценка № 2
– Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [л’иса
].
– Почему же она вокруг деревни бегает?
– Кто она? И как это [л’иса ] могут бегать? Они
просто растут там.
* * *
– Как вы думаете, одно и то же слово или разные имели в виду участники каждого разговора?
IX. Работа в группах.
[ лук ] |
[ лук ] < лук > лук < к > |
[ л/ иса ] |
[ л/ иса ] |
– Чем можно объяснить, что они подменяют одно
слово другим? (Разные фонемы)
– Какими фонемами отличаются разные слова в 1
случае? (< г > < к >)
– Какими фонемами отличаются разные слова во 2
разговоре? (< и > < э >)
– Что такое фонема? (Ряд позиционно
чередующихся звуков)
– Что знаете про фонему? (Ряд позиционно
чередующихся звуков, главный представитель
фонемы – звук в сильной позиции, фонемы бывают
разные).
– Как обозначить фонему буквой в слабой позиции? (Чтобы
обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно
проверить, какой буквой обозначается эта фонема
в сильной позиции в той же значимой части слова.
Это основное орфографическое правило).
– Кому интересно работать с фонемой?
Х. Физминутка.
Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
XI.
– Мы с вами говорим о луге. А кто бы сейчас хотел
оказаться из вас в осеннем лесу, на лугу? Закрыли
глазки, представили, что мы расположились на
нашей поляне. Открываю доску (Картина осеннего
леса)
– Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
– Давайте внимательно рассмотрим картины,
вспомним наблюдения за природой на экскурсии.
Назовите красивые словосочетания, предложения,
которые помогут написать небольшое
сочинение-миниатюру об осеннем уголке природы.
Дети называют.
– Я выписала из стихотворений Г.И. Семичевой (северская поэтесса) словосочетания, выдержки об осени, где нужно обозначить фонему буквой (выставка книг Семичевой Г.И., показ их). Попробуем справиться? Работаем по вариантам в тетрадях:
I вариант:
г-ворливая л- ства;
пляшет ос-нь з-л-тая;
волшебная ос-нь.
II вариант:
г-товят листья мягкую п-стель;
вет-р обл-ка гонит стаей;
з-л-той пургой ос-нь хвалится.
Взаимопроверка.
– Дайте заголовок своему рассказу.
Дети самостоятельно записывают
сочинение-миниатюру.
Чтение учащимися сочинений-миниатюр.
Отзывы одноклассников.
– Чье сочинение больше понравилось? Почему? (Рекомендации, пожелания.)
XII. Домашнее задание.
– Дописать сочинение-миниатюру тому, кто не успел написать в классе. Описать уголок хвойного леса
XIII. Итог. Рефлексивная деятельность.
Учитель. Как каждый из вас потрудился на уроке? Отметьте на шкалах:
Запрос на завтра: какие задания включить мне в план урока? (Дети предлагают)
Спасибо вам, ребята, за урок!