Герои наших сказок. "Лиса Патрикеевна" – разработка занятия элективного курса по биологии для учащихся 7-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Участники занятия:

учащиеся 7-х классов, посещающие элективный курс по биологии.

Задачи занятия:

  • познакомить учащихся со значением млекопитающих в природе;
  • развивать культуру устной речи;
  • обучать учащихся работать с дополнительной литературой;
  • формировать умения и навыки восприятия информации;
  • формировать познавательный интерес к предмету зоологии, используя литературно-художественные образы;
  • воспитывать любовь к животному миру как одному из компонентов природной среды;
  • воспитывать нравственные качества личности на основе экологической культуры, любви, доброты.

Оборудование:

Стенд “Сказочное чудо – чудо природы”.

Стенд “Библиотека детям”.

Сообщения учащихся.

2 стендовых доклада учащихся.

Телевизор.

Видеомагнитофон.

Видеофильм “Лиса Патрикеевна”.

Ход занятия.

Учитель. На уроках биологии изучаем животных, относящихся к классу Млекопитающие.

Эти самые современные и совершенные, отлично приспособленные к жизни животные издавна используются людьми в разных областях хозяйства, в быту, в научных и других целях. И дикие, и домашние животные делают нашу жизнь интересной, удобной, красивой.

Где же используются млекопитающие? Что они дают людям?

Послушаем доклад “Значение млекопитающих в жизни человека”.

Доклад учащихся с использованием стендовой информации “Значение млекопитающих в жизни человека”.

Учитель. Наша страна огромна и ее населяют многие виды млекопитающих. Одни их них давно одомашнены и неотрывно связаны с жизнью человека. О других мы чаще всего только слышим, иногда видим их по телевидению или в зоопарках, или читаем о них в книгах. Это дикие животные.

Посмотрите на стенды. На них - фотографии зайцев, лис, ежей, медведей, волков, барсуков и белок. Использование этих животных человеком ограничено. Они не живут в наших домах, иногда за всю свою жизнь люди могут не увидеть их собственными глазами. Но спросите у любого взрослого и ребенка: “Кто такие волки, белки и барсуки?” и обязательно получите ответ. А откуда люди впервые узнают об этих животных?

О т к у д а ?

Из сказок, песенок, загадок, потешек, которые каждому пели и рассказывали бабушки и мамы.

Посмотрите на эту выставку детских сказок. На обложках портреты героев, о которых мы знаем так много и … так мало.

Давайте вновь познакомимся со старыми друзьями. Начиная с сегодняшнего занятия, снова вернемся к знакомым героям детских сказок, персонажам русского и якутского фольклоров. Вспомним, что такое сказки и почему их герои, будучи просто животными класса Млекопитающие, в народном творчестве так очаровательны и интересны или наоборот отталкивающе – неприятны.

Попробуем проанализировать характеры сказочных персонажей и сравнить их с реальными земными лесными жителями.

Какое же место в русской и якутской литературе занимают звери? Какими обладают характерами? Чему учат малышей сказочные герои?

Сообщения учащихся “Герои русских сказок” (образы животных в русском фольклоре).

Сообщение учащегося “Герои якутских сказок” (образы животных в якутском фольклоре).

Учитель. Открыть новый цикл занятий под названием “Герои наших сказок”, мы решили с очень характерной, яркой, великолепной героини - Лисы Патрикеевны. Знакомое даже самым маленьким детям имя. А откуда оно произошло?

Сообщение учащегося “Лиса Патрикеевна”.

Учитель. А какая наша героиня в сказках? Открыть запись на доске.

(Хитрая, коварная, жадная, умная, находчивая).

Учитель: А какой “адрес” лисы в систематике? Работа ученика на доске.

Ну а теперь послушаем ваши сообщения о лисицах. Проверим, на сколько сказочный образ соответствует лисьему характеру, повадкам. Прав ли М.В. Ломоносов, утверждая, что “у сказочного вымысла серьезное значение”. Узнаем, насколько образ сказочной хитруньи соответствует облику животного. А может просто сочиняли сказочники, обижая простоватую, доверчивую, кроткую лисичку?

Сообщения учащихся о различных видах лисиц.

Учитель. А теперь посмотрим небольшой видеофильм, т.к. “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Просмотр видеофильма. (23 минуты).

Обсуждение видеофильма по вопросам.

Учитель. Все ваши работы мы соберем и оформим альбом, посвященный лисам. А напоследок слушайте сказку.

С. Я. Маршак.

Заяц к лисе сватался.

В сапогах со шпорами прыгает косой,
Крутит серой лапкою ус перед лисой.

-Разве я не парочка для кумы –лисы?
Разве не закручены у меня усы?

Хвост расправив по ветру, думает лиса:
“Разве я не первая девица – краса?

Голова причесана у меня, лисы.
Рыжий хвост пушистее девичьей косы!”

Зайца приголубила хитрая лиса –
Жениха ушастого унесла в леса.

Что там дальше сделалось, нам и невдомек.
Зацепился заинька шпорой за пенек.

Зацепился шпорою по пути косой.
Свадьбы так и не было у него с лисой.

На следующем занятии продолжим разговор о героях сказок – о зайце и о еже.

Учитель благодарит учащихся за работу на занятии.

Герои русских сказок.

В русских народных сказках часто встречаются волк, заяц, лиса и медведь. Еще в давние времена, когда наши далекие предки складывали эти сказки, заяц, волк, медведь да лиса им были хорошо знакомы. Взять хотя бы волка. Какой он в сказках? Злой, страшный, всех обижает. А почему? Не любили его люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой серый разбойник из деревни ночью овец таскает. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут. Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайца поймает.

А каким прослыл в сказках заяц? Трусливым. На самом деле это не совсем так. Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать - увидеть опасность и задать стрекача. Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит заяц сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит - не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится.

Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышек – полевок она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и раскопает ее.

Впрочем, хитрой лису, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень, ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курицы как ни бывало. Но часто ругали хозяйки рыжую воровку зря: гибкий и проворный хорек тоже большой любитель курятника. А думают на лису: дескать, как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая!

Медведя в сказках представляют косолапым, неуклюжим, немного глуповатым. Обмануть его, простака, ничего не стоит. Но если и взаправду, то медведь совсем не такой, а, наоборот, умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать.

Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел.

Медведь еще и рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу.

Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит. Облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Особенно любит медведь ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а 'сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство.

Ещё издавна люди со страхом относились к медведям, и поэтому придумывали ему разные имена, такие как Миша, Михаил, Косолапый, Топтыгин, Потапыч. Даже по имени-отчеству его величали Михаилом Иванычем или Михаилом Потапычем.

Настоящее имя медведя – “орктос” (от греческого “арктос”), но т.к. люди очень боялись их, то и придумали ему кличку “медведь”.

Популярная энциклопедия “Детям обо всём на свете”. Харьков П.Д.К.

Вездесущая кумушка.

Лисица — широко распространенный и многочисленный вид семейства собачьих. В нашей стране она встречается почти повсюду — в тундре, лесах, степях, пустынях, горах. Обитает этот зверь и во многих странах Европы и Азии, включая Северную Индию, Индокитай, Южный Китай, а также в Северной Америке.

Лисицы, живущие в южных широтах, как правило, помельче, длина их тела редко превышает 60 сантиметров, а хвоста — 30 сантиметров. Мех светлый, обычно желтовато-серого оттенка, негустой и поэтому менее ценный. Лисицы, обитающие в средних широтах или в горах, крупнее, ярче окрашены, и мех у них гуще. На северо-востоке и востоке Сибири, в Северной Америке лисицы очень крупные. Длина их тела достигает 90 сантиметров, хвоста — 60 сантиметров. Мех у них особенно яркий и пушистый. Кроме того, а этих регионах чаще встречаются лисицы более темной окраски, шкурки которых высоко ценятся. Именно в Северной Америке еще в прошлом столетии стали отлавливать черно-бурых лисиц и разводить их в клетках. Вскоре заметили, что темная окраска передается по наследству. Со временем селекционеры научились выводить лисиц с самым разнообразным по цвету мехом. Большой вклад в выведение цветных форм этих и других пушных зверей внесли советские ученые.

В природе встречается еще одна лисица — огневка. У нее красно-оранжевый с огненным отливом мех. Если его встряхнуть, создается впечатление, что колышется пламя. Огневки наиболее часто встречаются на Камчатке, реже в Якутии и других северо-восточных регионах Сибири. И совсем редко — в европейской части России. Да и качество шкурок европейских огневок намного ниже, чем у якутских и камчатских. Те на пушных аукционах нередко теснили лучших серебристо-черных своих сородичей. Иногда рождаются чисто белые лисицы — альбиносы.

Питается лисица самой разнообразной пищей. Ученые подсчитали, что в меню этого зверя входит около 300 видов животных и несколько десятков видов растений. Лисица поедает почти все, что удается добыть: мелких грызунов, птиц и их яйца, снулую и живую рыбу, амфибий, рептилий и даже крупных насекомых. Охотно ест падаль и особенно трупы зайцев, павших во время мора. Ест фрукты, овощи, ягоды. Любит виноград, спелую малину и землянику. И все же главное в ее меню — мышевидные грызуны. Именно они на 90—95 процентов составляют рацион лисиц, обитающих в окрестностях сел и городов. В этих местах численность лисиц всецело зависит от поголовья мелких грызунов. Наибольший пик их рождаемости повторяется примерно через 3—4 года, соответственно колеблется и численность лисиц. Когда корм обильный, у лисиц бывает 3—6 и даже 8—12 детенышей, а в неблагоприятные годы 1—2. Но даже если пищи много, а подходящих условий для вывода молодняка нет, 30— 40 процентов лисиц остаются холостыми.

Нору лисица может рыть сама, по чаще занимает жилища барсука, песца, сурка, даже дикобраза. Реже устраивает гнездо в расщелинах скал и дуплах крупных деревьев, но обязательно в сухих и потаенных местах.

Самки еще зимой подыскивают себе подходящие места для вывода молодняка, помечают их и ревностно охраняют. И только в случае гибели владелицы гнездовой участок немедленно занимает другая самка. К лисице, располагающей “квартирой”, в конце зимы присоединяется самец, иногда 2—3 и даже больше. Образуется своеобразная лисья “свадьба”. Но вот гон закончился и “свадьба” распадается. С самкой остается только один самец, наиболее сильный и ловкий — победитель в боях с другими претендентами.

Пара сформировалась. Лисицы все чаще и чаще посещают гнездовой участок, приводят его в порядок. Если нора чужая, звери переоборудуют ее на свой лисий лад. Землю, например, они разбрасывают по сторонам и обязательно делают запасной выход, иногда два.

Лисята родятся слепыми. Лишь на 10— 12-й день они начинают видеть, у них прорезаются первые зубы. Некоторой самостоятельности они достигают только к трехмесячному возрасту. Все это время мать кормит их молоком, а отец обеспечивает пищей и мать, и детенышей. В конце выводкового периода близ лисьей норы можно найти перья птиц, кости и шерсть зверьков, остатки съеденной лисьим семейством пищи.

По мере роста щенков лисица-мать, все дальше и чаще уходит на охоту, нередко ее сопровождают детеныши. К шести месяцам молодняк достигает' величины взрослых зверей, и семьи постепенно распадается. А к началу зимы молодые лисицы и по окраске, и по опушенности не отличаются от взрослых.

По поведению старые и молодые лисицы мало чем отличаются, разве что молодые более пугливы и менее опытны в добыче крупной дичи. Если мышей много, то охотятся чаще всего ночью и на зорях. Наевшись, с рассветом уходят в леса, густо заросшие овраги и другие укромные места, где и отдыхают весь день.

Если поля и луга, богатые мышевидными грызунами, находятся в нескольких километрах от леса, то многие лисицы, особенно молодые, ложатся на день в лугах, выбрав для этого небольшой бугорок около одиноко стоящего куста. Прежде чем лечь, рыжая много петляет, а иногда делает скачки в сторону, норовя прыгнуть в траву или другое место, где ее след не сразу найдешь.

Дойдя до места лежки, лисица сперва сидит как изваяние, внимательно осматривая окружающую местность. Убедившись, что опасности нет, и покрутившись на месте, свернется калачиком и ложится носом к следу, закрыв хвостом брюшко, ноги и даже голову. Через некоторое время поднимет голову, прислушается и вновь оглядит округу. Повторив эту операцию несколько раз, наконец, засыпает. В лесу лисица ложится на полянке, бугорке и тоже с таким расчетом, чтобы у нее был обзор.

В годы, когда мышевидных грызунов мало, лисица вынуждена рыскать в поисках корма почти круглые сутки.

Когда добычи много, насытившаяся лисица зачастую продолжает охоту ради охоты. Одних животных зарывает тут же в снег, других придушит и бросает. На следующий день к своим кладовым, как правило, не возвращается. Днем отдыхать ложится рано и спит крепко,

Другое дело, когда лисица поймает зайца и полностью его не съест. В таких случаях остатки она зарывает в снег, а когда проголодается, вновь приходит к кладовой и доедает. Правда, случается, лисица бросает недоеденного зайца. Но делает она это не потому что не помнит места, где лежит добыча, а потому, что в изобилии находит мышей.

В неблагоприятные по кормам зимы лисицы чаще преследуют зайцев и боровую дичь, а некоторые начинают охотиться на белок и делают это искуснейшим образом. Услышав, как зверёк шелушит шишку, лисица тихонько подкрадывается к дереву и терпеливо ждет. Вот белка неловко повернулась, и недогрызенная шишка с шумом упала вниз. Проворный зверек быстро спускается на землю за шишкой и тут же становится добычей рыжей плутовки.

В такие годы лисица чаше, чем когда-либо, появляется на помойках, свалках и даже забирается в курятники. Но все это, как говорится, не от хорошей жизни. Привольно живется лисице, когда много мышевидных грызунов. Уничтожая их в огромном количестве, она приносит народному хозяйству немалую пользу. Но самое большое богатство — лисий мех. По охотничьим законам, этот зверь взят под охрану и охота на него разрешается лишь зимой, когда шкурки особенно хороши. Уничтожение лисиц летом, разорение их гнезд и отлов молодняка категорически запрещается. А что касается “грехов” вездесущей кумушки, так это всего лишь капля в море по сравнению с пользой, которую она приносит.

К. Ястребов Ж. “Юный натуралист” № 8 1987 г.

Вопросы к фильму.

  1. Какие виды лисиц показаны в фильме?
  2. Чем питаются лисы?
  3. Как зимует сосед рыжей лисицы енотовидная собака?
  4. Чем корсак отличается от рыжей лисицы?
  5. Почему сурки не любят лисиц?
  6. Чем особенен песец с острова Медный?
  7. Какую функцию выполняет у лисиц фиалковая железа?

Сделайте вывод, ответив на вопросы.

Какова роль лис в природе?

На сколько сказочный образ героини соответствует действительности?

Словарь по ходу фильма.

Красная (рыжая) лиса
Енотовидная собака
Черный ворон
Хорек
Степная лисица (корсак)
Сурок
Полярная лисица (песец)
Белый гусь
Птичий базар
Чайки
Кайры
Мохноногий канюк (земняк)
Остров Медный
Бурундук
Мышь – полевка
Кукша