Программа воспитательной работы "Надежда"

Разделы: Классное руководство


“Воспитание – это посев зерна,
чем лучше природная почва,
тем богаче урожай”.

В В Е Д Е Н И Е

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?

Какое место занимает эта система в формировании личности ребенка?

Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педколлективом школ уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные, единство доброты познания и освоение жизни ребенком идет естественным образом. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания.

Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде – ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, я обозначила основной круг проблем, решение которых возможно в классном коллективе, так как класс – это социальный организм школы. Именно здесь можно создать для каждого:

- ситуацию развития,

- ситуацию успеха,

- особую среду общения и отношений,

- общее поле совместной деятельности.

“ Н А Д Е Ж Д А” это воспитательная программа социальной ориентации, направленная на создание благоприятных условий для восстановления и укрепления эмоционального и социального здоровья детей.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Программа “Надежда” - это совокупность разноуровневых подпрограмм, в ходе реализации которых ребенок получает право на отдых, дополнительное образование, удовлетворение потребности в общении и социальной самореализации.

“НАДЕЖДА” - это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов бытия личности.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно-деятельно связанным с окружающим миром.

Программа “Надежда” - это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей личностного развития, “Надежда наш компас земной, а удача награда за смелость”. Ведь стремление покорить высоту свойственно самой природе человеческого духа, не даром говорят: “НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ”.

ПРОГРАММА “ НАДЕЖДА”.

Н    Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

  • Не делай другим того, чего не желаешь себе;
  • Родина – мать, умей за неё постоять;
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

А    Активность жизненной позиции.

  • Делай не делай, а от дела не бегай;
  • Нерадивый да ленивый позади всегда.

Д    Духовность: любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.

  • Красота спасет мир;
  • Не разрешай душе лениться.

Е    Единство: воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

  • Один в поле не воин;
  • Доброе братство – лучшее богатство.

Ж    Желание творить – всегда залог успеха.

  • Дело без души – мертвое дело;
  • Дело мастера боится.

Д    Доброта: доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.

  • Творите для других добро, если у вас для этого есть возможность;
  • Жизнь дана на добрые дела.

А    Адаптация: способность успешно адаптироваться в окружающем мире.

  • Чувствуй себя в жизни, как рыба в воде.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование зрелой, целостной личности адаптированной к жизни в любых условиях.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Воспитание адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованию общества.
  2. Привитие детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближнему.
  3. Создание условия самореализации ребенка: важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я много лет своей педагогической деятельности посвятила воспитательной практике. Была классным руководителем в брежневскую эпоху жестких подходов к воспитанию, в годы демократической перестройки и сегодня в третьем тысячелетии.

Каждый год работы в школе заставляет меня преодолевать трудности, искать новые пути в решении проблем воспитания.

Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: воспитание нравственности, активности, духовности, желания творить добро, адаптивности. Особое место в воспитательной работе отвожу активной деятельности, направленной на нравственно-духовные ценности, заложенные в самом ребенке.

Выходя за рамки отведенных классных часов, много внимания уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий. Естественно, что конкретные мероприятия будут меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются. В глазах моих воспитанников мне хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность.

Заинтересованность в своих судьбах, в судьбах своих детей и близких, в окружающем их мире, заинтересованность в благополучии своей Родины.

Достаточно нескольких лет работы с ребятами, начиная с 5-го класса, чтобы посеять семена, которые в будущем дадут всходы. Шаг за шагом буду идти к своей цели и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом” (Ш.А.Амонашвили).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Содержание воспитательной работы

НРАВСТВЕННОСТЬ.

Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят из характера, помыслов, придерживаясь четырех основных правил нравственного воспитания:

  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Твори для других добро, если для этого у вас есть возможность.
  • Будь патриотом своей нации и своей страны, защищай Отечество.
  • Будь законопослушным, не допускай нарушения правопорядка.

И учитывая два важных фактора необходимо: расширять по возможности круг нравственных понятий, избавлять от отрицательных привычек.

А К Т И В Н О С Т Ь .

Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расшярить кругозор, воспитывать любознательность, посещать музеи, театры, проводить экскурсии.

Д У Х О В Н О С Т Ь.

Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в духовно-художественной деятельности, развивающей эстетическое мироощущение, потребности к прекрасному, способности к художественному мышлению.

Е Д И Н С Т В О.

Единство в воспитании товарищеских чувств, в трудовой деятельности общественно-полезного труда, во взаимопомощи в учебной деятельности.

Ж Е Л А Н И Е.

Желание творить – всегда залог успеха, развитие творческих способностей, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.

Д О Б Р О Т А.

Доброта воспитывается на любви к ближнему, к природе, культуре, к своему народу, к своему Отечеству, к своему городу.

А Д А П Т И В Н О С Т Ь.

Адаптивность – приспособление к тем реальным событиям, где идет воспитание ребенка.

Результативность

Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

  • Порядочными и своими поступками не запятнавшими право называться человеком.
  • Сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности, какими бы они ни были.
  • Мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть на склоне лет.
  • Образованными, интеллектуально, культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества.
  • Гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей.
  • Чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что “красота спасет мир”.
  • Добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту.
  • Здоровыми духовно и физически и все самое лучшее отдающими своим детям, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.

НАДЕЮСЬ, ЧТО МОИ ВОСПИТАННИКИ ВЫРАСТУТ ЛЮДЬМИ, КОТОРЫМИ Я БУДУ ГОРДИТЬСЯ.