Урок русского языка "Упражнения в написании слов с безударными гласными"

Разделы: Начальная школа


  • развивать умение распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять;
  • корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное восприятие, узнавание и различение предметов на ощупь.

Оборудование:

  • герои сказки "Колобок": Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса;
  • аудиозапись пения птиц из музыкальной постановки "Малыш в лесу";
  • карточки с дифференцированными заданиями;
  • таблица на развитие произвольного внимания; демонстрационный материал к игре "Яблонька".

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Готовы детские сердца,
В нетерпеливом ожиданьи
Благополучного конца.

2. Аутогенная тренировка

(Упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов).

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют, Дыхание становится свободное, Спокойное, ровное.

Включаю запись пения птиц.

Учитель: Вы на лесной полянке, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выпол-нить любое трудное задание. Я буду считать до "пяти". Когда я скажу "пять", вы откроете глаза.

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Герои сказки "Колобок"
Пришли сегодня на урок,
Каждый задание принес,
А вместо ответа поставил вопрос.
У леса на опушке жил Колобок в избушке.
И решил Колобок погулять.
Спрыгнул с окошка, подумал немножко,
И покатился он дальше гулять.

Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово.

Сегодня на уроке будем учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно без ошибок писать слова.

4. Минутка чистописания

(На доске записаны слова: сл .за, м .ряк, скр .пит, п . тно, гл .за).

Учитель:

Стоит в огороде, Косой на дороге:
"Куда покатился, дружок – Колобок?
Напишешь красиво, тогда гуляй смело,
А если не выйдет, то лезь в кузовок!"

а) Упражнение "Подбери проверочное слово".

Прочитайте слова, составьте цепочку из букв, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? Обоснуйте свой ответ.

Дети (хором):

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.

(В слове слеза орфограмма – буква Е, проверочное слово – слёзы. В слове моряк орфограмма – буква О, проверочное слово море и т.д.)

Учитель: Ребята, Колобок просит вас подготовить пальчики к работе.

б)  Пальчиковая гимнастика.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до боль-ших пальцев под счет: 1, 2, 3, 4, 5. Затем хлопают в ладоши и говорят:

ВЫШЛИ ПАЛЬЦЫ ПОГУЛЯТЬ; (массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ СИЛЬНЫЙ; (правого большого пальца).

САМЫЙ ТОЛСТЫЙ И БОЛЬШОЙ; (левого большого пальца).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ДЛЯ ТОГО…; (правого указательного пальца).

ЧТОБ ПОКАЗЫВАТЬ ЕГО; (левого указательного пальца).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК САМЫЙ ДЛИННЫЙ; (правого среднего пальца).

И СТОИТ ОН В СЕРЕДИНЕ, (левого среднего пальца).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК БЕЗЫМЯННЫЙ (правого безымянного пальца).

ОН ИЗБАЛОВАННЫЙ САМЫЙ, (левого безымянного пальца).

А МИЗИНЧИК ХОТЬ И МАЛ (правого мизинца).

ОЧЕНЬ ЛОВОК И УДАЛ. (левого мизинца).

Встряхнем пальчики и вспомним правила письма:

Дети (хором):

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

в) Упражнение на логическое мышление с отработкой безотрывного написания.

Е О И Я А е о и я а О Е И Я А о е и я а

Напишите строчку до конца, буквы в последующих цепочках можно менять местами.

5. Зрительный диктант

Учитель:

Навстречу Волчище, серый хвостище:
"Ах, здравствуй, румяный, куда ты идешь?
Спиши без ошибок, порадуй Волчище,
А если не сможешь, мне в рот попадешь!"

(Предложения записаны на доске, учитель открывает по одному предложению на несколько секунд, потом закрывает, а дети по памяти записывают).

а) Самостоятельная работа.

ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ. 15/8

ВЕСЕЛО БЕГУТ РУЧЬИ. 16/8

ЯРКО СВЕТИЛО СОЛНЦЕ. 17/8

б) Самопроверка

– Подчеркните слова с проверяемой безударной гласной.Какая буква пишется во всех этих словах, почему? (Буква Е).

в) Упражнение на произвольное внимание.

Учитель: Подсчитайте, сколько раз эта буква встречается в таблице.

6. Физкультминутка

Учитель:

Скатился с пригорка зарник Колобочек
И прямо он в лапы Медведю попал.
Взревел Косолапый: "Устал я с дороги.
Давай-ка, мы вместе с тобой отдохнем".
И Колобок наш утомился,
На пенечке развалился,
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядка по уму.

Хором:

Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Руки вверх, хлопок над головой).

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову кладем и вразвалочку идем).

Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

7. Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке

Учитель:

Ой, навстречу вся в мехах, рыжая плутовка,
Вот подходит к Колобку, речь заводит ловко:
"Загадаю я загадку, ты же должен дать отгадку,
Коль не справишься с игрой, то конечно, будешь мой!"

а) Игра "Яблонька" (работа в парах).

Учитель: На этой яблоньке, кроме обычных, выросли еще 5 яблок. Это яблоки не простые. На них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены.

– Снимите с "Яблоньки" нужные вам буквы и вставьте в слова, доказывая правильность своего выбора.

– Запишите слова в тетрадь, устно проговаривая проверочные слова. Подчеркните безударную гласную, требующую проверки.

Дети выполняют задание в парах.

З _МЛЯ СТ _НА
В _ЛНА П _ЛЯНА
ПЛ _СУН П _СЬМО
Ш _ЛУН ГР_ЧИ
П _ТЕРКА З_МА

Учитель: Посмотрите, ребята, какие замысловатые фигуры выделывает плутовка Лиса на снегу, скрываясь от хищников.

– А теперь потерли ладошки, закрыли глаза, прислонили ладошки к глазам, открыли, поморгали.

в) Игра "Найди проверочное слово!"

Проверяемые Проверочные
Л .НИВЫЙ ЛИНЬКА, ЛЕНЬ
М .СТЕРСКАЯ МОСТ, МАСТЕР
УД .ВИТЕЛЬНЫЙ ДЕВА, ДИВО

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?

г) Игра "Угадай предмет".

В мешочке (можно из-под сменной обуви) лежат различные предметы: линейка, слоненок, котенок, часы, цветок, волчонок, карандаш, тигренок, блокнот.

Ученик на ощупь угадывает предмет, затем достает его из мешочка и определяет, есть ли в названии этого предмета проверяемая безударная гласная в корне, подбирает проверочное слово, определяет безударную гласную.

8. Самостоятельная работа по дифференцированным заданиям

Учитель:

Покатился он домой, рассуждает сам с собой;
"Так мне дети помогали, во всех бедах – выручали.
То ль домой мне покатиться,
Может к детям возвратиться?"
Посмотрите-ка, ребята, есть ли на парте Колобок?
На карточки, дети, вы посмотрите,
Пропущенные орфограммы восстановите.

Карточка "А". Выпишите слова с пропущенными гласными, напишите к ним проверочные слова.

Н _сет меня л.са в д.лекие л.са. В речке утром я сама поймала б.льшого с_ма.

Карточка "Б". Спиши, вставив нужную букву, и выдели корень в этих словах.

Земля промерзла. Но з_ма еще не настала. Не видно сл_дов зв_рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна л_се. А она тут как тут.

9. Итог урока

Учитель: Колобок дает вам на прощание последнее задание. Соотнесите количество хлопков с буквой. Запишите ее. Какое слово получилось?

(7, 2, 5, 2, 1, 6, 3).

М О Л О Д Ц Ы.

Учитель: Есть ли в этом слове проверяемые безударные гласные? Подберите проверочные слова.

Учитель: Чему вы учились сегодня на уроке? Какие задания вам понравились больше?