Конспект урока математики, проведенного в 1-м классе (по программе Истоминой Н.Б.)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • разъяснить смысл действия сложения и познакомить с терминами: сумма, слагаемые, выражение.
  • проверить усвоение понятий: "прямая", "луч", "отрезок".
  • развивать пространственное воображение, память, математическую зоркость.

Оборудование: веревочка с кольцами, пакетики с горошинами, индивидуальные карточки на развитие математической зоркости. Портрет королевы "Математики". Геометрические фигуры, различные по цвету, форме, размеру.

ТСО: аудиозапись музыки Поля Мориа.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием, узнаем, что такое "Сложение" и постараемся понять смысл этого действия. Узнаем, как называются числа при сложении, Но сначала вспомним, что мы знаем о неравенствах, "поиграем" с понятиями "прямая", "луч" и "отрезок".

II. Повторение пройденного.

1. Игра "Волшебные превращения"

Учитель. Как называется эта фигура?

Дети. Прямая.

Учитель. Можно ли эту фигуру превратить в луч? Как? Покажите!

Дети. Обозначить (.) на одном конце.

Учитель. А луч - в отрезок?

Дети. Начало отрезка у нас есть (.)А, надо обозначить его конец точкой О.

Учитель. Теперь, попробуйте, не пользуясь мелом, превратить отрезок АО в два луча.

Ученик выходит к доске и показывает, как это сделать.

III. Закрепление понятий "больше", "меньше".

Учитель. Молодцы! А сейчас, скажите мне, где вы живете?

Дети. В доме, в комнате, в городе, в квартире, на планете, в стране…

Учитель. А как называется наш город? Это обычный город или вы можете сказать о нем что-то очень важное? (столица, город-герой)
- Как называется наша страна? На какой планете мы живем?

Ответы детей.

Учитель. Попробуйте все ответы расположить по какому-нибудь правилу…

Ученик. Комната, квартира, дом, район, город, страна, планета Земля.

Учитель. Хорошо! Ребята, по какому правилу Саша расположил все ваши ответы?

Дети. От маленького к большему, сначала самое маленькое, потом больше, больше, больше.

Учитель. По этому правилу (от меньшего к большему, в порядке возрастания) расположите геометрические фигуры!

По одному дети выходят к доске.

Учитель. Какой геометрической фигурой мы обозначаем планету Земля?

Дети. Кругом.

Учитель. Когда впервые в мире наш советский человек Ю.А.Гагарин поднялся в космос и увидел оттуда родную Землю, он был поражен красотой нашей голубой планеты.

…Родина! Землю мы так называем,
Когда растим хлеба и цветы,
Когда в ракете над ней взлетаем
И видим, какая она с высоты.
Очень красивая! Вся голубая!
Это, наверное, потому,
Что дети ходят по ней, улыбаясь
Счастливому будущему своему…

А чтобы ваше будущее, ребята, было счастливым, вы должны беречь и украшать свою голубую планету Земля. А теперь поработаем с числами. Назовите их: 2, 5, 11, 9, 18. Расположите их по этому же правилу.

Один ученик называет числа в нужном порядке.

IV. Работа в тетрадях.

Учитель. Откройте тетради, запишите эти числа в порядке возрастания, от меньшего к большем:  2, 5, 9, 11, 18. Самостоятельно запишите в тетради два верных неравенства. (5 < 9, 18 > 11)

Фронтальная проверка.

V. Музыкальная физминутка

Элементы дыхательной гимнастики, снимающие утомление.

Дети, стоя у парт, под мелодии Поля Мориа, на счет 1-4 поднимают руки вверх - вдох. На счет1-4 опускают руки - выдох. Повторяют упражнение, поднимаясь на носочки.

VI. Объяснение нового материала. Знакомство с понятием "сложение".

Учитель. Откройте учебник стр. 68,  № 152

Расскажите, что делают Маша и Миша. Действия Маши и Миши можно записать математическими выражениями:

Эти выражения в математике называются сумма, а числа, которые складывают, - слагаемые. Знак сложения называется плюс. Подумайте! Какие из этих выражений соответствуют каждой картинке?

Ответы детей сопровождаются замечаниями, дополнениями учителя: соединяются, объединяются вместе в одном аквариуме, в одной вазе и т.д.

VII. Закрепление изученного.

Учитель дает задания на действия с предметами. Ученики переводят проделанные действия на язык математики.

1. Игра "Собери математические бусы!"

Два ученика надевают кольца разного цвета на ленточку.

Учитель. Какое действие проделали Лена и Саша?

Дети. Объединили колечки одной ленточкой, соединили вместе.

Учитель. Сколько колец надел Саша? А Лена?

Дети. Два. Одно.

Учитель. Переведем их действия на язык математики. Каким математическим выражением можно записать их действия?

Дети. Два плюс одни. (2 + 1)

Учитель. Как называется это выражение?

Дети. Сумма.

Учитель. Как называются числа, которые складывали?

Дети. Слагаемые.

Учитель. Вот и получились математические бусы. А почему они математические?

Дети. Они собраны из математических выражений.

Учитель. Подарим их Королеве математики!

Учитель прикрепляет бусы к портрету Королевы математики.

2. Работа с пакетиками с горошинами.

Каждому ребенку раздается материал:

Учитель. Назовите признаки сходства этих предметов.

Дети. Длина пакетиков, расположение горошин, количество и т.д.

Учитель. Назовите признаки отличия.

Дети. Цвет.

Учитель. Скажите, какое действие выполняли, когда складывали эти разноцветные горошины в пакетики?

Дети. Сложение. Их складывали вместе, в один пакетик.

Учитель. Учитывая единственный признак различия - цвет, самостоятельно составьте и запишите в тетради выражение.

Какое выражение записал

Коля? (2 + 2)

Саша? (2 + 1 + 1)

Оля? (3  + 1)

Лена? (1 + 1 + 1 + 1)

Учитель. Как называются эти выражения?

Дети. Сумма.

Учитель. А числа, которые складывали?

Дети. Слагаемые.

Учитель. Вы, наверное, заметили, что слагаемых может быть не только 2, но и 3, 4 и больше.

Дети берут конфеты-горошки домой.

VIII. Физминутка "Ириски от киски"

В гости к нам явилась киска
(из пальцев "сделать киску")
Всем дает она ириски
(указательным пальцем правой руки "положить" на подушечки пальцев левой руки "ириски")
Рады, рады всем гостинцам!
(из обоих кулаков одновременно и энергично "выбросить" пальцы)

Учитель. Сбросим усталость и проверим свое внимание для выполнения задания игры "Получи приз!"

IX. Задание-игра "Получи приз!"

Вот фигурка:

Обведи такую же фигурку:

1. Работа с индивидуальными карточками.

Учитель. Прочитайте задание на карточке и самостоятельно выполните его. Кто готов, поднимите руку для выполнения второй части задания.

2. Упражнение на внимание.

На столе разложены призы. Поочередно 3-4 человека выполняют движения, названные учителем: подойди к столу, сделай приседание, подними правую руку вверх, левой возьми приз...

Учитель.  Хорошо!

XI. Итог урока.

Учитель. Какие новые понятия вы сегодня узнали?

Дети. Мы познакомились спонятиями сумма, выражение и слагаемые, мы знаем теперь действие сложение.

Учитель. А что показалось самым интересным?

Дети делятся впечатлениями.

Учитель. А мне, ребята, понравилась ваша дружная работа. И королева "Математика" благодарна вам.