Урок психологического развития в классе компенсирующего обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы в группе; развивать гибкость мышления.

Материалы:

  • плакат “Что ты сейчас чувствуешь?” издательства “Генезис”;
  • таблички с ответами “да”, “нет”, “иногда” для упражнения “Найди того, кто…” (см. Приложение 1);
  • бланки с анаграммами (для задания “Отгадайте слова”).

I. Приветствие.

Приветствие, выбранное и принятое детьми, повторяется на протяжении всех занятий.

II. Чувство.

На доску вывешивается плакат, после чего каждый ученик подходит и называет свое чувство, которое ощущает в данный момент (пусть каждый запомнит свое чувство)

Примечание: многие дети на первых занятиях начинают повторять друг за другом одни и те же чувства, но в конце урока чувства у всех разные и когда сравниваем чувство, которое изменилось, ребята понимают, что они вначале были не искренни) в дальнейшем, на следующих занятиях становятся более открытыми начиная с самого первого упражнения).

III. Повторение правил.

Правила написаны цветным мелом на доске. После принятия правила повторяются на 2-х последующих занятиях.

Примечание: даются основные правила и обсуждаются, предлагаются детьми собственные правила – если при обсуждении и внесении изменений все согласны с данными правилами - они принимаются.

IV. Упражнения.

1. “Качание головой”. (Улучшает мыслительную деятельность)

Расположитесь на стуле так, чтобы вам было удобно. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. “Отгадайте слова”. (После этого упражнения снимается эмоциональное напряжение)

Детям раздаются заранее подготовленные бланки в которых написаны слова с переставленными буквами (анаграммы). Нужно отгадать слово.
На это задание дается примерно на 10 минут (пока дети заполняют свои бланки, психолог на доске выписывает анаграммы).
После отведенного времени подводятся итоги успешности выполнения задания, определение трудностей при выполнении этого задания. Далее даются правильные ответы, ребята исправляют или дополняют свои анаграммы.

    1) РУЛЖАН (журнал)
    2) НЕКОСИР (керосин)
    3) АНОРИД (родина)
    4) ТРЕМАНСИТ (сантиметр)
    5) КУРИНОС (рисунок)
    6) УПЕЧАХ (чепуха)
    7) ЛОВАГИ (иволга)
    8) СИТЯОИР (история)
    9) ДКАВТАР (квадрат)
    10) МАЫЗУК (музыка)
    11) АОРВЛИП (правило)
    12) ЯДРПОКО (порядок)

3. Упражнение “Найди того, кто...”

Таблички с ответами развешиваются на разные стены классной комнаты.
Детям объясняется задание: “Сейчас вы услышите разные утверждения. Если вы согласны с утверждением, то подойдите к табличке “да”, если вы не согласны, то подойдите к табличке “нет”, но если вам подходит ответ “иногда”, то ваша табличка именно эта…”.

Утверждения:

  • Я люблю путешествовать;
  • В прошлом месяце я прочел новую книгу;
  • Я регулярно чищу зубы;
  • Мне нравится слушать музыку;
  • Я плачу, когда смотрю печальные фильмы;
  • Я играю на музыкальном инструменте;
  • Я занимаюсь в кружках;
  • После уроков я иду домой;
  • Я не люблю домашнее задание;
  • Я надеюсь навести порядок в своем столе;
  • Я добрый, веселый;
  • Я не люблю учиться;
  • Мне здесь нравится;
  • У меня есть друзья.

Примечание: при подготовке к уроку таблички делаются вместе с детьми, для того чтобы они смогли путем сотрудничества и переговоров выбрать то, что им нравится.

4. Упражнение “Мои цели” (Бланк см. Приложение 2)

Вначале, вступительным словом, объяснить для чего человеку, нужны в жизни цели, задачи и желания…

Задание: напишите 4 главных желания или цели (“Я хочу…”), учитывая свои возможности, но прежде, чем написать, подумайте про себя: “А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу…
Бланки остаются у вас, по мере достижения своих целей раскрашивайте радугу, изображенную на бланке”.

V. Обсуждение итогов занятия.

  • Что понравилось?
  • Что удивило?
  • Чем довольны?
  • Что не понравилось?
  • Что было трудно?
  • Что получилось?

VI. Чувство.

Каждый ученик подходит к плакату и называет свое чувство, которое испытывает в данный момент. Сравнивает с чувством в начале урока и анализирует, изменилось ли оно или нет и почему.

VII. Прощание.

Прощание, , выбранное и принятое детьми, повторяется на протяжении всех занятий.

Список литературы

  1. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.-122с.
  2. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе ( классы). – М.: Издательство “Ось-89”, 2001г. – 128с.

Приложение 1.

Приложение 2.

Не представленно