Методическое обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки детей-сирот, детей "группы риска"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема помощи, психолого-педагогической поддержки – одна из актуальных и трудно решаемых.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида обучаются и воспитываются дети с нарушениями интеллекта. Среди них и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения, и опекаемые, и дети-инвалиды, и дети с внутренними и социальными проблемами.

Школа предоставляет образовательные услуги всем 192 учащимся.

Для формирования личности педагогический коллектив ведёт работу по созданию условий в рамках единого реабилитационного развивающего пространства, способствующего коррекции, развитию, охране здоровья, социальной адаптации.

Сотрудничество с образовательным научным методическим центром “Развитие и коррекция” г. Москвы способствует реальному развитию механизма компенсации у детей с интеллектуальными трудностями и решению проблемы социальной адаптации.

Сегодня в школе создана система коррекционно-психологического сопровождения с учётом особенностей и возможностей детей, разработаны коррекционные задания и упражнения для развития высших психических функций.

Диагностика не выступает как независимое направление в работе психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст.

Ведущим направлением в работе психолога является способность понять ребёнка как особую индивидуальность и оказать ему помощь, для чего используются различные методики. Тест “Рисуночной фрустрации” С. Розенцвейга направлен на исследование особенностей эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер ребёнка.

При индивидуальном обследовании, сопровождающемся беседой, возможно использование отдельных картинок теста с целью выявления личностных реакций в той или иной ситуации. Такой подход даёт возможность для коррекции поведения подростков в ситуациях, возникающих у них при столкновении с какими-либо серьёзными препятствиями на пути к достижению цели.

Дети “группы риска”, как правило, эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие стрессы, трудности. Возможность для выхода отрицательных эмоций даёт изобразительная деятельность.

Проективный тест “Несуществующее животное” позволяет выявить не только личностные проблемы подростка, но и успокоиться, развить творческое воображение, скоррегировать мелкую моторику рук.

Богатейший материал об особенностях эмоциональной сферы учащихся представляется при использовании методики О.Е. Шаповаловой (“Особенности эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы”).

Исследования показали, что развитие детей, воспитывающихся вне семьи, идёт по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения, личности. Заметив изменения в его настроении, поведении, сознании, мы должны реагировать на них. Поэтому изучение эмоционального мира каждого учащегося, устранение причин его душевного дискомфорта – главное в работе и психолога, и педагога.

Одна из методик О.Е. Шаповаловой (“Выбери книгу”) даёт возможность не только выявить причину тяжёлых эмоциональных состояний школьника, но и помочь ему в их преодолении.

Методика “Оценка поступков” направлена на выявление отношения исключительных детей к поступкам других людей и коррекцию личностных отношений с взрослыми, педагогами, сверстниками и младшими детьми.

Методика “Что бы ты сделал?” говорит сама за себя. Она построена на выборе способа поведения в конфликтной ситуации; разработана специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В неё включены ситуации, возникающие в процессе общения с разными группами людей. В ходе выполнения задания учащиеся отрабатывают коммуникативные навыки в различных ситуациях, учатся осознавать свою вину или доказывать её отсутствие, учатся толерантности и бесконфликтному решению возникшей проблемы.

Это даёт возможность не только своевременно выявить, но и устранить негативные тенденции. Главное: происходит формирование у подростка модели поведения взрослого человека, ответственного за свои поступки.

Методики Веры Кореневской (“Сказка”, “Экипаж”, “Встреча” и другие) предусматривающие обратную связь, эффективны в работе с особыми детьми.

Полученная информация позволяет психологу, учителю и воспитателю осознавать проблемы, вносить необходимые изменения в свою деятельность, межличностные отношения для улучшения психологического климата, отслеживания динамики.

Бланк для внесения результатов, полученных при обратной связи, представляет собой цветограмму. Цветограмма позволяет объективно оценить ситуацию и осознать возникающие проблемы: по вертикали просматриваются проблемы учителя, воспитателя, по горизонтали – проблемы каждого ученика и всех учеников в классе.

Знакомясь с данной цветограммой, учитель или воспитатель видит, что ему необходимо изменить во взаимодействии с конкретным ребёнком, что учесть в управлении его учебной или внеурочной деятельности.

Цветограмма позволяет увидеть отношение детей к каждому педагогу. Значит, можно предположить, какое педагогическое воздействие испытывает каждый ученик и все учащиеся класса или параллели. Полученные результаты помогают строить коррекционную работу с детьми, разрешать некоторые конфликтные ситуации между педагогами и детьми, дать педагогам информацию для самоанализа, саморазвития и себя, и своих воспитанников.

Как правило, дети, поступающие в коррекционную школу, социально незрелы, и для них самосознание затруднено. Поэтому методика Н. Белопольской “Половозрастная идентификация” нацелена на выявление возрастных особенностей детей.

Анализируя выбор детей, взрослый делает вывод, может ли ребёнок идентифицировать себя с каким-либо персонажем из набора картинок. Некоторые дети идентифицируют себя с образом дошкольника, а построение возрастной последовательности не всегда бывает полным и осознанным, они могут перепутать картинки юности и зрелости. В качестве привлекательного примера чаще выступает образ настоящего (80%). Девочек привлекает образ девушки в нарядном платье с букетом. Подростки старшего возраста составляют полную последовательность идентификации, хотя есть случаи непонимания образа “старик”, “дедушка”, “старушка”, “бабушка”.

Адекватность или неадекватность предпочтений школьников, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выборов, помогают выявить скрытые аффективные комплексы ребёнка, особенности самосознания и мотивы поведения, скоррегировать их в дальнейшей работе.

Интернатное учреждение – это особый необыкновенный мир отношений взрослых и детей. Как и в любой семье здесь бывает мир и согласие, ссоры и разногласия.

Очень важно знать психолого-физиологические особенности, уровень умственного, психического и социального развития каждого воспитанника: ведь исключительные дети требуют к себе исключительного отношения. Особенно если ребёнок взволнован, расторможен или агрессивен. В таких ситуациях для большинства необходима релаксация.

Освободившись от мышечного напряжения, дети становятся спокойнее, эмоционально стабильные, адекватно реагируют на внутренние и внешние проблемы.

Релаксационным техникам Мэри Алворд научены и педагоги, и школьники. Они пригодны и доступны как для групповой, так и для индивидуальной релаксации. В любом случае упражнения очень полезны для снятия утомления. Минута отдыха на уроке или между уроками помогают поддерживать работоспособность школьников. Эффективны релаксационные тесты в комплексе со спокойной расслабляющей музыкой. Методика нервно-мышечной релаксации служит для профилактики хронической утомляемости, нервно-психических срывов, создаёт чувство уверенности и покоя у детей.

Нравится нашим детям и терапевтические метафоры, сказки-метафоры. Устроившись поудобнее, они слушают сказки, рассказы, истории, которые помогают им распознать и обозначить собственные переживания, проблемы. Вместо скучных нотаций они слушают волшебные истории из жизни принцев и принцесс, мира животных и мира предметов. В поступках героев они находят свои ошибки, узнают свои действия, отыскивают пути решения собственной проблемы. При этом нет скандалов, бесполезных нравоучений, а есть сказки-метафоры, которые помогают думать, развиваться и избавляться от проблем.

Если нет времени и нужно быстро реагировать на неадекватное поведение ребёнка, на помощь приходит психокоррекционная сказка, которую может прочитать (лучше рассказать) учитель, психолог, воспитатель. Сказки из серии “Лесная школа” помогают решить проблему краж в классе, поведения, изолированности ребёнка и др. Сказка за сказкой накапливается бессознательный опыт разрешения множества жизненных ситуаций.

Старшие подростки охотнее воспринимают терапевтические метафоры, подсказывающие им, как жить в мире с собой и окружающими, как быть увереннее в себе, как лучше войти во взрослую жизнь, адаптироваться в ней. Такие метафоры широко представлены в газете “Школьный психолог”.

Коррекционная работа составляет основу работы специальной школы, психолога в том числе. Она предусматривает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка. С этой целью мною проводятся еженедельные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-9 классов.

Для наших воспитанников характерна быстрая утомляемость, легкая отвлекаемость, низкий объем памяти, социально-эмоциональные нарушения. Все это учитывается при проведении занятий.

Важным направлением в коррекционной работе считаю игру как психологическое средство воздействия на личность ребенка. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс. Эта особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, т.к., управляя содержанием игры, включая в нее определенные роли и правила, способствую развитию психических функций и личностных качеств.

В играх устраняются препятствия в межличностных отношениях, происходит более адекватная адаптация и специализация подростков. Игротерапия выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

С удовольствием становлюсь участником игры с детьми, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними, благожелательно отношусь к ним, стараюсь передать детям эмоциональное тепло, так как ребенок раскрывается только тогда, когда чувствует себя в полной безопасности. Ценю самостоятельность, не тороплю ребенка в проявлении активности, опираюсь на все сильное, позитивное, так как это важнейшее условие психологической коррекции.

В общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у детей-сирот существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми: им не хватает родительского внимания и тепла.

На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы, развиваю у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, что способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

Психологический тренинг, основанный на рефлексии, – трудная, а иногда и малодоступная форма работы с нашими воспитанниками. Но элементы тренинга, отдельные фрагменты использую в работе с подростками. Им нравится чувство “круга”. Здесь они учатся справляться со стрессом, быть уверенными в сложных ситуациях, упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками общения, учатся умению находить достойный выход из трудных жизненных обстоятельств.

Это способствует успешной адаптации и социализации.

Анализ уровня развития воспитанников позволяет увидеть положительную динамику:

–  уровень сформированности мотивации учения в 2002 г. – 32%; 2003 г. – 72%;
–  в 2002 г. адаптировано 66% пятиклассников; в 2003 г. – 71%;
–  в 2002 г. чисто отверженных детей составляло 23%; в 2003 г. – 19%.

Индекс изолированности не превышает допустимый.

Все дети контактны, у всех наблюдается положительная динамика.

Высокий уровень психологической комфортности во взаимоотношениях с учителем у учащихся 1-4 классов составляет 86,9%, с воспитателем – 79,2%, в 5-9 кл. – 80%.

Формированию психологического пространства в школе способствует отношение родителей с педагогическим коллективом.

Анализ обратной связи по результатам анкетирования родителей учащихся 1-9 классов свидетельствует о том, что 83,2 % учащихся идут в школу с удовольствием. У 84% отношения с педагогами складываются доброжелательно. Представления о школе у родителей ассоциируются со словом “школа” так: “Это путёвка в жизнь” – 51%.

Формированию общего заключения по каждому ребёнку с точки зрения психолога, педагога, медицинского работника способствует работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Система внеклассной работы направлена на развитие личности. Наши воспитанники – участники внеклассной работы не только в школе, но и в городе. Все учащиеся начальных классов занимаются в различных кружках дворовых клубов, подростки постарше – занимаются спортом. Традиционными стали соревнования по баскетболу среди общеобразовательных школ, где наши воспитанники не только успешно участвуют, но и занимают призовые места. Это позволяет адаптироваться нашим школьникам среди сверстников.

Главным коррекционно-развивающим средством в системе обучения и воспитания является труд. Чтобы помочь выпускникам интегрироваться в современном обществе, подготовка ведётся не только по основному трудовому профилю. Подростки имеют возможность приобрести навыки индивидуально-трудовой деятельности по таким направлениям: “Резьба по дереву”, “Макрамэ”, “Мягкая игрушка”, “Хозяюшка”, “Мастер-класс”. Демонстрация их успехов ведётся на школьных, городских и областных выставках. На протяжении трёх последних лет учащиеся 7-го класса в городском конкурсе по технологии занимают I и II-ые места.

В конкурсе “Декоративно-прикладное искусство” награждено в 1998 году 10 учащихся, в 1999 – 17 учащихся, в 2000 – 21 человек.

Катамнез выпускников показывает, что 50% учащихся продолжают обучение в ПУ г. Междуреченска и Новокузнецка.

Процент трудовой занятости выпускников в 1998 году – 91%; в 1999-2000-ом учебном году – 90%; в 2000-2001 году – 92%

Социальная адаптация положительная.

В 2002 году школа успешно прошла аттестацию и аккредитацию одна из первых специальных школ Кемеровской области.

Аттестационная комиссия отметила, что квалификационные кадры, достаточное программно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение позволяют решать коррекционно-развивающие задачи при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Было бы неправильно думать, что у нас нет проблем, трудностей. Они, конечно, есть и немалые. Но мы работаем над ними все вместе, и это дает нам силы.