Формирование и развитие творчески мыслящей личности на уроках литературы

Разделы: Литература


Творец. Творить. Творчество. Слова, ласкающие душу каждого словесника. Как архитектор творит свое изделие, так и учитель словесности формирует ученика, вкладывая в него свою душу. Как пытливый исследователь он ведет его в большую жизнь.

Литература – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Поэтому в основу своей работы ставлю воспитание и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей.

Творческая учебно-познавательная деятельность в объективном смысле – это творение того, чего еще не было, а в субъективном – освоение того, что, может, и было, но главное – ученику самому дойти до этого. Для достижения этой цели необходимо сочетание внешних и внутренних ресурсов личности.

Под внешними ресурсами понимают личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексию. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Это достигается процессами осмысления, переосмысления содержания знаний и применения этих знаний в жизни для каждой личности индивидуально.

Внешние ресурсы – это специально организованная деятельность учителя, “работающего” с учеником через преобразованное содержание учебного материала. Объектом деятельности учителя становится не ученик, а содержание, которое опосредованно влияет на формирование потребностей ученика в мотивировании, критичности, рефлексивности по отношению к сообщаемым знаниям.

Поэтому, разрабатывая планирование по предмету, учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать на уроке ситуацию успеха, ориентируюсь на развитие самореализации личности, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость на уроке. Уроки строго с учетом индивидуально-психологических особенностей ученика. Считаю, что каждый ученик обучаем. Главное, чтобы школьник почувствовал, что он колесико единого образовательного механизма! Очень важно на уроках существование связи между объектом и субъектом (учеником и учителем) учебного процесса. Это необходимый элемент мониторинга учебного процесса.

Развитие творческой личности происходит на уроке – основной форме организации учебного процесса. В процессе работы определила основные этапы деятельности ученика и учителя.

Первый – мотивационный (выдвижение целей, определение путей достижения цели).

Второй – содержательно-операционный (учащиеся работают коллективно, самостоятельно или в группах, происходит процесс осмысления, запоминания).

И третий – рефлексивно-прогностический (предполагающий завершение, обобщение работы и рефлексию).

В результате такой организации работы оценивается не личность учащегося (успевающий или неуспевающий), а его работа (достижение цели). Обобщая вышесказанное, можно предложить условную модель педагогического сотрудничества на уроках литературы.

Компонент или этап урока Процесс изучения темы Участники
1. Мотивационный Выдвижение целей.
Определение путей достижения целей.
Прогнозирование результатов
ученик и учитель
2. Содержательно-операционный Процесс сотрудничества.
Обработка знаний.
Осмысление.
Запоминание
ученик и учитель
3. Рефлексивно-прогностический Оценивание.
Рефлексия
ученик и учитель

На основании этой модели можно проводить различные типы уроков в зависимости от формы сотрудничества (уроки-диспуты, конференции, размышления, семинары, мастерские и др.). Уроки проходят интересно, содержательно, но и требуют дополнительной подготовки.

Что дают такие уроки ученикам? Происходит активизация работы в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность; эти уроки способствуют развитию сознательности в обучении, создают комфорт во взаимоотношениях, оказывают влияние на межличностные коммуникации, на развитие рефлексии, а также обеспечивают выход на креативный уровень в обучении.

Таким образом, творчество приведет к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это есть главный результат нашей работы.

Предлагаю урок-размышление в 9-м классе по рассказу И.А. Бунина “Темные аллеи”.

Любовь – загадочное слово...
Томленье духа ты иль благодать?

Всеволод Рождественский.

I. Мотивационный компонент

1. (Звучит мелодия С.Рахманинова.) Под звуки музыки учащиеся читают стихи.

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любовь, тот все равно,
Что не жил...

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата,
Или обогащение без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь, любовь, – гласит преданье,
Союз души с душой родной
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье.

И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.

– Какой темой объединены все строчки?

2. Слово учителя. Тема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве И.А. Бунина.

“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – писал И.Бунин. Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.

Итак, задачи нашего урока:

  • показать величие чувства любви в рассказе “Темные аллеи”;
  • вызвать желание обсудить прочитанное;
  • развивать филологическое мышление.

II. Содержательно-операционный компонент.

1. Слово учителя. Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина. Но он не просто бытописал, он был еще и философом.

Стихотворение Бунина “Вечер”. Читает ученик.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездомном небе легким краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним ... мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка и от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне ...
Я вижу, слышу, счастье. Все во мне.

– Что для Бунина счастье?

(Способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни, любить, быть любимым, радоваться жизни).

– Ваше видение счастья?

– Как связаны счастье и любовь?

(Любовь – счастье, счастье – любовь.)

– Почему эта тема волновала Бунина? Что он за человек?

(Многое было дано писателю от природы; зрение идеальное, слухом слышал свист за версту, пьянел от запаха ландыша, отличал росистый лопух от сырой травы, артистичен, наблюдателен.)

2. Слово учителя.

Любовь у Бунина поражает. Это мы можем видеть из сборника “Темные аллеи”, в который вошло 38 рассказов. Впервые сборник вышел в 1943 году в Нью-Йорке, куда вошло лишь 11 рассказов. В полном составе вышла в 1946 году. В Париже.

3. Работа в группах.

Вы читали некоторые рассказы. “Кавказ”, “Холодная осень”.

– Ваши мысли после прочтения?

(Обсудить в группах, потом высказать классу.)

“Холодная осень” написан в 1944 году, война разрушила планы, ломает жизнь.

Любовь – это вечер прощальный, это любовь-воспоминание.

Любовь – вспышка, озарение, поражающее героев, обрывается неожиданно, по воле судьбы.

“Кавказ” – рассказ пронизывает ощущение опасности, беды. Вроде бы герои счастливы, но все говорит о беде – природа, горы. Герой заканчивает жизнь трагически. Не перенес измены жены, предательства.

4. Дискуссия.

Рассказ “Темные аллеи”.

Другой герой рассказа, предав любимую, несчастлив всю жизнь.

– О каком герое идет речь?

(Николай Алексеевич “Темные аллеи”).

Название и сюжет возникли под влиянием стихотворения Н.Огарева “Обыкновенная повесть”:

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Река была тиха, весна,
Вставало солнце, птички пели
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея,
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное сложилось как-то само собой.

Бунин интересен как писатель. Его проза поэтична. Он говорит, что для него самое главное звук, настроение.

(Вспомнить рассказы “Лапти”, “Цифры”.)

– Какая мелодия звучит в рассказе “Темные аллеи”?

– Ваши мысли посте прочтения рассказа?

– В чем смысл истории которую поведал писатель?

(Хозяйка постоялого двора Надежда не простила Николая Алексеевича, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с людьми сильными, глубокими. Он же женат, не думает о своем увлечении молодости... Но что-то грустное входит в его душу с этой встречей.)

Итак, два героя.

– Какие они?

– Что скажем о них?

– Кто вызвал сочувствие или осуждение?

Описание героев (подтянутый военный, в возрасте, седой, красивое лицо).

Хозяйка (приятная, полноватая, легкие ноги).

– Как смотрит на гостья? (Щурясь.)

– Почему? (Узнала сразу.)

– Он узнал ее сразу? (Нет.)

– А когда? (Как она назвала имя.)

– Первая реакция? (Покраснел.)

– Почему? (Стало стыдно.)

– За что? Как заговорил? (Глядя в пол, чувствует вину.)

– Наш герой заволновался во время разговора? Как ведет? (Покраснел до слез, нахмурился, зашагал.)

Как начал говорить? (Забормотал, все проходит, любовь, молодость.)

Возражает ему Надежда? (Любовь не проходит, не забывается.)

Как вы думаете, он ее любил? (Да, это были волшебные минуты, самое дорогое, что имел.)

А почему не сложилась любовь? (Разные сословия, любили по-разному, почти как в жизни бывает.)

И настрой рассказа грустный, задумчивый. Это подтверждает природа. (Осень, грусть, ненастье, тоска.)

Любовь без продолжения. Что же наши герои?

Николай? (Несчастлив, жена изменила, сын – негодяй, мот, без совести.)

Надежда? (Все хорошо, работа, дома уют, хранит память, но незамужем.)

Какова манера повествования рассказа? (Мягкая, спокойная, задумчивая.)

Чем заканчивается рассказ? (Раздумьем о жизни.)

Что сказал нам Бунин о любви? (Храните, цените, разглядите.)

III. Рефлексивно-прогностический компонент.

Работа в группах.

  • Сочинение-миниатюра (музыка С.Рахманинова).
  • Бунин и я. Что нового открыли для себя?
  • Ответ на вопрос эпиграфа.
  • Музыка и Бунин.

IV. Итог.