Контрольно-обучающий метод в преподавании черчения. Урок: "Выполнение проекций простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел

Разделы: Технология


В своей практике придерживаюсь технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Контрольно-обучающий метод позволяет фиксировать результат как на этапе промежуточного усвоения материала, так и при итоговом контроле.

Не секрет, что выполнение домашних заданий по черчению является проблемой для многих учеников. Здесь и отсутствие помощи и контроля со стороны родителей (от “Я сама ничего в этом не понимаю!” до “Кому нужно это черчение?”), необеспеченность нормальными чертёжными принадлежностями – окружности прочерчиваем в классе на перемене. А самое главное – часть учеников так и не могут представить себе тень от предмета , т.е. воспроизвести проекцию – отображение объёмного предмета на плоскости.

В педагогике есть разработки о влиянии цвета на образность и объёмное мышление детей. Я решила этим воспользоваться. Вам хорошо известны плакаты по черчению: “Проекции предмета на одну, две, три плоскости”, “Схема группы геометрических тел”. Но когда ученик держит в своих руках окрашенную деталь, сам измеряет её длину, ширину, высоту или диаметр, он волей-неволей запоминает и цвет. После фиксации параметров в памяти остаётся и цвет стороны, с которой снято измерение. Затем он располагает деталь в пространстве уже согласно длине по фронту и происходит окончательное запоминание цвета, ориентированного на фронтальную плоскость проекции. Но деталь – это следующий, более сложный этап работы на уроках черчения по программе.

Начинаем же мы, конечно, с простых геометрических тел. В нашей школе несколько изменён порядок подачи материала по учебнику “Черчение” А.Д. Ботвинникова и др. Сразу после второго параграфа я даю понятие о плоскости и объёме. Мы делаем рисунки простых геометрических тел со всеми их элементами: точка, вершина, ребро, грань – эти определения, считаю, необходимы до начала изучения понятия “проецирование” (параграф 10). Затем даю тему “Правильные геометрические фигуры (параграф 15.2-1 урок).

Такой порядок подачи материала позволяет мне говорить с детьми на понятном им языке – они уже знакомы с терминами треугольник, круг, призма, цилиндр и др.

Сейчас перехожу к изложению второго урока:

“Выполнение проекции простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел”.

Цель урока:

Научить определять тела по их проекциям с учётом пространственного расположения.

Задача урока:

Повторение понятий “плоскости проекции”, выполнение чертежей по наглядному изображению.

Учебные пособия и принадлежности:

Плакат, модели геометрических тел, “проекции” геометрических тел, выполненные из разноцветной бумаги, рабочая тетрадь (“в клеточку”), чертёжные принадлежности.

План урока:

  1. повторение основных элементов построения правильных многоугольников – 5 минут;
  2. анализ моделей с ответами на вопросы – 3 минуты;
  3. “проекции” геометрических тел: работа, контроль – 10 минут;
  4. усложнение задачи – “проекции” группы геометрических тел: работа, контроль – 15 минут (контроль с помощью отличников);
  5. задание на дом – 2 минуты;
  6. графическая работа на дом – начало работы – в классе – 10 минут.

ХОД УРОКА

    1. Смотрим в тетради работу по параграфу 15.2. на доске учитель выполняет три основные фигуры – элемент повторения;
    2. Вопросы а) “Назовите самые простые геометрические тела”, “Как называется фигура, полученная в результате вращения треугольника вокруг одной стороны?” - демонстрация и показ фигуры. Далее: о цилиндре, шаре. Обычно эти вопросы не вызывают затруднений (“Мы это уже проходили”) и ответы быстрые и по существу;
    3. Приступаем к “проецированию” - раздаём с помощниками заготовки, выполненные из цветной бумаги, “проекций” геометрических тел. На парте располагаем их в необходимом порядке: в верхнем левом углу – фронтальная проекция (вид спереди), в правом верхнем углу (на одной горизонтальной линии) – профильная проекция (вид слева), в левом нижнем углу (на одной вертикальной линии с фронтальной проекцией) – горизонтальная проекция (вид сверху). Проверяю и меняю одну из “проекций” в пространстве, контролируем. Часто соседи по парте обмениваются при этом “фигурками” (“А у тебя какая?”, “Надо так положить!”). Обязательно напоминаю расположение проекций на поле чертежного листа.
    4. “Проекции группы геометрических тел”. При обходе раздаю ещё несколько “проекций” (обязательно разного цвета). Здесь делаю особый акцент на то, что построение начинаем с горизонтальной проекции, т.к. всегда понятны слова “ближе ко мне, дольше, за тем предметом, слева, справа” и т.д. Есть ученики, которые сразу справляются с поставленной задачей из 4 – 5 фигурок. Они основные помощники при контроле. Здесь достигается цель: “Сделай сам – помоги другу”, идёт маленький спад напряжения при коллективном решении проблемы.
    5. Задание на дом: перечертить рисунок 76 – 78 в тетрадь и принести заготовку формата А-4 (с рамкой и основной надписью).
    6. Приступаем к выполнению чертежа домашнего задания в рабочей тетради.

Следующим уроком продолжаем выполнение чертежа 79 – 80 , и по выбору – выполняем 2 – 3 фигуры аналогично рисунку 83 на формате А-4 обычно ребята помнят неделю свои работы и, расположив их на парте, почти все легко воспроизводят все три проекции. А с выполнением аксонометрических проекций возникают понятные временные проблемы.

Положительную отметку выставляю за полный чертёж группы геометрических тел. Из практики: всегда есть ученики, выполнившие композицию из 3 – 5 фигурок.

Вашему вниманию было предложено подробное изложение одного из уроков, в ходе которого осуществляется текущий и итоговый контроль знаний. В своей практике использую задания на карточках (как правило – не мене 10 вариантов).

Но эти работы в сравнении с первой и второй четвертью проигрывают своей однотонностью.

Есть у меня ещё и “азбука черчения”, составленная по начальным буквам “Словаря чертёжника”.

При составлении орнаментов, прошу выполнять их в цвете. Кроме того, широко использую задачи с формулировкой “Дочерти …”.

С большим удовольствием ученики раскрашивают задание по рисунку 89. Требую к ним обязательного поиска заданных точек, так легче перейти к решению задач по рисунку 90.

Можно подвести итог. Как правило, с учениками седьмых классов при выставлении отметок особых проблем не возникает, потому что выполнение начала домашней работы производится в классе. Цветовая гамма действительно помогает усвоить и применять понятие “проецирование”. Тому есть подтверждение: в районных олимпиадах семиклассники всегда получают хотя бы одно призовое место.

Но самое главное, предмет “ЧЕРЧЕНИЕ” в школе занимает достойное место в “строю” обязательных предметов в общеобразовательной школе. Он необходим не только как ступенька к геометрии и стереометрии, но и как элемент творческого и интеллектуального развития ребёнка.

Литература

А.Д Ботвинников и др. – “ЧЕРЧЕНИЕ” - Москва, “Просвещение”