Воспитательная программа с учащимися "Мы и окружающий мир"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед, посади семя, если ты думаешь на десятилетие, посади дерево, если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.

Для решения педагогических задач существует два пути. Один – императивный, когда учитель сам решает задачу, заставляя своих учащихся делать то, что необходимо для их будущего. Другой – гуманный, когда учитель стремится приобщать детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает учащегося своим помощником в воспитании, обучает тому, что делает сам. В своей работе я использую гуманный подход воспитания. Я считаю, что самое главное приобретение, которое необходимо ребенку во время учебы, – это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет, может.

Программа воспитания возникла потому, что передо мной постоянно возникали вопросы:

  • Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он приводил не только ко всестороннему и гармоничному развитию личности, но и к созданию сплоченного детского коллектива, в котором каждый ребенок прежде всего - гражданин своего Отечества, человек, который может помочь другому, может творить и хочет созидать?
  • Как осуществить единство умственного, нравственного, трудового воспитания, т.е. реализовать комплексный подход?

Моя программа воспитания имеет три взаимосвязанных блока:

I. Человек. Знания.

II. Моя семья. Мое Отечество.

III. Здоровье.

I. Человек. Знания.

В своей педагогической работе использую идею гуманистической психологии. Уважение к личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Цель: помочь детям в конструировании их собственного внутреннего мира, индивидуализации и развитии личности.

Задачи: учить быть самостоятельными; учить адаптироваться к жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам; быть в постоянном поиске новых знаний; развивать творческие, интеллектуальные способности; воспитывать такие качества как взаимовыручка, доброта.

Формы работы

  1. Интеллектуальные игры
  2. “Путешествие по свету, познаю планету эту”
    “Счастливое поле”
    “Звездный час”

  3. Брейн-ринг
  4. “Знатоки сказок”
    “Юные экологи”
    “Литературный”

  5. КВН
  6. Конкурсы:
  7. чтецов “Любители поэзии”
    поделок “Царство Берендея”
    сочинений “Мое растение”, “Мой друг!”

  8. Викторины “Русские народные сказки”
  9. “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

  10. Родительское собрание “Как помочь ребенку учиться”

II. Моя семья. Мое Отечество.

Для моих учащихся понятие Родина ассоциируется с семьей, школой, c городом, в котором они живут. Необходимо формирование и развитие национального самосознания, патриотизма, интереса к истории и культуре русского народа, чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к происходящему и настоящему.

Цель: познакомить ребенка с краем, с городом непосредственно через окружающий его микромир, формировать у детей ценностное отношение к таким понятия, как семья, Отечество.

Задачи: развивать интерес к своим национальным корням, стремление продолжить традиции своего народа; изучать историю г. Шимановска, сел Шимановского района; воспитывать чувство ответственности за дальнейшую судьбу Родины, уважение к истории каждого народа, осознание истории семьи как части истории народа, воспитывать уважительное отношение к родным и близким, способность к состраданию, сопереживанию.

Формы работы

1. Конкурсы:

стихов “Люблю тебя, край родной”
рисунков “Моя малая Родина”

2. Урок-путешествие “К истокам старины глубокой”

3. Классный час:

“Мое имя”
“Знаешь ли ты закон?”
“Запиши себя в историю России”

4. Урок-диалог “Как жить в мире с самим собой”

5. Экскурсия в музей г. Шимановска

6. Операция “Самые верные друзья”

7. Праздники:

“Ярмарка-Свистунья” (знакомство с народными промыслами)
“Масленица-мокрохвостка”

8. Выставка рисунков “Мои родители на работе”

9. Семейная игра “Счастливый случай”

10. Игра “В лес за сказками” (природа Амурской области)

11. “Наше хобби” (знакомство с коллекциями семьи)

12. “Народные чудеса” (постановка сказки родителями класса)

13. Встреча с участниками войны.

14. Родительское собрание “Один день в семье”

III. Здоровье

Важное место в воспитательной работе отвожу комплексной, углубленной и систематической работе по оздоровлению детей.

Цель: укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем, формирование правильной осанки.

Задачи: развивать психические процессы (представление, память, мышление), осваивать двигательные навыки и умения, воспитывать интерес и привычки к самостоятельным занятиям физической культуры, поддерживать и развивать содружество и сотворчество детей и их родителей, объединенных для взаимного духовного обогащения.

Формы работы

1. Эколого-туристический поход “Открыватели тайн природы”

2. Классный час “Чистота – залог здоровья”

3. Викторина “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно,

опрятным физически”

4. Конкурс “Сильные, смелые, ловкие”

5. Праздник “О вредных привычках или о том, как победила сила воли”

6. Игра “Папа, мама, я – спортивная семья”

7. Путешествие в Спортландию

8. Игра “Зов джунглей”

9. Праздник “Юные защитники”

10. Родительское собрание “Досуг ребенка”

Предполагаемые результаты

Реализация основных направлений данной программы позволит воспитать грамотного гражданина, обладающего познавательными потребностями и деятельными качествами, адаптированного к жизни, стремящегося к знаниям. Мероприятия содействуют формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, расширению кругозора. Учащиеся узнают традиции и обряды нашего народа, учатся понимать и уважать культурное наследие. Содержание программы позволит воспитывать у детей чувства сострадания, доброго отношения к жизни, желание творить добро, помогать друг другу; укрепить здоровье физически слабых детей, повысить потребность в физическом саморазвитии.

Условия реализации

1. Использование материально-технической базы школы (библиотека, спортивный зал).

2. Помощь родителей класса.

Урок “Мы и окружающий мир”

Тема: “Охрана окружающей среды”

“Проснулся, умылся, - убери свою планету!”

Цель: развивать речевую, мыслительную деятельность учащихся, активизировать воображение, творческую деятельность учащихся, прививать любовь к природе, родному Отечеству, родному краю.

Мы не раз путешествовали по планете Земля, узнали сколько стран на Земле, по каким признакам различаются люди, как человек приспособился к природным условиям.

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, посмотреть, в каком состоянии находится наша планета Земля. В этом нам поможет один из жителей леса - Муравей.

Свати, мудрый муравей
Со звезды пришел своей
- Мудрый, мудрый муравей,
Поучи ты нас, людей.
Ты пришел издалека
Сквозь туманы и века.
Научи нас, как нам быть,
Чтоб планета наша имела здоровый, чистый вид!
- Хорошо, я помогу,
Только стоит захотеть
Все узнать и не сорить,
И тогда планета наша
Засверкает, засияет
И в сто раз прекрасней станет!

- Я друг людей и природы, потому что я хочу уберечь их от беды, но мне грустно.

Некоторые люди беззаботны, другие усложняют жизнь. И те, и другие не научились думать о нашей Земле.

- Все, что находится вокруг нас, называется окружающей средой.

Что же она включает?

Облако, дым, цветок, птица, растение, газета, люди, корабль, дождь, автомобиль, электростанция.

Назовите предметы, которые могут навредить окружающей среде.

Дождь, автомобиль, корабль, бутылка, люди, электростанция

Докажите!

Мы выкидываем огромное количество мусора. Каждый человек выбрасывает в день около 1 кг мусора. Если из класса 19 человек выбросят мусор, то

19 кг х 365 = 10935 кг в год

Вот здесь предметы, которые ты выкинул вчера.

Назови! (Разбитая бутылка, бумажная салфетка, пакет от молока, обертка от жвачки, сломанная игрушка, бутылка, бумага.)

Часть мусора может сохраниться очень-очень долго.

Какой предмет дольше сохранится, если его оставить в земле: бумажный стаканчик или пластмассовый?

Как ты думаешь, сколько времени может сохраниться пластмассовая бутылка? Подумай: 1 месяц, 10 лет, 30 лет? (Более 30 лет)

Подумайте, а что можно было бы не выбрасывать, а подарить, отдать?

Переработка

Мы должны научиться использовать вещи снова, тогда не будет столько мусора.

Переработать – переделать во что-то другое. (Показ учителем образцов поделок из отходных материалов).

Повторное использование – использовать вещи снова в том виде, в котором они есть.

Компост – пищевые отходы + трава + вода.

Если добавим в почву компост, почва становится рыхлой, растения лучше растут, так как в ней содержатся питательные вещества.

Муравья Свати волнует загрязнение воды. Он очень любит дождь. Дождь может дать нам чистую воду, помогает вырасти растениям. Но бывает кислотный дождь – это если химические вещества, которые образуются из-за деятельности человека, смешиваются с дождем.

Как человек вредит воде и что нельзя делать?

Клад на дне реки

Однажды учащиеся совместно с родителями исследовали дно реки длиной два километра. Они обнаружили: 2 железобетонные плиты, 3 большие трубы, 2 куска рельсов, 1 моток проволоки, 6 сковородок, 7 утюгов, 248 разбитых бутылок и много другого мусора. (Обсуждение этой проблемы с детьми).

Муравей Свати спрашивает, что будет с животными и людьми, если вокруг не будет деревьев, кустов, травы? (Беседа с учащимися).

Если вы станете мэром города, какую программу составите, чтобы город наш стал лучше и прекраснее?

Работа с учащимися по знакам “Защитники природы”.

Вывод

Береги, охраняй природу, планету Земля, свой город!