Урок риторики во 2-м классе на тему "Смотреть и видеть"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Подготовить детей к самостоятельному составлению текста типа описания.
2. Приобщить к искусству слова, помочь понять и почувствовать ценность слова.
3. Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Оборудование:

бумажный красочный ключ, картинки с изображением птиц, телевизор, схемы–опоры, плакаты с правилами обращения с птицами (условные знаки), грамзапись песни Ю. Антонова “Родные края”, хрустальный сувенир “Сова”.

Вступительное слово учителя: Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Слово – самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать о чём угодно, описывать то, что видим, рассказывать, рассуждать.

I. Подготовительная работа.

Проникновение в тайну 2–х слов: смотреть и видеть.

У. – Сегодня на уроке мы с вами проникнем в тайну двух слов: смотреть и видеть.

  1. Подбор однокоренных слов смотреть, видеть.
  2. Разбор данных слов по составу.
  3. Звуко–буквенный анализ слов.
  4. Работа над лексическим значением слов.
  5. – Подумайте над значением этих двух слов?

    – Как вы их понимаете?

  6. Чтение рассказа С.Львова.

– Послушайте, как объясняет значение этих слов писатель Сергей Львов [1].

– Теперь вы поняли, чем отличаются эти близкие по значению слова, слова синонимы.

СМОТРЕТЬ – это направлять взгляд на кого–нибудь или на что–нибудь.

ВИДЕТЬ – это сознавать, усматривать, наблюдать, замечать, внимательно смотреть.

– Как же изменилось дерево? Что смог увидеть автор, когда внимательно посмотрел?

II. Беседа по наблюдениям учащихся.

    1. У. – А не приходилось ли вам во время прогулки не только смотреть на окружающий вас мир, но и примечать что–то новое, необычное?
    2. Рассказы учащихся о наблюдениях.
    3. Обобщение ответов учащихся.
    4. – Действительно, если мы посмотрим вокруг, то увидим самые обычные, знакомые предметы как бы другими глазами, заметили то, чего раньше не замечали. И наши описания станут более яркими и выразительными.

    5. Работа над выражением.
    6. У. – Но не каждый человек внимателен, о человеке, который смотрит и ничего не замечает, говорят: “Слепой, как сова”.

    7. Чтение стихотворения И. Токмаковой “Ключи от леса” [1].

У.– О каких же ключах говорит автор? Как вы это понимаете?

Вот сейчас я и посмотрю, на сколько вы умеете хорошо видеть и прекрасно слышать. Для этого проведем игру.

III. Физкультминутка

У.– Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад.

IV. Сообщение темы урока.

У. – Сегодня мы будем продолжать работу по составлению описания. А кого мы будем описывать, вы узнаете, отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали ? Это … (птица)

У. – Правильно, мы будем учиться составлять сравнительное описание птиц. Но для этого необходимо хорошо готовиться.

V. Работа над скороговоркой.

  1. Подготовительная работа
  2. У. – Кто хочет разговаривать?

    Д. – Мы будем разговаривать.

    У. – Тот должен выговаривать?

    Д. – И будем выговаривать.

    У. – Всё правильно и внятно?

    Д. – Так, правильно и внятно!

    У. – Чтоб было всем понятно?

    Д. – Чтоб было всем понятно!

  3. Работа над скороговоркой.
  4. Пара птиц порхала, порхала – да и выпорхнула.

  5. Работа над выразительным чтением скороговорки.

У. – Прочитайте скороговорку, выделяя голосом количество птиц.

– Прочитайте скороговорку, выделяя голосом неоднократные действия птиц.

– Прочитайте скороговорку, выделяя голосом конечный результат действия.

VI. Рассказ учителя об именах птиц.

У. – До чего славные бывают у птиц имена! Ну, например, птица – чечевица. Или овсянка, просянка, коноплянка. Птица поганка – ещё и рогатая. А пастушок, зяблик, юла? Неужели пастушок и в самом деле кого–то пасет, зяблик все время зябнет, а юла – юлит? Неужели так просто птиц распознать? Если пухленькая, то пухляк, если пестренькая, то пеструшка, если с хохолком – хохлатка. Зелёная – зеленушка, пищит – пищуха, ползает по столу – поползень? Не надо никакого определителя: увидел – и узнал. Кедровка – это та, которая орешки кедровые собирает. “Кедровка, кедровка, угости орешками!” Если кукует – значит кукушка. “Кукушка, кукушка, сколько мне лет жить?”. Кукушка тебе кукует, а ты считаешь и радуешься. Столько накуковала, что за это время не только птиц, а всё на свете узнать успеешь.

VII. Работа над анаграммами.

У. – Расшифруйте анаграммы и выбери правильные ответы.

Какая птица …

1). …. Никогда в жизни не садится на землю?

а) ЖИРТС, б) ЛОБУГЬ, в) АВОС (стриж)

2). … штукатурит свои гнезда?

а) УЛИКК, б) НЬОПОПЛЕЗ, в) ОПАКС (поползень)

VIII. У. – А сейчас мы побываем на передаче “Устами младенцев”

По словесному портрету

Ты скажи нам – кто же это?

1. “Посмотришь на эту небольшую размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик рыжеват. А вечером или ночью приди сюда и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на всевозможные лады.” (Соловей)

2. “ Уж её–то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого–нибудь увидит, дергает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит, то машут её белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится.” (Сорока)

3. Эта насекомоядная птица, большая обжора. Она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Она подкладывает яйца в чужие гнезда, её птенцы выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. (Кукушка)

4. Каких только небылиц об этой птице не рассказывают. Её называют “пернатой” или “Дикой” кошкой. Даже считают, что она накликивает беду. А на самом деле – это очень полезная птица. (Сова)

IX. Рассказ учителя о совах.

У. – В мире насчитывают 144 вида этих птиц. 18 видов обитают у нас. Большинство людей считают их хищниками и за это при всяком удобном случае убивают, разоряют их гнезда. А зря! Большинство из них питаются грызунами и приносят этим большую пользу ( за 1 сутки сова уничтожает до 100 мышей). А одна из самых маленьких сов – воробьиный сычик, зимой устраивает в дуплах кладовые, в которых находят до 1000 различных зверьков.

Чаще других в лесах и норках встречается неясыть. Её рост 40 – 45 см., а размах крыльев – 1 м. Ушастая сова немного поменьше. На голове у неё заметны “ушки” из перьев. Поменьше неясыти – сипуха. Она встречается редко. У этой совы “лицо” не круглое, как у других сов, а совсем особое – сердцевидное. Днем сипуха сидит где–нибудь на чердаке или в дупле дерева, а ночью вылетает на охоту. Есть на Крайнем Севере полярная сова, которая занесена в Красную книгу.

Многие совы живут около 20 лет, а крупные – филины доживали в неволе до 68 лет. В настоящее время все эти птицы нуждаются в охране. Издавна люди считают, что птицы – предсказатели погоды. (Приведите примеры).

– Птицы поют весело – к хорошей погоде.

– Перед ненастьем птицы сильно кричат, а песен совсем не поют, много и низко летают, кружатся, ощипываются.

– Если кричит сова – к холоду.

X. Игра “Самый острый в мире глаз”

У. – Надо быть очень внимательным для того, чтобы сравнить 2 рисунка с изображением сов. Установить сходство вам помогут опорные слова на 1 таблице, а установить различие – слова на 2 таблице.

Рисунок 1

Таблица 1

Таблица 2

И… и …

Как у …

Так и …

Также как …

В отличие от …

По сравнению с …

У. – А как вы думаете, почему эти птицы получили такие названия?

У. – А теперь послушайте, что рассказал о сове – сплюшке Н. Сладков.

XI. Чтение учащимся рассказа Н. Сладкова “Сова – сплюшка”.

XII. Физкультминутка.

В лесу темно.

Все спят давно.

Все птицы спят.

Одна сова не спит.

Летит, кричит … (крик совы).

День наступает,

Все оживает … (голоса птиц).

XIII. Сообщение темы урока.

У. – Сегодня на уроке мы попытаемся составить сравнительное описание птиц, раскрыв их признаки:

Название

Величина

Окраска

Форма

    – головы

– спинки

– грудки

– крыльев

– хвоста

– клюва

XIV. Упражнение в составлении сравнительного описания.

  1. Подготовительная работа. Рассказ учителя.
  2. У. – Один и тот же признак можно сравнить и описать по разному.

    1. Воробьиный сычик и неясыть различается величиной. Воробьиный сычик меньше неясыти. Значит неясыть больше воробьиного сычика.
    2. Полярная сова и филин отличается окраской. Полярная сова имеет светлое оперение, а у филина – оно темное.
    3. Сипуха и ушастая сова различается формой “лица”. У ушастой совы оно круглое, приплюснутое в клюву, как и у всех сов. А у сипухи – “лицо” сердцевидное.
  3. Чтение текста о совах. (У каждого ученика на листе).
  4. Раскрась птиц так, как они описаны в тексте. (Звучит грамзапись песни Ю. Антонова “Родной край”)
  5. Знакомство со схемами для сравнительного описания.
  6. У. – Сравнительное описание строится по одной из двух схем.

    А Б

    Одновременно производится описание и сравнение одного и того же признака у разных предметов.

    А
    Б

    Вначале описывается один предмет.

    Затем другой в сравнении с первым предметом.

  7. У. – Перескажи текст, пользуясь схемами.

XV. Рассказ учителя о сове – как символе высокого интеллекта.

У. – В древности люди знание изображали в виде совы. Как сова видит ночью во тьме, так и знающий человек разбирается в трудностях. Поэтому в игре “Что? Где? Когда?” символом высокого интеллекта, большого ума, мудрости игроков является сова.

Даже в сказках сова дает очень мудрые, полезные, ценные советы. Недаром Б. Заходер сказал: “Мудрейшая птица на свете сова, всё слышит, но очень скупа на слова”

XVI. Обобщение ответов учащихся.

1. Составление и чтение пословицы.

ЗЬЯ

ЦЫ

НА

Рисунок птиц

ДРУ

ПТИ

ШИ

У. – Докажите, что птицы наши друзья.

А человек – друг птиц?

2. У. – А теперь послушаем, как должны поступать друзья птиц.

– Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.

– Не прикасайся к гнезду, иначе птицы–родители могут совсем покинуть его.

– Не бери с собой в лес весной и в начале лета собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

– Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц. В природе о них позаботятся взрослые животные.

– Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики.

Словарная работа

У.Орнитология – отдел зоологии, изучающий птиц.

Орнитолог – человек, занимающийся изучением птиц.

XVII. Итог урока

У. – Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

(М. Дудин)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!

(В. Шефнер)

XVIII. Домашнее задание

Составить сравнительное описание двух птиц (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах и рисунках., М. 1999