Урок "Математика и конструирование", 2-й класс (1—3), 3-й класс (1—4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ТЕМА: “Пирамида”

ЦЕЛЬ:

1. Познакомить с новой геометрической фигурой “Пирамидой”.
2. Закреплять знания свойств треугольников, их видов.
3. Развивать пространственное воображение, мышление, внимание, память, воображение.
4. Расширять кругозор учащихся, словарный запас.
5. Воспитание нравственных качеств: доброты, взаимопомощи, дружбы.
6. Привитие интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточка для игры “Внимание – угадайка”, “Сравни фигуры”, мозаика из геометрических фигур, модели треугольников и пирамиды, счетные палочки, игрушки, карандаш и обезьяна.

ХОД УРОКА

 

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. У. – Сегодня мы вместе с нашим другом Карандашом и обезьянкой Джуди продолжим увлекательное путешествие в страну “Геометрия”, где познакомимся с новой геометрической фигурой, которая называется “Пирамида”. Успех ждёт тех, кто будет внимательным, любознательным и активным.

  4. Повторение пройденного материала.
  5. У. – Для того чтобы все запомнить, что мы с вами увидим в пути, нам надо быть очень внимательными. Поэтому перед путешествием потренируем своё внимание.

    1). Игра “Внимание – угадайка”, (в игре детям на несколько секунд показывают фигурку или карточку с условным знаком. Потом её прячут. Дети должны точно воспроизвести увиденное, затем найти закономерность изменения фигур и нарисовать недостающую фигуру).

    У. – Начертите недостающий предмет.

    Рисунок 1

    2). У. – Расположите данные фигуры в строках и столбцах так, чтобы не было одинаковых фигур по форме.

    Рисунок 2

    3). Сравнение фигур.

    Рисунок 3

    У. – Чем отличаются кораблики друг от друга?

    – Из каких геометрических фигур составлены рисунки?

    4). Путешествие по стране “Геометрия”

    У. – Шли мы с Карандашом, и вдруг на пути нам встретилась река. Как же нам перебраться на другой берег?

    Д. – Можно перейти по мосту или переплыть на корабле.

    У. – Давайте построим из геометрических фигур кораблик.

    Игра “Кто быстрее переплывет реку? (Работа с геометрической мозаикой, изготовление корабля из мозаики).

    У.– Молодцы! Все переправились!

    У. – Какую геометрическую фигуру представляет наш путь до реки?

    Д.– Отрезок.

    У. – От реки мы свернули на другую дорогу и увидели город.

    На доске чертеж.

    Рисунок 4

    – Какую геометрическую фигуру представляет путь от дома до города?

    Д. – Ломаная линия.

    У. – Расскажите, что вы знаете об этой геометрической фигуре.

    – Найдите путь от школы до города.

    I ВАРИАНТ
    Арифметическим способом
    II ВАРИАНТ
    Геометрическим способом
    Задача: “ От школы до реки мы прошли 4 км, а от реки до города в 3 раза больше. Какой путь мы прошли?”
    Решения:

    4*3= 12 (км.)12+4=16 (км.)

    4*3+4=16 (км.)

    Проверка (обмен тетрадями)

    Рисунок 5

    Физкультминутка. Игра “Светофор”

    IV. Работа над новым материалом.

    У. – Ребята, посмотрите и скажите, что это за город? Кто в нём живет?

    Д. – Это город треугольников.

    На доске рисунки

    Рисунок 6

    У. – Какая фигура называется треугольником?

    Д. – Фигура, у которой 3 вершины, 3 угла и 3 стороны называется треугольником?

    У. – Да это город треугольников. Там живут мастера строители, весёлые треугольники. Но пускают они в свой город только тех, кто хочет многое узнать, умеет трудиться и умеет дружить.

    Поэтому давайте покажем, что мы любим узнавать что–то новое, что мы умеем трудиться и дружить.

    Скажите, какие треугольники вы видите на рисунке?

    Д. – Прямоугольный, равносторонний, тупоугольный, равнобедренный.

    У. – Докажите.

    Д. – Прямоугольный, т.к. у него есть прямой угол.

    Равносторонний, т.к. у него все стороны равны.

    Тупоугольный, т.к. у него есть тупой угол.

    Равнобедренный, т.к. у него 2 –е стороны равны.

    У. – Посмотрите какой красивый город, все дома разного цвета и формы.

    У вас на столах тоже лежат треугольники. На сколько треугольников они разделены?

    Д. – На три.

    У. – Раскрасьте эти треугольники разными цветами. Сколько всего треугольников получили?

    Рисунок 7

    Д. – Четыре.

    У. – Наши друзья – треугольники очень дружные. Они любят свой город, свою страну. И если случится какая–то беда, они как один, плечо к плечу встанут на защиту своей Родины.

    Посмотрите, как они это сделали.

    Получилась новая фигура, которая называется “Пирамида”.

    V. Практическая работа

    У. – Постройте треугольник со сторонами 12 см. Вырежьте его. Разделите каждую сторону пополам. Путем перегибания соедини друг с другом отмеченные стороны.

    На сколько равных треугольников разделился наш треугольник?

    Д. – На 4 части.

    Рисунок 8

    У. – Треугольники, ограничивающие пирамиду, называются грани пирамиды.

    Отсчитайте 6 палочек и при помощи пластилина сделайте каркас пирамиды. Счетные палочки образуют ребра пирамиды.

    Что лежит в основании пирамиды?

    Д. – В основании пирамиды лежит треугольник.

    У. – Такая пирамида называется треугольной. Где вы встречались с формой треугольной пирамиды?

    Д. – Пакеты с молоком, майонезом имеют форму пирамиды.

    У. – Как вы думаете, как будет называться пирамида, если в основании будет четырехугольник?

    Д. – Четырехугольная пирамида.

    У. – А сейчас мы перенесемся в далекое прошлое в страну Древнего Египта. (Звучит запись “В стране пирамид”). Узнаем, где ещё можно увидеть пирамиду.

    Показ иллюстраций с изображением египетских пирамид.

    – Долина царских гробниц. Уже в самом названии заключён царственный, таинственный смысл. Недалеко от древней египетской столицы Фивы, на левом гористом берегу Нила, в белых выжженных солнцем скалах высечены склепы могил египетских фараонов, которые правили страной около 3–х, 5–ти тысяч лет назад.

    На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов (повелителей всего Египта). Самая высокая пирамида фараона Хеопса. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

    Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать такое сооружение в глубочайшей древности. Много труда требовалось для строительства таких пирамид.

    Надо было перетаскивать тяжелые камни, отработать их, и потом нужно было построить их. И здесь, конечно для строительства работ нужны были знания по геометрии, арифметике и географии. В то время даже не было железных орудий труда. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия.

    Обобщение знаний.

    У. – Посмотрите на модель пирамиды. Что лежит в её основании? Как называется такая пирамида?

    Д. – В основании лежит треугольник. Значит, такая пирамида называется треугольной.

    У. – Что вы ещё узнали о пирамиде?

    Д. – У пирамиды есть грани, ребра и основание.

    У. – Какую форму имеют грани пирамиды?

    Д. – Грани пирамиды имеют форму треугольников.

  6. Повторение пройденного материала.

У. – Наша гостья обезьянка Джуди приготовила нам сюрприз. Посмотрите, какую форму имеет этот волшебный сундучок (модель пирамиды). И если мы сумеем выполнить все задания, этот сундучок откроется. (Задания написаны на гранях пирамиды).

1). Найдите периметр треугольника.

I вариант II вариант
Построить треугольник и найти его периметр, длины сторон которых выражаются
ЧЕТНЫМИ ЧИСЛАМИ НЕЧЕТНЫМИ ЧИСЛАМИ
2). Записать выражение и расставить скобки так, чтобы выражение было верным.

4*8–5=12

3). Выразить:

1 м. = …

2 дм.3 см. = …

3 дм. = …

6 дм. 3 см. = …

Рисунок 9

 

VI. Итог урока

У. – Наш урок подошел к концу. Вы сегодня работали хорошо! С какой новой фигурой мы познакомились на уроке? Что о ней вы можете рассказать?

Оценка работы учащихся.