Школьный центр военно-патриотического воспитания “Каскад”
Современное общеобразовательное учреждение это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.
Стратегия развития воспитания определена в государственных документах: Конституции РФ, Законе об образовании 1992 г, Федеральной программе развития образования, концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”.
Одной из ведущих задач воспитания является формирование базовой культуры личности.
Важнейшей составляющей базовой культуры личности является духовно-нравственное и гражданское становление.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств.
За последние 5 лет на базе школы №2 г.Барабинска и ее микрорайона созданы условия не только для реализации образовательных услуг, но и для комплексного, педагогически сообразного воспитания.
Отсутствие в микрорайоне школы досуговых центров для молодежи (ДК,спорт. школы, спортплощадки) привело к тому, что время, свободное от учебных занятий, дети проводят в стенах школы, посещая кружки и спортивные секции.
В 2000 г. в городе проходила военно-спортивная игра “Зарница”, победа в которой определила направленность системы воспитания, которое стало военно-патриотическим.
В этом же году команда приняла участие в областных соревнованиях “Зарница” и заняла первое место.
Анализ проведенных мероприятий показал, что необходимо качественно улучшать физическую подготовку и расширять знания по курсу ОБЖ. При подготовке к финалу Всероссийских соревнований “Школа безопасности” в г.Нальчик, руководители разработали план достижения лучших результатов. Хотя условия не были реализованы в полной мере, но за счет упорства, воли, терпения, желания победить ребята достойно выступили на всех этапах соревнования.
Постепенно в школе улучшилась материально-техническая база, подобрались педагогические кадры для работы с детьми, в школе открылся туристический клуб. В этом клубе ребята изучают приемы и способы ориентирования, топознаки, тактику и способы передвижения, жизнь и быт в условиях похода. Ребята самореализуются, участвуя в различных городских соревнованиях:
– первенство по солдатскому многоборью среди молодежи до призывного возраста, посвященного памяти воина-интернационалиста О. Сачевского;
– легкоатлетическая эстафета среди учащихся школ, посвященная памяти Героя Советского Союза И.Я.Воронкова;
– день Гражданской обороны.
В 2001 году команда участвовала в областной игре “Зарница”, где заняла второе место. У ребят появилась военная форма, атрибуты. Внешние атрибуты побуждают ребят к деятельности, активности, внутреннему горению.
Новые соревнования предъявляли все новые и новые требования. Выяснилось, что у команды не хватает навыков пожарного дела (как спасти пострадавшего с верхних этажей сооружений, как проложить рукавную линию и поразить струей воды “цель” и т.д.), недостаточно знаний по медицине.
После осмысления, понимания и оценки объективной реальности, установив связь между различными знаниями, идеями, понятиями, туристический клуб перерос в “Школу выживания”. Работали три руководителя. Количество занимающихся увеличилось с 8 человек в 2000 году до 43 человек в 2002 году. Созданы две возрастные группы: 1гр.– 5–7 кл. , 2гр.– 8–10 кл..
“Школа выживания” имеет свой Устав, атрибутику, программу. Важная роль в программе отведена патриотическому и физическому воспитанию, направленности на здоровый образ жизни, определен ориентир на подготовку к службе в армии, на выработку общечеловеческих качеств.
Нацеленность всего коллектива на общие задачи положительно отражается на каждом воспитаннике. Игра с настоящей военной формой одежды и военной символикой, походами, занятиями в любое время суток, углубленное изучение своей истории, знакомство с ратными подвигами земляков, осуществление патриотического воспитания, изучение военного дела, занятия туризмом, спортом, формирование понятия чести, порядочности, настоящей дружбы формируют у участников клуба мировоззренческие убеждения.
Убеждения являются результатом усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Они определяют весь духовный строй личности. Ребята, посещающие клуб –подростки. Ребенок –подросток самоутверждается, ищет свое место в мире. Задача “Школы выживания” -дать толчок формированию идеалов, жизненных установок, побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Знания учащихся постепенно перерастают в убеждения, социальные ожидания и ценностные ориентации, проникают в сферу чувств и переживаний подростков. У ребят из “Школы выживания” поддерживается положительное эмоциональное состояние, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы.
Ребята постоянно готовы решительно достигать поставленных целей. Добиваться этого помогает сформированная воля. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит ребят к обоснованным решениям, действиям и поступкам. Подтверждением этому является выступление команды “Каскад” в г.Новороссийске в 2002 году в финале военно-спортивной игры “Победа”.
Ребята заняли 2 общекомандное место.
Соревнования такого уровня вовлекли ребят в широкий круг социальных отношений, вооружили разносторонней информацией. Ведется переписка с клубами по военно-патриотическому воспитанию Новокузнецка, Кемерово, Кубани.
В ходе соревнований руководители команды получили много информации к размышлению:
- Кроме физической подготовки и знаний истории Отечества необходимо знание гуманитарного права (вооруженные конфликты, история и современность; сущность международного гуманитарного права; основные нормы, источники, ответственность за нарушение; международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца).
- Вновь необходимы знания первой доврачебной помощи (по мере приближения к пострадавшему определить примерный объем предстоящей медицинской помощи; определить признаки наиболее опасных для жизни пострадавшего состояний: клинической смерти, коматозного состояния, артериального кровотечения, ранения грудной клетки; увидеть и оценить угрозу для жизни людей на месте происшествия, наметить меры для ее устранения, либо экстренной эвакуации пострадавшего из опасной зоны).
Нужно плыть на скорость 50 м, нырять на дальность и глубину, транспортировать “утопающего” на себе и подручных средствах.
Дома, после детального анализа выступлений, руководители “Школы выживания” пришли к выводу, что необходимо создать более полную и глубокую систему подготовки ребят к соревнованиям такого вида.
Т.к. в клубе формируется военно-патриотическое воспитание, оно определяет тип поведения ребят, они умеют много трудиться, распределять свое время, помогают дома, они терпеливы, выносливы, приоритетным является здоровый образ жизни (не курят); могут поддержать товарища в любой жизненной ситуации;у них сформировано глубоко патриотическое сознание, ребята изъявляют желание пойти в военные училища, в институт МЧС.
На базе нашей школы создан детско-юношеский центр военно-патриотического воспитания “Каскад”. Создание такого центра дает нам возможность вовлечь большее количество ребят в различные виды деятельности, обеспечить полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. А “...какова будет жизнедеятельность воспитанника–таково и воспитание” (И.Козлов).
Если наш центр будет посещать большее число детей, (а у нас будет возможность занять их увлекательным делом), то “выиграет” не только микрорайон нашей школы, но и город, а в целом и область, и вся наша Россия.
СТРУКТУРА
“ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
“КАСКАД”
Общеобразовательная средняя школа №2 Г. Барабинска является творческой мастерской, организующей поиск, разработку, внедрение нового содержания воспитания, форм и методов его реализации.
Исходя из целей и задач, коллектив “Центра” через работу клубов ведет воспитательную работу по четырем основным направлениям:
– патриотическое воспитание;
– гражданское воспитание;
– формирование культуры здорового образа жизни;
– начальная военная подготовка.
Клубная деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.
СТРУКТУРА ЦЕНТРА
Воспитательные цели и задачи реализуются на трех ступенях.
1 ступень, 7–8 классы.
Комплектование групп осуществляется руководителями клубов.
Работа ведется в следующих секциях:
- история и право;
- литературная гостиная
- краеведение
- медицинская помощь
- ЮДППД
- ОФП
- Плавание
- Школа выживания
- Меткий стрелок
Занятия организуются по расписанию и утвержденным программам.
2 ступень, 8–9 классы.
На второй ступени продолжается работа по данным направлениям, расширяется круг секций.
Начинает работу секция ПДД, НВП.
Ребята принимают участие в туристических походах, экскурсиях, во всех городских спортивных, военно-патриотических мероприятиях.
3 ступень, 10 класс.
Работа строится по откорректированным программам. В центре осуществляют работу все клубы и секции.
- Создаются группы “Юный помощник пожарного”, “Юный помощник ГИБДД”, “Юный натуралист”.
- Ребята сдают экзамены в РОСТо на категорию А
- В Новокузнецке в “Центре допризывной подготовки” получают туристические разряды.
Учащиеся 11 классов становятся инструкторами у младших ребят.
СИСТЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ № 2 Г. БАРАБИНСКА.
Центр включает работу 4 клубов. В каждом клубе работают свои секции.
Каждый клуб имеет своего руководителя, проект реализации содержания военно-патриотического воспитания, инструкции по технике безопасности.