Разноуровневый контроль знаний учащихся на уроках физики

Разделы: Физика


Одним из важных структурных элементов урока и всего процесса обучения является проверка знаний и умений. Это важно как для учителя, так и для ученика. Учителю важно выявить, как усвоен материал, а учащийся испытывает гордость за хорошую оценку. Или ощущает неудовлетворение своей работой, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учебе. Поэтому так важно учесть возможности класса и учащихся при организации проверки.

Можно выделить следующие функции проверки: контролирующую, обучающую, ориентирующую, воспитывающую.

Методы проверки: устная, письменная, практическая, графическая.

Виды проверки: текущая, тематическая, итоговая. По количеству учащихся: индивидуальная проверка, групповая, классная, массовая.

Сущность контролирующей проверки - выявить состояние знаний, умений и навыков на данном этапе обучения. Это можно сделать с помощью:

(І) физического диктанта, в котором учащийся отвечает письменно на вопросы, которые диктует учитель. Так можно проверить знания формулировок законов, формул обозначений физических величин, единиц их измерения, соотношение между единицами, вид графиков.

Диктанты могут быть только по одной теме, а могут быть итоговыми. Вопросы диктанта могут быть разного уровня: буквенные обозначения физических величин, единицы измерения, определение физической величины, формулировка закона, соотношение между единицами измерения, графическая зависимость между величинами, границы применение законов.

(ІІ) Можно проконтролировать знание по теме прошлого урока небольшим кратковременным тестом. Такие тесты по всем классом у нас есть в большом количестве. Многие из них тоже имеют разные уровни, которые обозначены рейтинговым баллом возле вопроса. /Рис. 1/, /Рис.2/.

 

Тесты для 10-11 классов построены по мере возрастания сложности и соответственно разработана рейтинговая шкала, по которой выставляется оценка. Ученики знакомы с этой шкалой. Разработаны итоговые тесты по темам. Причем они есть разного уровня сложности, что позволяет делать выбор в зависимости от класса и даже уровня возможности учеников в классе. /Рис. 3/, /Рис. 4/, /Рис. 5/, /Рис. 6/.


Проконтролировать умение можно с помощью контрольной работы. В обыкновенную контрольную работу включаются задачи разного уровня сложности. Уже несколько лет мы используем 3-х уровневые контрольные работы из сборника Морона. /Рис. 7/, /Рис. 8/, /Рис. 9/, /Рис. 10/, /Рис.11/.

Контроль практических навыков осуществляется на лабораторных работах, в которых запрограммированы разные уровни сложности:

Выполнить работу по указанному ходу.

Произвести расчеты.

Начертить график, сделать вывод (в 10-11 классе - оценить погрешность).

Сущность обучающей функции проверки заключается в совершенствовании проверяемых знаний и умений, их систематизации, развитии мышления. Эту функцию можно осуществить, анализируя ошибки, допущенные в тесте или контрольной работе. Это очень эффективный метод так как, работая над тестом или задачами, ученик глубоко вникает в них, и потом ему проще объяснить, в чем и почему он ошибался, дать возможность исправить ошибки. Поэтому после каждой работы я не жалею времени на анализ ошибок и работу над ошибками. В среднем звене очень эффективен метод взаимопроверки, когда ученик учится видеть чужие ошибки. Взаимоконтроль можно использовать на физическом диктанте, при повторении и при работе с тестами. Ориентирующая функция проверки осуществляется постановкой конечной цели.

Ученики должны знать, какие виды работ являются основными, определяющими оценку за четверть, полугодие. Старшеклассники, например, знают, что пропустив какой-либо вид работы, а значат, получив по нему ноль балов, они снижают итоговый бал. По этому у них не возникает желания без уважительных причин пропустить работу. При неудовлетворительном результате учащиеся могут пересдать, попытаться повысить итоговый бал. Отсюда возникает воспитывающая роль проверки. Воспитывается дисциплина, трудолюбие настойчивость, честность.

Список использованной литературы

1. Е.А. Марон, Ю.С. Куперштеин “Физика. Контрольные работы”.
2. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов “Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе”.
3. А.В. Постников “Проверка знаний учащихся по физике 6-7”.
4. В.И. Блинов “Тесты по физике” 10 класс.