Конспект урока по факультативному курсу: "Декоративно-прикладное творчество", тема: "Загорская матрешка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитать чувство красоты и аккуратности;
  • прививать эстетический вкус;
  • развивать навыки работы с кистью;
  • учить навыкам росписи по дереву;
  • развивать индивидуальные творческие способности детей.

Оборудование: иллюстрации народных промыслов, детские поделки из методической копилки, магнитная лента, краски, кисти, расписные деревянные матрёшки, деревянные заготовки матрёшек.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Дети сидят на скамеечках у доски. Одеты в русскую народную одежду. Гости рассаживаются, среди них и дети, помощники в уроке. Исполняется русская народная песня. Начинается перекличка частушками.

Дети.

– Ой, подружка, выходи.
А я уже вышла
Ой, подружка, запевай
Чтобы было слышно.

Я галоши не надену
Берегу их к лету,
Не подумайте девчонки
У меня, их нету.

Шила Коленьке кисет
Вышла рукавица.
Меня Коля, похвалил
Какая мастерица.

Я ходил, ходил за ней
Думал семечки у ней,
Оказалося у ней
Два кармана сухарей.

Вы мальчишки не гордитесь
Никуда вы не годитесь.
Ни в солдаты, ни в матросы
Только смазывать колёса.

Хватит, хватит, поплясали
Хватит покудесили
Таракана за усы
К потолку подвесили.

Учитель:

Время к полудню
И солнышко сияет горячо
Посидим у прясла детки
Потолкуем кто про что.

(Прясло – уточнение лексического значения слова).

– А толковать мы будем про народные промыслы России. Обратите внимание, кто к нам приехал? Что интересного в их краях?

Выходит гостья из Хохломы, в руках у неё кувшин. Встаёт к доске, где разложены хохломские поделки.

Гостья 1:

Простые по форме
И радуют взор,
Богат и наряден
Чудесный узор,
По золоту фона
Затейливой змейкой,
Орнамент здесь вьётся
Попробуй, сумей-ка.
А где-то кудрины по чистому полю
Мерцают, как звёзды
В небесном раздолье.
Ещё характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
А вот посмотрите знакомый сюжет
Узнали вы сказку?
Узнали иль, нет?

Дети: Узнали.

Гостья 1: Откуда я приехала?

Дети: Из села Семёнова.

Гостья 1: А чем славятся семёновские мастера?

Дети: Расписной деревянной посудой.

Гостья 1: А что вы знаете о Хохломской росписи?

Дети: В селе Семёнова в XVII веке беглые русские старообрядцы начали обзаводиться своим хозяйством. Усердно стали резать из дерева всякую посуду, а потом ещё и расписывать её для украшения дома. Так и сейчас на семёновской фабрике “Хохломскрй художник” пишут народные мастера весёлые свои узоры. Увидев хохломскую посуду, сверкающую “золотом”, расписанную гибкими “травками”, веточками с лесной ягодой, да завитками “кудрины”, обязательно остановишься. А новые узоры им даёт природа окружающая их.

Гостья 1: Молодцы знаете. Этот кувшин я дарю вам.

Ребёнок: Спасибо, гостья дорогая. Порадовала ты нас своим подарком. А что скажет эта гостья желанная?

Гостья “Матрёшка”:

Как две радужки брови,
Губы-маки, пунцовый наряд,
И румянцем свежее моркови,
Глянцевые щёки горят.

Гостья 2: Ну что, узнали вы меня?

Дети: Да, Матрёшка.

Гостья 2: Вы ребята знаете, кто сделал матрёшку, и откуда она взялась на Руси?

Дети: Сергиев Посад, ныне Загорск, издавна славился своими деревянными игрушками. В концеXIX века мастер Звёздочкин вырезал куклу на славу, одел её в передник и сарафан, нарядил в платочек с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое, что ни на есть простонародное – Матрёна. Она сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. Успех к девочке Матрёне – матрёшке пришёл в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Русская матрёшка стала поистине “русской девочкой”, символом всего русского и самой России.

Гостья 2: Почему её так назвали?

Дети: По имени девочки Матрёны.

Гостья 2: Вот вам мои подарки. Поработайте, как наши мастера, распишите матрёшки. (Дети выбирают любую деревянную заготовку матрёшки с подноса).

Учитель: Ребята, а чтобы матрёшки получились на славу, я вам сегодня подскажу, как их расписывать. А какой праздник у нас скоро будет?

Дети: 8 марта.

Учитель: Вот и сделаем подарки сегодня нашим мамам. Работать сегодня будем дружно, помогать, будем друг другу, и шаблоны нам тоже очень помогут. У каждого на столе лежат шаблоны и эскиз матрёшки, который мы нарисовали на прошлом занятии. Работаем вместе со мной. (Учитель рисует на доске мелом).

а) берём карандаш и шаблон для лица матрёшки;
б) обводим;
в) намечаем платочек;
г) а теперь нарисуем лицо; (Делим круг пополам и т.д.)
д) возьмём шаблоны для рук, возьмите какой хотите, есть согнутые руки, а есть просто прямые. Выберете и обведите;
е) наметили сарафан;
ж) нарисуем фартучек;
з) перевернём и нарисуем на спине платочек, кто хочет, может нарисовать косичку, как здесь; (Показ матрёшки с косичкой).
и) а теперь, что мы должны с вами делать?

Дети: Сделаем расцвечивание платка, кофты, фартука.

Учитель: Да, но с начала кистью нарисуем лицо матрёшки. Послушайте загадки:

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех (матрёшками) зовут
Поиграли, порезвились –
И одна в одну вложились.

Учитель: Теперь работаем самостоятельно. Когда высохнет, нанесём сверху рисунок на кофточку, сарафанчик и фартучек и т.д. Украсим нашу матрёшку.

Тихо включается русская народная музыка.
Дети рисуют под музыку. Используя приёмы фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, учитель отмечает особенно характерные и выразительные решения игрушки. Демонстрирует классу ещё незаконченные эскизы, находит краткие характеристики, подчёркивающие выразительность детских работ.

3. Индивидуальная помощь.

При затруднении детей в выборе декоративных приёмов росписи, следует обратиться к методической таблице, показать объёмные изделия, выделить отдельные выразительные элементы росписи.

4. Итог.

Выставка работ. Отмечаются лучшие матрёшки. Всем детям делается подарок (ещё по одной деревянной заготовке матрёшки для домашнего расписывания) за успешное выполнение работы.

5. Коррекционная работа.

Во время урока учитель наблюдает за детьми и заполняет таблицу, чтобы затем корректировать работу каждого ребенка.

Вопросы:

1. Какой рукой рисует (правой или левой).
2. Быстро или медленно.
3. Как работает с образцом, часто ли смотрит в него, сверяет ли сделанное с образцом, рисует самостоятельно.
4. Отвлекается или нет во время работы.
5. Высказывания или вопросы во время рисования.
6. Сверяет ли свою работу с образцом или с другими детьми.

Вопрос.

И.Ф.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Диагн.
Прав. Лев. Быстр. Медл. Смотр. Свер. Сам. Да. Нет. Выс. Вопр. Обр. Дети.  
1. Таня П.

+

     

+

   +      

+

  

+

+

     
2. Таня К.

+

     

+

+

  

+

  

+

  

+

  

+

  
3. Максим Л.

+

  

+

     

+

     

+

  

+

  

+

  
4. Саша Л.

+

  

+

  

+

        

+

  

+

  

+

  
5. Таня П.

+

     

+

+

        

+

  

+

+

     
6. Саша К.

+

     

+

  

+

     

+

  

+

+

     
7. Саша С.

+

  

+

     

+

     

+

  

+

  

+

  
8. Валя В.

+

  

+

     

+

     

+

  

+

+