Урок: "Барометр-анероид", 7-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: эвристическая беседа

Место урока: применение на практике знаний об измерении атмосферного давления

Цели урока:

Образовательно-развивающие:

1. Усвоение учащимися нового понятия: барометр-анероид
2. Применение учащимися опорных понятий, которые находятся в содержании нового: атмосфера, атмосферное давление, ртутный барометр.
3. Овладение учащимися умениями мыслить: – синтезировать понятия, т.е. формулировать суждения вскрывать сущность вещей, т.е. устанавливать внутреннее единство противоположностей объекта – через осуществление диалектического подхода к обучению

Воспитательные:

1. Развивать коммуникативные навыки
2. Показать значение познания мира через мышление (логическая ступень).

Учитель: продолжаем изучать явление атмосферного давления. Чтобы вспомнить материал прошлых уроков, назовите мне несколько ключевых понятий из этой темы.

Атмосфера

Атмосферное давление

Ртутный барометр

Опыт Торричелли

Учитель: Раскрыть содержание понятий: давление, атмосферное давление, барометр, ртутный барометр.

1. Атмосферное давление-давление, оказываемое атмосферой на поверхность и на находящиеся на ней тела

2. Ртутный барометр-прибор для измерения атмосферного давления, рабочим телом которого является ртуть

Раскрыть объем понятия – атмосферное давление

1. по отношению к планетам, где эта атмосфера существует:

1.1 земное
1.2 марсианское
1.3 венерианское,
1.4 ....

2. по величине:

2.1 высокое
2.2 низкое
2.3 нормальное

Учитель: составьте вопросы- суждения, вопросы- понятия с использованием этих понятий

1. Чем объяснить, что плотность атмосферы уменьшается с высотой?
2. Как доказать, что атмосферное давление изменяется с высотой?
3. Каким образом атмосферное давление зависит от высоты, плотности атмосферы, температуры воздуха?
4. Вследствие чего Земля имеет атмосферу?
5. Почему молекулы воздуха не улетают в космическое пространство?
6. Чем объяснить, что атмосферное давление нельзя рассчитать по формуле: Р=r ·q·h
7. Каким образом Торричелли провел опыт по измерению атмосферного давления?
8. В каком случае уровень ртути в трубке будет равен атмосферному давлению?
9. Когда уровень ртути в трубке повысится? Понизится?

Учитель: Выделим понятие ртутный барометр. Ответьте на вопросы:

Почему барометр называется ртутным?

Почему барометр нельзя назвать измерительным прибором, если отсутствует шкала?

Напомню, что ртутный барометр изобретен в XVII веке итальянским ученым Торричелли.

Чем объяснить, что прибор изобрести не просто?

Изобретая прибор, автор старается сделать его таким, чтобы он был проще в конструкции, оптимальным в выполнении своих функций. Вот, кстати, почему ртуть, а не другая жидкость. Но другой стороны, ртуть - ядовита, ее пары вредно действуют на организм человека. Это является существенным недостатком этого прибора. Какие недостатки вы видите еще, а достоинства?

Достоинства

Недостатки

Простота в конструкции Громоздкий
безинерционен непрочный
неэкологичен

Сделаем вывод: Ртутный барометр прост в конструкции – это хорошо. Но это же преимущество оборачивается своей противоположностью по отношению к тому, что этот прибор громоздок, непрочен, да к тому же и неэкологичен. Это плохо. Как разрешить это противоречие? Может быть, Торричелли что-то не додумал? Как можно сделать ртутный барометр менее громоздким?

Опустить трубку в ртуть

К чему это приведет?

Давление ртути в трубке будет меньше, чем атмосферное давление, поэтому ртуть выливаться не будет.

Каким образом ртутный барометр можно сделать прочнее?

Стеклянную трубку заменить металлической.

Хорошо? Хорошо, да не очень. К чему это приведет?

Невозможность вести измерение, так как трубка не прозрачна.

Увеличение общей массы прибора,

Ртуть, пары которой ядовиты, можно заменить на любую другую жидкость. Но к каким-то положительным результатам это приведет?

Нет

Какой высоты будет столб воды в водяном барометре?

Паскаль. 1646 г.

Таким образом , мы видим, что если в качестве рабочего тела взять жидкость, то недостатки жидкостного барометра малоустранимы. Какой напрашивается вывод?

Возможно, в качестве рабочего тела нужно взять твердое или газообразное вещество. Нужно изменить рабочее тело.

Что мы будем наблюдать, если ртуть заменить, например, песком?

Давление твердого тела передается только в направлении действия силы, поэтому атмосферное давление измерить невозможно.

Таким образом, твердое вещество в качестве рабочего тело применять нецелесообразно, подобно жидкому веществу. А газ? Какими свойствами обладает газ?

НЕ сохраняет ни форму, ни объем.

Поэтому, если в ртутном барометре заменить ртуть на газ, навряд ли что-то получится. Опыт: пробирка с дымом перевернутая в сосуд с воздухом. (по рис. №1)

Что делать?

Газ нужно поместить в какой-то сосуд, оболочку.

Давайте в качестве сосуда возьмем металлическую коробочку. Соединим крышку и дно коробочки. Что можно сказать о давлении внутри и о давлении снаружи?

Оно равное и равно атмосферному давлению.

Поэтому коробочка и не изменяет своей формы. А если давление снаружи увеличится?

Коробочка изменит форму, она станет более плоской.

Если к коробочке сверху присоединить стрелку, она будет регистрировать это изменение.

Какое давление будет измеряться в этот момент?

Разность давлений снаружи и внутри.

Что нужно сделать, чтобы измерять только атмосферное давление?

Нужно сделать так, чтобы внутри давления не было, а для этого нужно выкачать воздух.

Хорошо. Хорошо, да не очень. Так как из коробочки выкачан воздух, а снаружи давит атмосферное давление, то коробочка может быть просто раздавлена.

Как этого можно избежать?

Увеличить площадь коробочки – сделать ее волнистой.

Присоединить к пружине, которая оттягивала бы ее вверх, (см. рис. 2)


1 металлическая коробочка
2 пружина
3 передаточный механизм
4 стрелка-указатель

Какие части необходимо дополнительно, чтобы регистрировать атмосферное давление?

Стрелка- указатель, которая при помощи передаточного механизма прикреплена к пружине. Она передвигается вправо или влево при изменении атмосферного давления. Шкала под стеклом, деления которой нанесены по показаниям ртутного барометра..

Что мы с вами в течение урока проделали?

Создали новый прибор по измерению атмосферного давления, не похожий на ртутный барометр и исключающий его недостатки. Новый прибор – компактен, экологичен.

Дайте содержание понятия барометр- анероид.

Барометр-анероид – прибор для измерения атмосферного давления, принцип действия которого основан на деформации мембранной коробочки.

Анероид (греч. а- не, неро- влажный, мокрый), т.е. действуют без жидкости.

Идея: ученого Лейбница. 1702 г.

Какова тема нашего урока?

Барометр–анероид.

А есть ли недостатки у этого прибора?

достоинства

недостатки

компактен инерционен
прост в конструкции невозможность измерять давления выше атмосферного
зависит от температуры
зависит от влажности

Учитель: Каким образом можно устранить эти недостатки? Над этим вопросом подумайте дома.

Оценочный лист

“5” – 8 и выше баллов
“4” – 6 баллов
“3” – 5 баллов
Вопрос-понятие – 1 балл
Ответ на вопрос-понятие – 1 балл
Вопрос-суждение – 2 балла
Ответ на вопрос-суждение – 2 балла
Сравнение – 3 балла
Противоречие – 3 балла
Умозаключение – 4 балла
Итоговая таблица

Литература

  1. А.В. Перышкин “Физика –7”/ Дрофа, Москва-2001
  2. Ю.И. Дик “Физика 7–11 классы” – словарь школьника/ Дрофа, Москва–1997
  3. В.Л. Зорина, В.С. Нургалеев “Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения”/ Красноярск–2001