Преодоление школьной дезадаптации и сохранение здоровья учащихся классов компенсирующего обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Адаптировать ребенка к школе – значит приспособить его к развитию (наряду с функционированием). Поскольку основным социальным институтом, через который проходят все дети, является школа, то соответственно любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которое к нему предъявляет образовательное пространство, и есть дезадаптация в самом широком понимании По данным М.М. Безруких, если в 60 – годы речь шла об акселерации, то с начала 90-х годов идет обратный процесс – инфантилизации. Образовательные программы на волне акселерации усложняются. Получается расхождение между реальным состоянием детей, у которых уменьшается способность воспринимать знания, и образовательными программами. Поэтому сейчас встает вопрос о том, что более трети детей массовых общеобразовательных школ нуждаются в специальном коррекционно-развивающем обучении. Наряду с этим для современной школы очень актуальна проблема охраны физического и психического здоровья детей и подростков. Это связано с наблюдаемым ростом соматических, нервно-психических и функциональных расстройств среди детей. По результатам профилактических осмотров постоянно снижается количество детей, не имеющих заболеваний ( в 1997–98 уч. году – 18%, 1998–99 уч. году – 35%, 1999–2000 уч.году – 17%, 2000–01 уч.году –26 %, 2001–02 уч.году – 31 %).

Низкий уровень здоровья детей, поступающих в школу, наряду с недостатками в развитии (растет количество детей, не посещавших ДОУ, а также с низким, ниже среднего уровнем подготовки к школе) являются распространенными факторами риска, способными стать причиной школьной неуспеваемости и отклоняющегося поведения, которые в свою очередь являются первичным проявлением школьной дезадаптации.

Уровень подготовки к школе будущих первоклассников школы №2 г.Барабинска

с 1998–2004 учебный год

Уч.год

Кол-во уч-ся

Кол-во дом.

детей

Уровень подготовки к школе

Выше среднего,

Высокий

Средний ниже среднего,

низкий

1998-99

62

8

18 (29%)

30 (48,3%)

13 (22,7)

1999-2000

68

12

25 (36%)

32 (48%)

11 (16%)

2000-2001

58

10

18 (31%)

22 (38 %)

18 (31%)

2001-2002

52

18

19 (37%)

21 (40%)

12 (23%)

2002-2003

55

15

26 (47%)

18 (33%)

11 (20%)

2003-

2004

54

22

24 (44%)

19 (35%)

11 (21%)

В связи с этим в общеобразовательной школе особую значимость приобретает коррекционно-развивающая работа, целью которой является сохранение физического и психического здоровья учащихся, изучение качественных характеристик состояний риска в развитии личности, разработка психолого – педагогического инструментария, предусматривающего их своевременную диагностику и коррекцию.

В течение 6 лет ведущим направлением моей деятельности является коррекционно – развивающая работа в классах компенсирующего обучения (далее ККО). Ведь именно в ККО возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, лечебного, профилактического направлений работы с детьми.

В настоящее время ни для кого не секрет, что у детей ККО отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы. Более половины детей воспитываются в неблагоприятных условиях – это педагогическая и социальная запущенность, алкоголизм родителей, семьи, в которых царит атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям. Нет ничего удивительного в том, что дети с таким здоровьем, воспитывающиеся в таких условиях? приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их благополучные сверстники. По результатам проведенных исследований? учащиеся класса компенсирующего обучения имеют более низкие показатели уровня здоровья и как следствие хуже приспосабливаются к школе (“рис.1, рис.2” – проективная методика “Школа”)

Рисунок 1

Рисунок 2

Исследование адаптационных возможностей учащихся в классах разноуровнего обучения

Класс

Разноуровнего

Обучения

Количество учащихся

Группы здоровья

УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

УРОВЕНЬ

САМООЦЕНКИ

 

1

2

3

Низкий средний высокий

Завыш.

Адекв

высокая

1 А

(КИО)

26

7

19

-

10

38,5%

6

23%

8

30,5%

16

61,5%

4

!5,4%

6

23%

1 Б

(КВН)

18

5

13

-

3

16,6%

7

39%

8

44,4%

2

13,6%

5

27,8%

11

61%

(ККО)

12

1

8

3

1

8,4%

3

25%

8

66,6%

-

-

2

16,7%

10

83,2%

Поэтому целью своей работы считаю – предупреждение школьной дезадаптации и сохранение здоровья учащихся ККО. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  1. Рассмотреть социальные и биологические факторы риска учащихся ККО.
  2. Изучить особенности развития познавательной и личностной сфер учащихся, мотивационной зрелости.
  3. Рассмотреть систему коррекционно - развивающей работы по предупреждению школьной дезадаптации учащихся ККО.

Особо следует заметить, что вся работа проводится в тесной взаимосвязи с классным руководителем, логопедом, социальным педагогом, воспитателем ГПД. Только функционирование системы коррекционно – развивающего обучения позволит обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно – психического здоровья. . Для этого нами была разработана программа “Здоровье”, цель которой – оптимизация условий в целях сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников. В создании программы участвовали психолог, логопед, учителя физкультуры, фельдшер. При этом учитывался тот факт, что не все и не всегда можно компенсировать в развитии ребенка. Если пропустить сенситивный период, то многое будет потеряно, поэтому смещение тяжести проблемы приходится на начальную школу. Практическая реализация деятельности школьного психолога в данной системе предполагает работу в следующих направлениях:

1. Работа по предупреждению школьной дезадаптации учащихся ККО начинается до зачисления ребенка в школу. С января в школе начинает действовать “Школа развития”, где осуществляется подготовка ребенка к школе разными специалистами. Особое внимание уделяется категории детей, не посещавших ДОУ и детям из неблагополучных семей, как правило имеющим недостатки развития интеллектуальной и личностной сферы.

2. Провожу комплексное исследование интеллектуальной, эмоционально – личностной сфер, мотивационной зрелости учащихся, т.к. недостатки в развитии личности также служат причиной возникновения школьной дезадаптации.

На мой взгляд, изначальную причину возникновения школьной дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка. По нашим наблюдениям, среди тех, кто тяжело адаптируется, дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие. Поэтому изучение особенностей психического развития детей ККО начинаю со сбора анамнеза. На наш взгляд, данный вид работы приносит большую эффективность, т.к. позволяет выявить причины нарушения развития ребенка, наметить пути коррекции. Так при сборе анамнеза учащихся 1“в” класса выявлено:

у 4 уч-ся были частые заболевания на первом году жизни
у 1 ребенка – родовая травма головы
у 9 – хронические заболевания родителей ( на момент рождения ребенка)
у 10 – у родителей вредные привычки (курение, пьянство)
5 уч-ся начали разговаривать после 3–3,5 лет

Безусловно, нарушение внутриутробного развития ребенка и уровень общего развития в дошкольном детстве оказали влияние на психическое его развитие.

Использую ряд диагностических методик для определения уровня развития психических функций. Данные исследования заносятся в карту “Социально-психологической зрелости класса” (автор – Кумарина Г.Ф.), где составляется схема индивидуального развития учащегося класса компенсирующего обучения, а также отслеживаются в “Педагогической карте” (автор – Петрова Е.Э.), в которой выявляется состояние здоровья, намечаются пути коррекции. Для более полного представления о ребенке нами используется протокол регламентированного наблюдения поведенческих параметров адаптационного процесса. Следует заметить, что результаты проведенных исследований обязательно доводятся до сведения учителей, родителей и дальнейшая работа проводится в комплексе с учетом исследований и рекомендаций.

На основе полученных данных составляется программа психокоррекционных занятий психолога, логопеда, учителя начальных классов. Учитывая, что в ККО работа ведется в комплексе, то направления работы определяются для каждого специалиста, работающего в этом классе.

Разрабатывая коррекционную программу, включаем следующие направления:

Психолог:

  • развитие зрительного, пространственного слухового восприятия
  • развитие сукцессивных функций
  • развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания как в слуховой, так и в зрительной модальности
  • развитие рече – слуховой памяти

Основными задачами логопеда являются:

  • формирование полноценных фонематических процессов
  • формирование навыков языкового анализа и синтеза
  • устранение дефектов произношения

Учитель начальных классов:

  • развитие общей и мелкой моторики на физминутках
  • формирование буквенного гнозиса, развитие познавательного интереса
  • обогащение словаря

Воспитатель ГПД:

  • формирование пространственного восприятия
  • развитие графо-моторных навыков

Социальный педагог:

  • изучение медико – психологических, возрастных, личностных особенностей детей
  • взаимодействие с различными социальными службами, изучение материальных , жилищных условий

3. Считаю необходимым построение профилактической работы.. Как правило, коррекционная работу провожу в виде тренингов, позволяющих развивать сферу межличностных отношений, приобретать навыки общения и взаимодействия. На занятиях использую различные методы групповой тренинговой и психопрофилактической работы: психогимнастика, ролевая игра, музыкотерапия, проективный рисунок. Применение таких методов способствует эффективности групповой психокоррекционной работы, поскольку они воспринимаются детьми как игры. Необходимым считаю работу с родителями, целью которой ставлю повышение уровня психологической грамотности, причем как повышение знаний в области знаний закономерностях психического развития, так и повышение коммуникативной компетентности. Индивидуальную работу с родителями строю в виде консультаций и бесед.

Диагностика по итогам коррекционно-развивающей работы позволила выявить положительную динамику развития учащихся. По данным психологического мониторинга можно говорить о динамике развития учащихся. Так по итогам тестирования учащихся 4 “в” класса (анкета Н.Г. Лускановой, 2 этап) 66% учащихся имеют средний уровень школьной мотивации, 25% – высокий уровень, отмечается снижение показателя школьной тревожности.

По данным 2002–2003 учебного года в 4-м ККО у 75% уч-ся увеличился уровень концентрации и устойчивости внимания, у 58% учащихся увеличился показатель оперативной памяти. Уровни развития данных познавательных процессов приближаются к показателям класса возрастной нормы. Поэтому можно говорить о целесообразности и эффективности организации системы коррекционно-развивающей работы учащихся ККО.