Психологическое сопровождение экспериментальной работы профессионального лицея № 56 г. Красноярска

Разделы: Общепедагогические технологии


Профессиональному лицею № 56 присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по теме: “Разработка и внедрение программ узкой специализации с учетом требований, предъявляемых современным рынком труда”. Профессиональный лицей занимается подготовкой специалистов по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта. В рамках экспериментальной площадки наряду с обучением традиционным дисциплинам вводится дополнительный курс обучения по программе узких специальностей. Получение узкой специализации, как дополнение к основной профессии, позволит нашему выпускнику более успешно конкурировать на рынке труда с другими, подобными ему специалистами. Самоопределение учащегося в выборе узкой специализации произойдет на основании рекомендаций психолога с учетом индивидуальных особенностей, выявленных на основании обобщенных результатов психологического отслеживания развития личности учащихся и личной заинтересованности самого учащегося.

С целью отслеживания профессиональных и личностных качеств учащихся на протяжении всего курса обучения был разработан дневник психолого-педагогического изучения личности. Направления исследования выбраны соответственно требованиям профессиональной подготовленности: профессиональной ориентации, социальной направленности, уровня развития технического мышления, роста интеллектуальных способностей, физической подготовленности и ряда личностных качеств. В качестве экспериментальной была выбрана группа учащихся 1 курса специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”.

Работа с учащимися экспериментальной группы началась еще на подготовительных курсах. В лицее разработан цикл профконсультационных бесед, проводятся дни открытых дверей, выставки, подготавливаются сообщения в СМИ. С учащимися экспериментальной группы и их родителями проведены собрания, индивидуальные беседы, на которых объяснилась сущность эксперимента.

На первом, подготовительном этапе эксперимента были определены профессиональные наклонности контингента учащихся 1 курса для дальнейшего отслеживания профессионального роста в рамках экспериментальной площадки, определены мотивы выбора профессии, индивидуально-психологические особенности учащихся.

Выявление мотивов является достаточно значимым и приобретает особую важность, т. к. устойчивые мотивы предопределяют добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности, а по окончании лицея добросовестное отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей, что является базой трудового воспитания. По результатам профдиагностики входного контроля у учащихся экспериментальной группы преобладала учебно-познавательная мотивация, 18% учащихся выбрали учебу в лицее потому, что “настояли родители”, 11% - “посоветовал друг”, 17% - “близко живут”, 18% - занимали позицию “все пригодится”, у 7% учащихся “не было лучшего варианта”, и лишь 29% учащихся были ориентированы на приобретение будущей профессии, т. к. интересуются ей.

К третьему курсу резко возросли мотивы, связанные с будущей профессией (они стали внутренними социально-значимыми и внешними положительными). Профессией стали интересоваться 85% учащихся экспериментальной группы, 93% считают выбранную профессию престижной, 60% учащихся планируют продолжать учебу в ВУЗах, 90% опрошенных учащихся экспериментальной группы считают, что смогут обеспечить себя материально, работая по профессии, 10% - “в зависимости от занимаемой должности”.

Экспериментальная работа требует, прежде всего, развития мотивации обучения. По итогам первого года обучения уровень успеваемости у учащихся экспериментальной группы 96%, по итогам 1 полугодия 2003 года успеваемость учащихся экспериментальной группы – 100%, из них 50% – аттестованы без троек.

Оценка сформированности учебной деятельности учащихся экспериментальной группы.

№ п/п

компоненты учебной деятельности

высокий,%

средний,%

низкий,%

высокий,%

средний,%

низкий,%

высокий,%

средний,%

низкий,%

1

целевой (особенности целеполагания)

20

10

30

60

58

60

38

32

10

2

мотивационный (особенности мотивации, особенности познавательного интереса)

20

35

42

60

45

58

20

20

0

3

содержательно-деятельностный (тип активности)

10

30

50

30

40

40

60

30

10

4

результативный (характер действий учащегося,особенности ценностного самоопределения)

10

20

60

30

50

40

50

30

0

2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Особенности целеполагания:

  • высокий уровень – преобладает самоцелеполагание
  • средний уровень – для самоцелеполагания учащегося необходимо целеполагание педагога
  • низкий уровень – преобладает целеполагание педагога

Особенности мотивации:

  • высокий уровень – преобладает самомотивация
  • средний уровень – для самомотивации необходима мотивация со стороны педагога
  • низкий уровень – преобладает мотивация со стороны педагога

Особенности познавательного интереса:

  • высокий уровень – повышенный познавательный интерес
  • средний уровень – устойчивый интерес
  • низкий уровень – ситуативный интерес

Тип активности:

  • высокий уровень – творческий, субъективный
  • средний уровень – поисковый
  • низкий уровень – репродуктивный

Особенности ценностного самоопределения:

  • высокий уровень – обретены и приняты личностные смыслы, ценности
  • средний уровень – устойчивые адаптационные ценностные ориентации
  • низкий уровень – неустойчивые, ситуативные смыслы и ценности.

На первом курсе 40% учащихся экспериментальной группы были ориентированы на успех и 60% – на избегание неудач, тогда, как на данном этапе эксперимента аналогичные показатели составили 80% и 20% соответственно. Увеличилось число учащихся, предпочитающих мотив профессионального мастерства (на первом курсе он преобладал у 30% учащихся экспериментальной группы, а к данному этапу эксперимента стал ведущим уже у 80% учащихся экспериментальной группы).

С целью определения профессиональной направленности личности, ориентировки в интересах и склонностях применялись дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова и методика Дж. Голланда. Совпадение выбранной специальности со стойким интересом к этой области знаний отмечался у 60% учащихся экспериментальной группы. На данном этапе эксперимента профессиональные предпочтения распределились следующим образом:

человек-природа

человек-техника

человек-знаковая система

человек-человек

человек-художественный образ

0%

96%

4%

0%

0%

На первом этапе диагностики по определению преобладающего типа темперамента, акцентуаций характера сделаны выводы об индивидуальных психологических особенностях личности учащихся, т. к. темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на те или иные жизненные ситуации, направленность профессиональной деятельности, темп выполнения работы. В дневнике психолого-педагогического изучения личности учащегося, на основании полученных результатов, мастерам производственного обучения, преподавателям, классным руководителям предложены рекомендации относительно тактики общения с учащимися. Для диагностики индивидуально-психологических особенностей учащихся нами использовались методики:

    • опросник Г. Айзенка по определению преобладающего типа темперамента;
    • тест Б. Белова “Формула темперамента”;
    • 16-факторный опросник Р. Б. Кэттелла (изучение конституциональных факторов);
    • опросник К. Леонгарда “Характерологические акцентуации и нервно-психическая неустойчивость”.

У 60% учащихся экспериментальной группы преобладает темперамент холерика, у 30% - сангвиника, у остальных выявлен преобладающий темперамент меланхолика.

Индивидуально-психологические особенности учащихся изучались на специально организованных практикумах. Цель этих занятий заключается не только в том, чтобы изучить индивидуальные особенности учащихся, но и отметить, что каждая личность – уникальный экземпляр, каждый человек имеет право на эту уникальность, ее необходимо ценить и в себе и в других. Этот материал дает возможность организовать индивидуальную работу с учащимися (консультации, коррекционные занятия).

В условиях города, при постоянно увеличивающейся интенсивности дорожного движения, водитель получает множество визуальных, аудиальных и кинестетических ощущений, которые за короткое время должны сложиться в определенную картину, отражающую объективную реальность. При этом для выполнения актуальных в данной ситуации действий необходимо сосредоточиться, концентрируя психические и физические силы человека в течение определенного отрезка времени. Поэтому высоко развитые свойства внимания (концентрация, устойчивость, избирательность) являются непременным условием успешного овладения водительских профессий. Для исследования уровня развития свойств внимания нами использовались методики:

    • таблицы Шульте (скорость переключения внимания, работоспособность в условиях активного выбора полезной информации);
    • тест Мюнстерберга (определение избирательности внимания);
    • методика “Расстановка чисел” (оценка произвольного внимания).

Полученные данные рассматриваются вместе и дают представление об особенностях развития свойств внимания испытуемых.

Общий уровень развития внимания учащихся экспериментальной группы был средний (60% имели средний уровень развития, 23% - низкий, 17% - высокий). При низких показателях более глубоко изучались причины несформированности свойств внимания, проводились коррекционные и развивающие упражнения. На данном этапе эксперимента у 70% учащихся экспериментальной группы выявлен высокий уровень развития свойств внимания, у 25%учащихся выявлен средний уровень развития свойств внимания и у 5% учащихся экспериментальной группы низкий.

Следующим познавательным процессом, сформированность которого влияет на успешное овладение технической специальностью, является образная память. Для диагностики сформированности была выбрана методика “Образная память”. На первом году эксперимента у 77% учащихся экспериментальной группы уровень развития зрительной памяти определялся как средний, у 15% учащихся экспериментальной группы – высокий, у 8% учащихся экспериментальной группы низкий. С учащимися с низким уровнем развития памяти проводились коррекционные и развивающие упражнения (н/р: применялся метод “Образная визуализация”, метод “Мест”, развивалась память с помощью различных приемов и методов эффективного запоминания). На данном этапе эксперимента у 60% учащихся экспериментальной группы выявлен средний уровень развития памяти, у 40% выявлен высокий уровень развития памяти.

Для диагностики общих способностей мы использовали методику Айзенка, школьный тест умственного развития (ШТУР), краткий отборочный интеллектуальный тест Бузина, таблицы Равена.

Результаты обследования учащихся экспериментальной группы:

уровень развития

интеллектуальная лабильность (2001 г.)

интеллектуальная лабильность (2003 г.)

логическое мышление (2001 г.)

логическое мышление (2003 г.)

высокий

15%

35%

15%

30%

средний

60%

55%

60%

60%

низкий

25%

10%

25%

10%

Развитое техническое мышление (умение разбираться в схемах технических устройств, чертежах, графиках, умение решать простейшие физико-технические задачи) является важным компонентом успешного овладения технической специальности. Чтобы отвечать современным требованиям, будущий специалист, помимо усвоения необходимого “ядра” профессиональных знаний, должен иметь развитое творческое воображение, уметь им управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, обладать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. В лицее функционируют и развиваются кружки технического творчества (в них занимается большая часть учащихся экспериментальной группы). Главной целью их является развитие творческих способностей, формирование смелости технической мысли, потребность в техническом творчестве.

Для диагностики уровня развития технического мышления мы использовали тест Беннета, состоящий из 70 технических рисунков.

По результатам профдиагностики входного контроля у 63% учащихся экспериментальной группы выявлен средний уровень развития технического мышления. На данном этапе эксперимента у 40% учащихся выявлен высокий уровень развития технического мышления, у остальных – средний, соответствующий возрастной норме.

Профессиональный лицей № 56 города Красноярска воспринимает здоровье обучающихся как ценность и эффективно решает задачи его сохранения и укрепления. В целях совершенствования процесса физического воспитания в лицее увеличен общий объем на дисциплину “Физическая культура”, введены факультативные занятия по дисциплине, работают спортивные секции и группы по интересам, проводятся массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия в свободное от учебы время.

Для диагностики физической подготовленности учащихся в лицее разработан комплекс физических упражнений для определения профессионально важных функций и качеств учащихся, получающих профессию водителя транспортных средств: на силу, выносливость, скоординированность движений, глазомер, быстроту и точность сложных сенсомоторных реакций. На начало эксперимента уровень развития физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы определялся в основном как средний. На данном этапе эксперимента уровень развития физической подготовленности у учащихся экспериментальной группы выше, это объясняется тем, что учащиеся экспериментальной группы задействованы в спортивных секциях, также несколько учащихся участвуют в военно-спортивной игре “Патриот”, где занимают призовые места.

Далее также будет отслеживаться социально – психологический рост учащихся, данные будут заноситься в дневник психолого – педагогического изучения личности учащихся, на основании которых будет предложено приобретение той или иной специализации. Эксперимент удался. Эксперимент продолжается.