Урок: "Повторение и обобщение темы: "Вода. Основания. Растворы"

Разделы: Химия


Цели урока: обобщить знания учащихся по изученной теме.

  • Обучающая: закрепить умения составлять уравнения характерных реакций для веществ изученных классов.
  • Развивающая: развивать умения правильно наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений, решать расчетные задачи.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, к ее водным ресурсам, обсудить проблему окружающей среды.

ЗНАТЬ: физические и химические свойства воды, щелочей и нерастворимых в воде оснований.

УМЕТЬ: составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства щелочей и нерастворимых в воде оснований.

РЕАКТИВЫ: натрий, вода, сульфат меди (II), щелочь, кислота

ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор, магнитофон, кодоскоп, глобус, чашки Петри, штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

На рабочих столах: наборы реактивов (оксиды, основания, кислоты, соли).

Эпиграф к уроку (на доске): “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты величайшее в мире богатство”. Антуан–де–Сент Экзюпери.

ХОД УРОКА

Организационный момент: Добрый день! Присаживайтесь.

Тема нашего урока “Повторение и обобщение темы: Вода. Растворы. Основания”. Сегодня мы с вами должны еще раз вспомнить и (написано на доске) знать: физические и химические свойства воды и щелочей, а также нерастворимых в воде оснований; уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства воды и оснований.

Откройте тетради, на полях запишите число и тему урока: “Повторение и обобщение темы: Вода. Растворы. Основания”. (Звучит магнитофонная запись журчанья ручья, на фоне журчанья - стихотворение)

ВОДА

Вода – ценнейший минерал,

В ладонь водицы я набрал,

Прозрачна и сладка на вкус

И оживляет каждый куст.

В пустыне и соленом море

Без этой жидкости нам горе.

Вода бежит, течет и льет,

Она и пар, и скользкий лед.

Не будет жизни без нее.

Так будем же беречь ее.

Это стихотворение написал Дима Рогов в 1994 году, ученик 9 класса.

В своем стихотворении Дима призывает беречь воду. И, наверно, неспроста, ведь экологически чистой воды на нашей планете становится все меньше. Поэтому с 1992 года в мире, а в России с 1995 года, 22 марта ежегодно отмечают День воды. Послушаем некоторые сведения о воде. (Выступление ребят, устный журнал “Царица-водица”) Посмотрите, пожалуйста, видеозапись о родниках республики Марий Эл. (Видеозапись). Очень бережно относятся жители республики к родникам, и в последнее время эти места становятся святыми.

Как–то раз ученого спросили: “Сколько же воды на Земле?”. Он ответил: “Очень много, и в тоже время очень мало, так как экологически чистой воды становится все меньше. Так давайте все вместе будем беречь воду: реки и ручейки, озера и родники, моря и океаны”.

“Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты величайшее в мире богатство”. Антуан–де–Сент Экзюпери.

Вспомним свойства воды и оснований. Вначале проведем блиц–турнир. Отвечаем быстро, не вставая с места.

    • Что такое дистиллированная вода? (Содержащая мало примесей)
    • Может ли быть природная вода дистиллированной? (Нет, так как содержит самые разнообразные примеси)
    • Каким образом можно раздробить кристаллики сахара до отдельных молекул? (Растворить сахар в воде)
    • Чем отличаются молекулы воды от молекул водяного пара? (Ничем)
    • Какого вещества много в огурцах и арбузах? (Воды)
    • Сколько процентов воды содержится в человеке? (65%)
    • Еще в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлами, приобретает целебные свойства. Какой это металл? (Серебро)
    • Если бы всю воду Земли распределить равномерным слоем по ее поверхности, то образовался бы Мировой океан. Какова глубина этого океана? (4 км.)
    • Пресная вода. Где находится большая часть пресной воды? (85% на полюсах Земли в виде ледников)
    • Сколько литров воды расходует человек в течение 24 часов? (2,5 – 3 л)
    • Как называется процесс разложения воды на кислород и водород под действием электрического тока? (Электролиз)
    • Какой газ, получаемый при этом, можно использовать как топливо? (Водород)
    • Какими преимуществами обладает он перед другими видами топлива? (Экологически чистое топливо)

Мы вспомнили физические свойства воды. Каковы же химические реакции, характерные для воды? Вы сказали, что вода хорошо взаимодействует со щелочными металлами. Что же образуется в результате реакции. (Опыт на кодоскопе, уравнения химических реакций записываем на доске и в тетради)

2Na + 2H 2O –> 2 NaOH + H2

Добавляем фенолфталеин, становится малиновым. Затем добавляем кислоту:

2NaOH+H2SO4 –> Na2SO4 + 2H2O

Как называется эта реакция? Что такое реакция нейтрализации? Вспомните, какие мы с вами знаем основания?

Давайте вспомним, как образуются нерастворимые в воде основания.

Cu SO4 + 2Na OH > Cu (OH)  + Na SO4

Cu (OH) 2 + 2HCl > CuCl + H2O

Какие еще свойства оснований нам известны?

Cu (OH) 2 –> CuO + H2O

Ca (OH) 2 + SO3 –> Ca SO4 + H2O

Эта реакция является реакцией нейтрализации? Почему?

Реакцией нейтрализации пользуются в сельском хозяйстве, чтобы с помощью раствора щелочи определить массовую долю кислоты в почвенной вытяжке. Для этого готовят раствор щелочи с определенной массовой долей ее в растворе.

Задача: Вычислите массу гидроксида натрия, необходимого для приготовления 400г раствора с массовой долей гидроксида натрия 0,05(5%).

В каждом классе есть ученик, который похож на Петю Верхоглядкина, т.е. быстро приготовив домашнее задание, убегает играть в хоккей, а в тетради только ошибки.

Посмотрите внимательно на доску и исправьте ошибки:

Hg + 2HCl –> HgCl2 + H2^

SO2 + H2O –> H2SO4

Fe (OH) 3 –> Fe + H2O

SiO2 + H2O –> H2SiO3

HSO4 + KSO4 + H2O

У вас на столах набор реактивов. Вам необходимо расставить их по классам неорганических соединений. А какие классы неорганических соединений мы с вами изучали?

  • Оксиды, основания, кислоты, соли.
  • Проверка: называют вещества.

А теперь определим вещества А и В:

Mg + A –> MgO

MgO + B –> Mg (OH) 2

SO2 + A –> SO3

SO3 + B –> H2SO4

Mg (OH) 2 + H2SO4 –>? + B

А теперь давайте поиграем в “третий лишний”: вам необходимо в каждой строчке вычеркнуть формулу того вещества, которое принадлежит к другому классу, чем остальные два:

BaO, NaCl, HNO3, Ca (OH) 2

H2SO4, KOH, SO3, KNO3

HCl, K2SO4, CaO, NaOH

Запишите домашнее задание: §§30 – 32, упр.І на стр.92

В конце урока еще игра “Химическая эстафета”:

Подпишите ваши листочки в правом верхнем углу и приступайте к выполнению.

Со звонком я прошу вас сдать листочки.

 УСТНЫЙ ЖУРНАЛ “ ЦАРИЦА – ВОДИЦА”

Вода в масштабе планеты.

До конца ХVІІІ века воду считали самостоятельным элементом, и только А.Лавуазье в 1783 году, осуществив синтез воды из кислорода и водорода, показал, что она – сложное вещество.

Вода самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты (почти 3/4 поверхности занято морями, озерами и ледниками, океанами) (показать на глобусе). От воды зависит климат нашей планеты. Практически все биохимические реакции в каждой живой клетке – реакции в водных растворах.

Довольно в больших количествах вода находится в атмосфере, а также в земной коре. Общие запасы свободной воды на земле

  • в морях и океанах составляют 1,4 млрд. км3
  • в ледниках (пресная) - 30 млрд. км3
  • в реках и озерах - 2 млрд. км3
  • в атмосфере - 14 млрд. км3
  • в живых организмах - 65%

Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды,- нет и жизни. В сухой земле зерно может лежать многие годы и прорастает лишь в присутствии влаги. Несмотря на то, что вода – самое распространенное вещество на земле, она распределена весьма неравномерно.(Показывает на глобусе). На африканском континенте, в Азии имеются огромные пространства, лишенные воды – пустыни. Целая страна – Алжир – живет на привозной воде. Воду доставляют на судах некоторые прибрежные районы и на острова Греции. По данным Организация Объединенных Наций в 1998 году 5,5 млрд. населения земного шара испытывали недостаток в чистой питьевой воде.

Круговорот воды в природе.

Вещества в природе некуда бесследно не исчезают, а они лишь из одних форм переходят в другие. Под этим и подразумевается круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе – исключительно важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется. В процессе круговорота вода разрушает и растворяет твердые породы на суше и переносит их в другие места с образованием наносов.

Вода находится в постоянном активном круговороте. Его движущей силой является солнце, а основным источником воды – Мировой океан. Наглядным примером круговорота является процесс фотосинтеза, протекающей в зеленых частях растений: на свету из углекислого газа и воды растения синтезируют сложные органические вещества: глюкозу, крахмал и другие. Эти вещества запасаются на различных органах растений: семенах, корнях, плодах, листьях. Человек и животное используют в пищу эти растения, а, следовательно, и находящиеся в них вещества. В процессе жизнедеятельности они перевариваются, окисляются и превращаются, в конечном счете, в те же неорганические соединения, из которых когда–то образовались растения. Так все повторяется многократно.

Загрязнение окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды в настоящее время приобретает катастрофический размах. Уничтожаются природные водоемы, загрязняются пресные воды рек и озер, насыщаются ядовитыми веществами почва, воздух, вода – то есть все, то, что окружает человека. И как следствие этого, наблюдается рост числа заболеваний, резко ухудшается здоровье человека.

Наиболее опасными являются такие вещества, как соединения серы, азота, углерода, соли тяжелых металлов. В последнее время этим веществам присоединились еще и ядохимикаты.

Важно предотвратить попадание указанных веществ в окружающую среду. Поэтому необходимо в первую очередь бережное, разумное отношение к природе каждого, кто ее населяет, каждого человека. Тогда мы будем пить чистейшую воду и дышать прекрасно воздухом, ловить рыбу, не пахнущую бензином, видеть на море только блики солнечных лучей, а не пятна нефтяных разливов и использовать лодки для прогулок, а не для химического анализа воды.

Водные ресурсы района.

В районе, как и в Республике Марий Эл, на протяжении ряда лет проблема питьевого водоснабжения продолжает оставаться актуальной. Это является следствием неудовлетворительного санитарно–технического состояния водопроводных сооружений, отсутствием обеззараживающих установок, слабой материально–технической базой организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Основным источником питьевого водоснабжения в нашем районе являются подземные воды. Централизованным водоснабжением охвачено 83,5 % населения района, остальное население пользуется водой из общественных и индивидуальных шахтных колодцев.

Качество проб воды из централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам. Высокий уровень нестандартных проб отмечается в Нурминской, Знаменской, Руэмской, Кузнецовской, Туршинской, Ежовской сельских администраций.

Состояние многих водопроводов данных хозяйств не отвечают санитарным нормам. Неблагоприятная экономическая ситуация не позволяет проводить ремонтные работы, что приводит к авариям. Поэтому питьевая вода в них подвергается вторичному микробному загрязнению.

По приведённым исследованиям проб питьевой воды на химический анализ в 1999 году, 24,2 % отобранной пробы не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. В воде не содержится должного количества йода, железа, а это сказывается на уровне заболеваемости в районе.

В Республике Марий-Эл и районе принята целевая программа “Обеспечение населения питьевой водой”. Но запланированные мероприятия из-за недостаточного финансирования выполняются медленно.