Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.
Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.
Тема урока: “Текст – что это такое?”
Цель урока:
- Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
- Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
- Закрепить изученные орфограммы
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
- “Вхождение” в тему урока.
- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П.И. Чайковского)
- Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина
(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)
О, сколько нам
открытий чу дных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын оши бок трудных, И гений – парадоксов друг |
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)
- Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.
(ЧУ - пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)
(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)
- Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений |
(Учитель читает по словарю слова)
- Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
- Парадокс – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
- Просвещение – распространение знаний, образование
- Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову “ ЧУДНЫЙ”. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)
- Проверьте у доски слова:
Чудный Чудо Чудак Чудить |
- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный.
Прекрасный Красивый Великолепный |
- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
Некрасивый Плохой Неинтересный |
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов
(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки => слоги => слова => предложения)
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
- В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.
(Учитель выставляет это слово)
- Почему это слово выделено красным цветом?
(Я думаю, это тема нашего урока)
- Раскрытие темы урока.
1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)
Текст – что это такое? |
- На это вопрос мы постараемся ответить вместе. Можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина.
(Да, эти стихи можно назвать текстом)
- Приведите доказательства
(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)
2) Работа с таблицей “Признаки текста”.
Заголовок Начало Основная часть Концовка Ключевые (опорные) слова, абзац, тема Основная мысль |
- Объясните каждый признак текста.
(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок – заглавие, название.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)
- Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
- Какой признак должен быть обязательно в тексте?
(Тема. Основная мысль)
3) Работа с деформированным текстом .
Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. … |
Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все. Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох. |
(Я думаю это нельзя назвать текстом.)
Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
- Посмотрите на эти предложения (слева)
- Что вы заметили?
(Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)
- Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
- Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
- Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
- Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока?
(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)
- Предлагаю задание по вариантам.
Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.
( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
- Проверим предложения.
4) Физкультминутка
- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)
(Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).
5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину)
- Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
- Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)
(Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)
- Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.
(Самостоятельная работа учеников)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.
(Четыре предложения)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
(Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)
Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.
Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?
(Два ученика работают у доски)
1.Одушевленные:
тигр
крокодил
слон2. Игрушки:
тигр
крокодил
слон
- Неодушевленные:
кровать
стол
- Мебель:
кровать
стол
- Проверка усвоения темы.
Тест “Верные и неверные высказывания”
Учитель
Ученик
- Текст состоит из предложений
- К тексту нельзя придумать заглавие
- Все предложения в тексте имеют границы
- Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
- В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
- Текст можно разделить на части
- Каждая часть текста записывается с красной строки
+
-
+
-
+
+
+
- Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
- Рассмотрите задание №30, №35
- Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
- Проверка задания
- Итог урока.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
(Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)
- Домашнее задание
Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.
Придумать и записать текст на любую тему