Урок русского языка по теме: "Текст - что это такое"

Разделы: Русский язык


Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.

Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.

Тема урока: “Текст – что это такое?”

Цель урока:

  • Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  • Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
  • Закрепить изученные орфограммы
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

  1. “Вхождение” в тему урока.
  • Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

  • Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина

(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)

О, сколько нам открытий чу дных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын оши бок трудных,
И гений – парадоксов друг
  • Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

  • Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
  • Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

(ЧУ - пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)

(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)

  • Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений

(Учитель читает по словарю слова)

  • Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
  • Парадокс – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
  • Просвещение – распространение знаний, образование
  • Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову ЧУДНЫЙ. Обозначьте корень.

(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)

  • Проверьте у доски слова:
Чудный

Чудо

Чудак

Чудить

  • Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный.
Прекрасный

Красивый

Великолепный

  • Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
Некрасивый

Плохой

Неинтересный

  • Восстановите перепутанную логическую цепочку слов

(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:

звуки => слоги => слова => предложения)

  • Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
  • В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.

(Учитель выставляет это слово)

  • Почему это слово выделено красным цветом?

(Я думаю, это тема нашего урока)

  1. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)

Текст – что это такое?

  • На это вопрос мы постараемся ответить вместе. Можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина.

(Да, эти стихи можно назвать текстом)

  • Приведите доказательства

(Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях)

2) Работа с таблицей “Признаки текста”.

Заголовок

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

  • Объясните каждый признак текста.

(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.

Заголовок – заглавие, название.

Начало, основная часть, концовка – структура текста.

Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.

Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)

  • Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
  • Какой признак должен быть обязательно в тексте?

(Тема. Основная мысль)

3) Работа с деформированным текстом .

Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

Она бросилась поднимать и просыпала все.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала все.

Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.

Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

  • Прочитайте предложения (справа) на доске.
  • Можно ли назвать это текстом?

(Я думаю это нельзя назвать текстом.)

Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.

  • Посмотрите на эти предложения (слева)
  • Что вы заметили?

(Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)

  • Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
  • Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
  • Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
  • Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
  • Кто сможет ответить на главный вопрос урока?

(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)

  • Предлагаю задание по вариантам.

Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.

Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.

( Два ученика работают у доски, остальные в тетради)

(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)

  • Проверим предложения.

4) Физкультминутка

  • Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)

(Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).

5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

  • Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.

Никита-охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

(По Е. Чарушину)

  • Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
  • Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)

(Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)

  • Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.

(Самостоятельная работа учеников)

  • Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.

(Четыре предложения)

  • Прочитайте текст. Докажите, что это текст.

(Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)

Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.

Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

  • Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?

(Два ученика работают у доски)

1.Одушевленные:

тигр
крокодил
слон

2. Игрушки:

тигр
крокодил
слон

  1. Неодушевленные:
  2.  

    кровать

    стол

  3. Мебель:
  4.  

    кровать
    стол

  • Проверка усвоения темы.

Тест “Верные и неверные высказывания”

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6. Текст можно разделить на части
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+
-
+
-
+
+
+

  1. Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
  • Рассмотрите задание №30, №35
  • Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
  • Проверка задания
  1. Итог урока.
  • Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

(Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)

  1. Домашнее задание

Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.

Придумать и записать текст на любую тему