Космическое путешествие к планетам земной группы

Разделы: Физика


Ход урока:

  1. Организационный этап (1 мин.)
  2. Постановка учебных целей (1 мин.)
  3. Фронтальный опрос (5 мин.)
  4. Групповая работа по решению задач (25 мин.)
  5. Обобщение сведений в таблицу (5 мин.)
  6. Итоги урока. Домашнее задание (3 мин.)

Цели урока:

  1. Закрепить знания о законе всемирного тяготения. Познакомить учащихся с планетами земной группы.
  2. Развивать навыки решения задач в общем виде, вычислительные навыки.
  3. Воспитывать патриотизм и интернационализм, бережное отношение к окружающей среде.

Ход урока.

Учитель. Вспомним, что мы делали на прошлом уроке?

Ученик. Изучали закон всемирного тяготения, решали задачу, составляли таблицу.

Учитель. Как звучит закон всемирного тяготения?

Ученик.

Учитель. Для планет?

Учитель. Как вычислить ускорение свободного падения на Земле? А на других планетах?

Ученик.

Обращаемся к опорному конспекту (у учащихся в тетрадях и на стене плакат).

Учитель. Чтобы наше путешествие было оформлено, мы будем все сведения о планетах земной группы помещать в таблицу, которую мы начали с вами оформлять на предыдущем уроке. Она называется “Некоторые сведения о космических телах”. Мы заполнили часть таблицы, связанную с Землей и Луной, в частности графы о массе, радиусе, ускорении свободного падения.

 

Средняя плотность,

Масса, кг

Радиус, км

Ускорение свободного падения,

Земля

5500

6•10 24

6371

9,8

Луна

3300

7,35•1022

0,012Мз.

1740

1,62

Меркурий

5500

0,16Мз.

2440

3,7

Венера

5200

0,82Мз.

6050

8,9

Марс

3900

0,11Мз.

3397

3,7

А что же мы знаем о планетах земной группы? Бортинженеры, сообщите информацию бортового компьютера.

Ученик. Меркурий – планета земной группы.

Средняя плотность 5500

Радиус 2440 км

Ускорение свободного падения 3,72

Масса 0,06 3,2664 кг

Не имеет спутников.

Лишен атмосферы.

Поверхность напоминает лунную, много кратеров, морей мало. Вода не обнаружена.

Ученик. Венера – планета земной группы.

Средняя плотность 5200

Радиус 6050 км

Масса 0,82

Ускорение свободного падения 8,85

Не имеет спутников, вращается в направлении обратном её движению вокруг Солнца.

Атмосфера состоит в основном из углекислого газа.

Давление у поверхности в 90 раз больше, чем на Земле высокая температура остаётся одинаковой и обусловлена парниковым эффектом.

Небо имеет оранжевый цвет, так как облака содержат капельки серной и возможно соляной кислоты. Считается самой красивой планетой.

Поверхность похожа на каменистую пустыню: есть вулканы; вода не обнаружена.

Исследовалась автоматическими космическими станциями советскими Венера 13-16, совместной “Вега”, американской “Магеллан”

Ученик. Марс - “Красная” планета земной группы.

Средняя плотность 3900

Радиус 3397 км

Масса 0,11

Ускорение свободного падения 3,83

Имеет два спутника Фобос, Деймос.

Есть времена года, но их продолжительность в два раза больше земных.

Атмосфера состоит в основном из углекислого газа, часто бывают ураганные ветры, пылевые бури.

Водоёмы отсутствуют, но есть ледяные полярные шапки, скорее всего, есть слой вечной мерзлоты.

Много кратеров на поверхности, возвышенности, напоминающие континенты, горы, вулканы.

Красный цвет определяется грунтом поверхности, содержащим много глин, богатых железом.

Исследовалась автоматическими космическими станциями “Марс”, “Магеллан”.

Учитель. Есть ли дополнения?

Ученик. Ответы учащихся.

Учитель. Чтобы посадка была мягкой нам необходимо решить каждому “кораблю” свою задачу. Первый решивший оформит её на доске.

1 ряд:

Средний радиус планета Меркурий равен 2420 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 3,72 . Найдите массу Меркурия. Сравните вес тел на Земле и Меркурии.


 

2 ряд.

Средняя плотность Венеры , а радиус планеты 6100км. Найти ускорение свободного падения на поверхности Венеры. Сравните вес тел с одинаковой массой на Земле и на Венере.

Ответ:

 

3 ряд.

Радиус планеты Марс составляет 0,53 радиуса Земли, а масса 0,11 Земли. Зная ускорение свободного падения на Землю, найти ускорение свободного падания на Марсе.

Сравните вес тел с одинаковой массой на Земле и на Марсе.

 


После оформления решения задач на доске учитель напоминает, учащимся, что необходимо занести в таблицу.

Учитель. А для чего изучаются планеты?

Исследование атмосферы планет земной группы не только позволяет лучше понять свойства и историю происхождения земной атмосферы, но и имеет значение для решения экологической проблемы. Например, туманы - смоги, образующиеся в земной атмосфере в результате загрязнения воздуха, по своему составу очень напоминает венерианские облака. Эти облака, как и пылевые, бури, на Марсе, напоминают нам о том, что необходимо ограничивать выброс пыли и разного рода промышленных отходов в атмосферу нашей планеты, если мы хотим на длительное время сохранить на Земле условия, пригодные для существования и развития жизни. Пылевые бури, во время которых на протяжении нескольких месяцев в атмосфере Марса удерживаются и распространяются над громадными территориями тучи пыли, заставляют задумываться над некоторыми возможными экологическими последствиями ядерной войны.

Все первоначальные расчёты позволяет нам определить закон всемирного тяготения открытый Ньютоном в 1666 году. Давайте прочитаем стихотворение Ефимовского об этом событии “ Только одна история из жизни великого Ньютона”.

(На партах учеников лежит это стихотворение, и кто-то из учеников зачитывает его вслух).

Учитель. Итоги урока. Объявление оценок.

Д/З. Составить и решить задачу о других планетах, используя справочную литературу. Учащимся, занимающимся на пять предлагается выполнить №179* Рымкевич

задачник по физике 10-11кл.

Оборудование: опорный конспект по теме закон всемирного тяготения, плакат “Планеты Солнечной системы”, “Планеты земной группы”.

Использованная литература:

Громов С. Физика 10
Левитан. Астрономия 11
Марон Е.А . Контрольные тесты по физике 7-9кл.
Рымкевич. Задачник по физике 10-11кл.
“Физика”. Приложения к газете “1Сентября” №11,2003 г,№24,2003 г.