Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории: оценка способностей школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений

Разделы: История и обществознание


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования уделяет особое внимание определению планируемых результатов. В Стандарте подчёркивается, что «планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки» достижений учащихся [5. С. 27]. При этом указывается, что для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов и с учётом возраста учащихся.

Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта: системно-деятельностным, компетентностным и дифференцированным подходами.

Система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  • Историческое время;
  • Историческое пространство;
  • Историческое движение.

Структура познавательной деятельности школьников представлена в следующем перечне действий:

  • Работа с хронологией.
  • Изучение исторических фактов.
  • Работа с историческими источниками.
  • Описание (реконструкция).
  • Анализ, объяснение.
  • Работа с версиями, оценками.
  • Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

Определяются планируемые результаты изучения истории в основной школе исходя из основных содержательных и деятельностных компонентов, целевых установок. Включение планируемых результатов в систему опорных категорий учебного процесса осуществляется путём выстраивания дидактической цепочки: планируемый результат – проектирование учебного процесса – организация учебной работы (с применением системы обучающих и контрольных заданий) – итоговая аттестация.

Планируемые результаты, наряду со знанием содержания учебного предмета включают развитие определенных умений учащихся. В книге Алексашкиной Н.Н. в таблице представлены умения, относящиеся к основным планируемым результатам [1. С. 21-30].

В данном пособии представлена система заданий по истории, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Предполагается, что основные виды заданий, используются сначала в учебной ситуации (обучающее, тренировочное применение), а затем могут включаться в тематический и итоговый контроль [1. С. 31].

Например:

  • на каком континенте найдены останки австралопитеков?
  • каким годом датируется Крещение Руси?
  • укажите хронологические рамки периода политической раздробленности на Руси; какие важные события произошли в этот период?

Новый учебно-методический комплект по истории России предлагает учебные задачи (учебные ситуации, вопросы и задания и т.д.) на основе преимущественного использования материалов данного учебника и перечисляются используемые при их решении (на уровне учебных действий) основные виды деятельности ученика, а также некоторые подходы к оцениванию достигаемых в учебном процессе образовательных результатов.

Значительное внимание в Стандарте уделено участию школьников в учебно-проектной деятельности. В числе метапредметных результатов названы: способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. А в предметные результаты входит освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях [5].

Реализации названных требований способствует выполнению школьниками учебных проектов. Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [2].

В учебнике по истории России под редакцией Торкунова А.В. предлагается список информационно-творческих проектов, учащимся совместно с учителем и родителями предлагается выбрать тему, над которой они будут работать в течение учебного года. Также учебник дает возможность организовать работу над кратковременными проектами, в каждом разделе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности [3].

Таким образом, проверка подготовки школьников по истории проводится с учетом особенностей данного учебного предмета. Объектом проверки в любом случае являются как исторические знания учащихся, так и деятельностные слагаемые их подготовки — умения работать с исторической информацией, анализировать факты, оценивать события и явления и др.

Литература

  1. Алексашкина Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н.Алексашкина, Н.И.Ворожейкина; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - Москва: Просвещение, 2014. – 124 с.
  2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.- Москва, 2003.-152 с.
  3. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2015. - 192 с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. История. 5–9 классы. — Москва: Просвещение, 2011. – 94 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2019. – 61 с.