Баскетбол на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Класс: 5

Ключевые слова: баскетбол


В современном обществе использование занятий физическими упражнениями направлено на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры.

Баскетбол (от англ. basket — корзина, ball — мяч) – олимпийский вид спорта, спортивная командная игра с мячом, цель в которой — забросить мяч в корзину соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Каждая команда состоит из 5 полевых игроков.

В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь усовершенствовать уроки по гимнастики, закрепил две корзины  к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей.

Спустя время Джеймс Нейсмит придумал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения.

Постепенно баскетбол из США проник сначала на Восток – Японию, Китай, Филиппины, а потом в Европу и Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под её эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто между командами Toronto Huskies и New York Knickerbockers. В 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). В 1967 году, была создана Американская баскетбольная ассоциация, которая долгое время пыталась составить конкуренцию NBA, но спустя 9 лет объединилась с ней. На сегодняшний день NBA является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире. В 1932 году основана Международная федерация любительского баскетбола. В состав федерации вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. Исходя из названия, предполагалось, что организация будет возглавлять только любительский баскетбол, однако, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования. Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр.

В школе баскетбол популярен и поэтому, отведены целые разделы для изучения данной игры. Естественность и разнообразие движений, составляет основу баскетбола – бег, передачи, ловля и броски мяча, а также острая спортивная борьба делают эту игру важным средством физического и нравственного воспитания.  Она строится на неожиданных рывках, мгновенных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью. За 40 мин игрового времени баскетболист пробегает 5-7 км, выполняет большое количество прыжков и метаний разными по форме и характеру движениями. Своеобразность бега и прыжков, а также метаний определяется незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного степенью противодействия противника.

В начальной школе используются подвижные игры с элементами баскетбола. Уже с пятого класса ученики учатся согласовывать индивидуальные и простые командные техническо-тактические взаимодействия, как с мячом, так и без него, в нападении и в защите начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр и специальных, постоянно усложняющихся игровых упражнений. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации в практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим в этой связи существенные индивидуальные различия. В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно вовлекая их в ходе осуществления разнообразных видов игровой деятельности.

Технику игры можно условно разделить на два раздела — техника нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими четырьмя приемами: ловля, передача, ведение и бросок. Техника защиты включает: стойку, вырывание, выбивание и перехват мяча. Такие приемы как повороты, остановки, финты, передвижения, овладение мячом при отскоке от щита используются как при нападении, так и при защите. Многочисленные технические приёмы в баскетболе группируют по их целевому назначению. Приёмов, которыми ведется игра, много, но для участия в игре достаточно овладеть основными и постоянно в них совершенствоваться. Для перемещений баскетболист использует обычную ходьбу, бег, приставные шаги, прыжки, остановки и повороты. Защищаясь, игроку надо уметь противодействовать успешному выполнению приёмов противником и стараться при этом овладеть мячом. Для этого применяют специальные приемы: выбивание, вырывание, накрывание, перехват, овладение мячом, отскочившим от щита или корзины (борьба за отскок).

Под тактикой в баскетболе следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.

В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне, и каждый игрок стремится  скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою корзину. Таким образом,  успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в пределах правил игры) и в обманных действиях.

Для того чтобы научиться хорошо  играть в баскетбол, только организованных учебных занятий недостаточно. Необходимо работать самостоятельно. Искусство владения мячом требует специфической ловкости и способностей, связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в сочетании с движениями различных частей тела. Соответствующая подготовка может быть получена с помощью общеразвивающих упражнений с мячом, упражнений типа жонглирования, включая их в утреннюю гимнастику и самостоятельные занятия в часы досуга. Большое внимание надо уделять специальным упражнениям, способствующим совершенствованию меткости, необходимой для точных бросков.

В период обучения в школе учащиеся  овладевают основными приёмами игры в баскетбол, знают её правила и приобретают элементарные судейские, инструкторские навыки. В силу этого под воздействием занятий баскетболом улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). Движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запомнить её, ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и в жизни учащихся и его трудовой деятельности оказываются весьма ценными и необходимыми. Активная борьба в баскетболе предъявляет особые требования к волевым усилиям и поэтому по мере занятий на уроке у занимающихся совершенствуются способности к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции. Сознательная деятельность требует быстроты принятия решений, что способствует развитию интеллектуальных способностей. Коллективность действий в достижении цели связана сочетанием личных интересов с интересами команды, благодаря чему коллектив содействует воспитанию самодисциплины, активности, инициативы и товарищеской взаимопомощи. Проведение игровых упражнений на воздухе способствует закаливанию организма и укреплению здоровья школьников.

Список литературы

1. Физическое воспитание 5-7 классы. Лях В.И., Мейксон Г.Б. 2001г.
2. http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/basketbol/

Рабочая программа по физической культуредля 5-х классов второй ступени