Формирование чувства ответственности у суворовцев

Разделы: Классное руководство

Классы: 8, 9

Ключевые слова: суворовцы, чувство ответственности


При поступлении в суворовское училище воспитанник планирует, что по окончании он будет поступать в военный вуз для приобретения профессии офицера. В ходе обучения подростка в довузовском образовательном учреждении МО РФ происходит формирование навыков, важных качеств и свойств личности, необходимых для будущих офицеров. Профессионально важными качествами для военнослужащего являются ответственность, самоконтроль собственных действий, воля, эмоциональная устойчивость, взвешенное отношение к риску. На мой взгляд, наиболее важным качеством, влияющим на успешность профессиональной деятельности, является ответственность.

Это качество показывает уровень социальной и психологической зрелости воспитанника, влияет на особенности становления личности в целом, выступает важнейшим регулятором жизненных выборов, общечеловеческих и нравственных ценностей, обеспечивая становление ответственного поведения. Наиболее ярко ответственность проявляется в экстремальных условиях деятельности, к которым относится служба в Вооруженных Силах России.

Ответственность является одним из индикаторов психологического и нравственного здоровья личности.

Период обучения в суворовском училище приходится на подростковый возраст, который совпадает с периодом формирования самосознания личности, когда происходит воспитание чувства ответственности. Хочется подчеркнуть ,что воспитанники суворовских училищ отличаются более высоким уровнем ответственности, чем обычные подростки. Суворовцы с 10-11 лет большую часть времени учатся и живут вне дома, находятся в большом коллективе, решают чаще всего возникающие проблемы самостоятельно. Способность предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Нахождение подростка в суворовском училище остро ставит вопрос о воспитании этих качеств.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:

  • способность принимать решения;
  • готовность отвечать за их последствия;
  • выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания;
  • анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок;
  • умение прогнозировать развитие ситуации.

Ответственность не является частью характера. Она не является врожденным, ее можно воспитать и развить. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых (родителей, старших друзей, воспитателей).

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей (в раннем возрасте) и воспитателей (во время пребывания в суворовском училище).
Становление чувства ответственности невозможно без развития самостоятельности. Но одно понятие не подменяет собой другое. Простой пример: в все ребята самостоятельные (они же умеют одеваться, собирать портфель и делать покупки в магазине), но при этом ответственных среди них (тех, кто делает все это хорошо и без напоминаний), увы, единицы.

Родители с дошкольного возраста (3-4 года) начинают прививать у ребенка чувство самостоятельности и ответственности (убирать игрушки на место; заправлять кровать после сна, полить цветы и т.д.). Это продолжается и школьном возрасте (кормление и выгуливание домашнего питомца, купить хлеб в магазине и т.д.)

Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому воспитать сына или дочь ответственным человеком - социальный долг родителей.

Подростки т бывают инфантильными, и довольно часто. Это нормально. Считают, что за всё отвечают родители. Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями .Но исправить ситуацию можно, это непросто, но реально.

Чтобы сформировать у суворовцев чувство ответственности за хорошую учебу, поведение, поручение , воспитатель должен знать методы воспитания, их сущность, структуру и особенности применения в условиях суворовского училища.

К основным методам воспитания ответственности относятся: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, метод соревнования, критика и самокритика. Ни один из этих методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Они используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на подчиненных.

Так, метод убеждения обеспечивает в первую очередь формирование у суворовцев сознательности, убежденности. Метод примера (личного или из литературы) оказывает огромное воздействие на поведение подростков, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных поведенческих норм, развитию и совершенствованию волевых качеств. Метод поощрения способствует развитию у суворовцев усердия в учебе и повседневной жизни.

Принуждение как система дисциплинарно-педагогических воздействий на суворовцев, халатно относящихся к выполнению обязанностей, может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава взвода. Назначение взыскания необходимо для того, чтобы побудить будущего воина, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного суворовца предупреждает проступки со стороны других.

Важным методом воспитания является соревнование. Если оно правильно организовано, то способствует формированию у суворовцев сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей (учеба, дисциплина, внутренний порядок) . Кроме того, соревнование выступает в качестве мощного стимулятора сплочения коллектива. Это могут быть соревнования во взводе между отделениями, в роте -между взводами.

Хочу отметить, что для формирования ответственного поведения своих воспитанников воспитателю взвода необходимо:

1. Сочетать в деятельности подчиненных выполнение ими различных ролей исполнителя, организатора, руководителя.

Роль исполнителя - начальный этап в организации ответственной деятельности солдата и одновременно самый распространенный способ приобщения к ответственности. Ответственность за выполнение приказания, поручения, обязанностей на дежурстве, наряде способствует формированию нравственных привычек, требует исполнительности и инициативы.

Позиция организатора связана с необходимостью приобретения новых знаний, формирования навыков распределения обязанностей, контроля за ходом их выполнения, учета вклада каждого члена коллектива в общее дело, оказания товарищеской взаимопомощи. Опыт ответственного поведения обогащается за счет приобретения умений дать оценку поступкам и действиям товарищей, проявить принципиальность и требовательность.

Позиция руководителя формирует высший вид ответственности, связанный с необходимостью отвечать не только за себя, но и за работу подчиненных, за целые участки и направления коллективной деятельности. Она позволяет овладеть навыками планирования деятельности коллектива для достижения общественно значимых целей, координации работы его органов и отдельных лиц.

2. Следовать определенным педагогическим правилам:
- задание должно быть строго регламентированным по объему и времени исполнения;
- суворовцу необходимо осознавать большую значимость поручения для коллектива и воспринимать его как личную потребность;
- задание должно учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- надо строго учитывать поручения, контролировать их ход и результаты;
- качество выполнения обязанностей, заданий и поручений должно полу-чать оценку воспитателей и коллектива.

3. Учитывать необходимость индивидуального подхода.

4. Доверяя подчиненным, заботясь о проявлении ими самостоятельности, нельзя проходить мимо нарушений, проявлений разболтанности, неисполнительности. Чтобы воспитать у воспитанников исполнительность, приучить их к дисциплинированным действиям, создавать в коллективе атмосферу взаимной ответственности, необходимо руководствоваться правилом: доверяй, но проверяй. Только при соблюдении этих условий, как показывает практика, контроль и проверка исполнения воспитывают ответственность.

В воспитании ответственности несомненна решающая роль воинского коллектива. Не случайно А.С. Макаренко считал «живой трудовой коллектив главным инструментом воспитания ответственности». Коллективный характер жизни м деятельности суворовцев, отношения ответственной зависимости, складывающиеся в коллективе взвода - важнейшие факторы воспитания ответственности у подчиненных .

Нужно отметить, что родители также играют большую роль в воспитании суворовцев. Вот основные правила воспитания ответственности у сыновей (о них мы говорим на родительских собраниях в училище):

1. Не навязывайте подростку свои цели

«Вот исполнится тебе 18, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» -такую фразу можно часто услышать от родителей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто. Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в училище , которое вы для него выбрали? Мы очень часто встречаемся с тем, что ребенок поступает в суворовское училище не по своей воле, а по желанию родителей. Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать военным, то поступить в суворовское училище нужно. Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность. Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один - выполняет инструкции, другой - думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения - это несправедливый упрёк. Это причиняет боль. У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка -нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается. Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Но не нужно путать положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам - получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то...». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит. Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем - естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой тетрадь по физике и не забыл ли пенал. Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, на первых порах приучения к ответственности дискомфорт неизбежен – и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность. Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

Покажите ему варианты решения проблемы. Часто подросток прячется от ответственности просто потому, что понятия не имеет, с какой стороны подступиться к возникшей вдруг задаче. Не нужно изолировать тинейджера от семейных трудностей: гиперопека сделает его неподготовленным к самостоятельной жизни. Обсуждайте его собственные планы и то, как он планирует достичь цели. Ненавязчиво предлагайте свою помощь там, где один он явно не справится.

Максимально понятно объясните ребенку последствия тех или иных решений, научите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он сядет играть на компьютере, то потом просидит полночи с уроками. Как результат -не выспится и может опоздать в школу.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то...», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать .Будьте образцом для подражания. Все мы давно в курсе, что наибольший воспитательный эффект имеют не бесконечные нотации и душеспасительные беседы, а наши поступки, реальные действия. И политика двойных стандартов здесь не работает. Согласитесь, странная ситуация: мама требует от сына всегда приходить вовремя, но сама постоянно опаздывает, когда забирает его после уроков или с тренировки. Вряд ли мальчик вырастет пунктуальным и ответственным.

Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей - больше прав». Ученые провели исследование, доказывающее, что выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей ответственность, самостоятельность, эмпатию и укрепляет семейные отношения.

Проблема ответственности подростка связана с анализом психолого-педагогических условий её формирования. Основным условием формирования у ребенка ответственности является достижение им успеха, вера в собственные силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать свое поведение и определить меру своей ответственности. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, которая является не очень интересной, но необходимой. Большое значение в воспитании ответственности имеет личный пример родителей и педагогов, воспитателей, а также проблема формирования ответственности в практике образовательных учреждений, особенно в условиях суворовского училища.