Проектные методы как один из способов достижения метапредметных результатов обучения школьников

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9


В настоящее время при обучении в школе большую значимость приобретает проектная деятельность учащихся. Это сопряжено с тем, что ещё в сентябре 2015 года вступил в силу ФГОС ООО, который предъявляет новые требования к результатам обучения школьников, а если быть более точными, то выделены следующие результаты обучения: личностные, предметные и метапредметные. Последние являются, на мой взгляд, самыми важными.

ФГОС ООО дает следующее определение метапредметных результатов образовательной деятельности: «Умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1].

В связи с вышесказанным и на основании ФГОС, метапредметные умения – это усвоенные, отработанные универсальные способы деятельности, которые ученик может использовать как в образовательном процессе, так и в обычной жизни. Формирование же метапредметных умений должно происходить одновременно и в урочной деятельности, и во внеурочной, которая включает в себя такие формы деятельности как кружки, конференции, экскурсии, соревнования, проектные и исследовательские работы и другие. Внеурочные занятия по естественнонаучным дисциплинам организуются в рамках общеинтеллектуального направления. Метапредметные умения учащихся можно формировать в соответствии именно с этим направлением.

Учебные проекты, как указывает ФГОС, дают возможность «сформировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности, умения разработки, реализации и общественной презентации результатов предметного или межпредметного проекта, направленного на решение научной, социальной или личностно значимой проблемы» [1]. Метод проектов, в отличие от всех остальных, дает возможность учащимися освоить общие учебные способы деятельности на практике, в реальных жизненных ситуациях. Именно поэтому данный метод будут  использовать те  учителя химии, которые достаточно заинтересованы в достижении метапредметных результатов обучения.

Содержание современного  химического образования дает возможность раскрыть перспективы проектной деятельности, раскрывает учащимся возможность освоить логику познания на всех этапах проектного исследования. Благодаря методу проектов учащиеся имеют возможность проявлять инициативу, самостоятельность в действиях при решении учебных и практических задач, требующих планирования и осуществления действий в условиях отсутствия заранее известного способа достижения результата.

В настоящее время метод проектов присутствует в образовательном процессе: конкурсы проектов, конференции, фестивали и так далее. Тем не менее, очень часто педагоги не разграничивают цели проектной деятельности, так как не ставят конкретные задачи сформировать определенные универсальные учебные действия и оценить уровень развития этих действий по итогам выполненных проектов.

Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда внимание учителя - руководителя проекта нацелено на конечную составляющую проекта – презентацию. Учитель и ученик тщательно готовятся к презентабельному представлению проекта на конференции, конкурсе, оставляя без должного внимания другие необходимые этапы проектной деятельности. Именно данный факт является серьезным упущением педагога и снижает развивающий потенциал метода учебного проекта, превращая его в погоню за достижением побед в конференциях и конкурсах. Проектная деятельность в таком случае «смазывается», этапы проекта вроде бы и присутствуют, но не в должном объеме. Так как проектами при обучении химии у нас занимаются школьники-подростки, то вышеописанные ситуации  не дают возможности в достаточном объеме развитию необходимых возрастных изменений: проявление инициативности,  самостоятельности ответственности.

Для того чтобы проектная деятельность подростка сохраняла свою основную направленность - развитие и обучение, необходимо прохождение всех этапов подготовки и реализации учебного проекта, обеспечивающих формирование и развитие универсальных учебных действий, с учетом реальных условий. Обязательные этапы проекта:

  • анализ сложившейся ситуации по теме проекта;
  • обозначение проблемы, гипотеза;
  • определение цели с последующим формулированием задач;
  • распределение этапов работы (расчеты времени, ресурсов, методов, продукта);
  • фактическое получение продукта проекта;
  • самоконтроль, самооценка, коррекция;
  • оформление результатов, выводов, презентация продукта;
  • оценка по установленным критериям.

Каждый из этапов требует определенных знаний и развития практических навыков. Работая над реализацией проекта, выполняя последовательно его этапы, учащийся приобретает и развивает способности к планированию, мотивации, целеполаганию, осваивает различные способы деятельности, и применяет эти умения в реальной жизни, в ситуациях, требующих самостоятельности при нахождении эффективного способа получения продукта.

В практической деятельности учителя проектный метод чаще всего подражает разработке «взрослого» проекта, поэтому носит частично игровой характер. Поэтому дидактическая цель метода проектов - развитие личности школьника. Для решения своей проблемы подросток учится целенаправленно использовать на практике приобретенные универсальные учебные действия, т.е. имеет возможность достичь запланированных метапредметных результатов. Именно поэтому проектная работа не может быть заменена другими видами учебной деятельности, так как в ней формируется опыт применения этих метапредметных результатов обучения для разрешения реальных проблем. Но для реального достижения планируемых метапредметных результатов обучения необходима систематическая работа учителя по их формированию и диагностике при помощи специальных средств, что позволит  учителю, руководящему проектом, достаточно оперативно быть информированным о ходе и результатах формирования универсальных учебных действий, своевременно оказывать необходимую помощь подросткам при затруднениях при подготовке и реализации проектов.

Проектная деятельность учащихся способствует формированию адекватной самооценки (что особенно актуально в подростковом возрасте), развитию познавательной самостоятельности и  творческих способностей. Кроме того,  метод проектов способствует развитию личности учащихся, так как в процессе именно проектной деятельности происходит формирование способности действовать не просто по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из различных источников, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы на основании полученных данных, презентовать продукт проекта. Выполнение групповых проектов, решение общей проблемы формирует у учащихся умение работать в команде, прислушиваться к мнению других участников команды, планировать и распределять задачи между участниками группового проекта, соотносить свои действия с действиями коллектива, подводить общие итоги и разделять ответственность, что так же является немаловажным в подростковом возрасте.

На основании уже приобретенного практического опыта проектной деятельности учащихся, можно сделать вывод о том, что метод проектов в обучении, во внеурочной деятельности способствует формированию метапредметных умений и навыков, включающих в себя умение разрешать возникающие проблемы, в том числе нестандартные; уметь осуществлять коммуникационное взаимодействие, сотрудничать в коллективе, быть толерантными.

В использовании именно проектной методики скрывается большой потенциал формирования метапредметных умений учащихся.

Конечно, немаловажен и очень актуален вопрос оценивания метапредметных результатов, которое может быть осуществлено разными способами. Это могут быть комплексные проверочные работы сразу по всем предметам естественнонаучного цикла, либо портфолио школьника, включающее в себя раздел с оценочными листами или листами наблюдения классного руководителя, учителя-предметника. Возможно, однако, что по мере уточнения содержания планируемых результатов освоения основного общего образования, будет корректироваться процедура оценки и содержание метапредметных результатов.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart/edu.ru