НОД "Звук Ш" для детей подготовительной группы

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Звук [ш]


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Оборудование:

  • компьютер, слайд проектор, экран для игр: «4 лишний» и составления рассказа;
  • магнитофон для логоритмической разминки «Жирафики»;
  • деревянное «Чудо дерево» с предметными картинками со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова;
  • картонные домики для игры «Посели в свой домик»;
  • Гномик в синем колпачке – символ звука [Ш], Лося, Зая, Мальвина, Ученая совушка – герои логопедических игр;
  • наборы символов для звуко-слогового анализа (для каждого ребенка);
  • настольные зеркала (для каждого ребенка);
  • набор символов для игры «Живое предложение»;
  • эластичные пояса с игрушками для дыхательной разминки «Бегемотики», надувные шарики – сюрпризный момент для детей;
  • пластмассовый молоточек – символ ударения в слове.

Предварительная работа:

  • Разучивание логоритмической разминки, упражнений дыхательной разминки, упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Изготовление раздаточного и наглядного материала.
  • Выполнение презентации.

Интеграция образовательных  областей:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Музыка

Программное содержание:

Образовательная область «Коммуникация»:

  • Формировать умение правильно произносить звук, определять место звука в слове (начало, середина, конец), давать характеристику звуку, находить звук в потоке звуков, слогов, слов.
  • Совершенствовать речь детей, умение четко высказывать свои мысли, расширять словарный запас.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление, память.

Образовательная область «Познание»:

  • Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности.
  • Способствовать сенсорному развитию воспитанников.

Образовательная область «Социализация»:

  • Формировать представление о себе, своих чувствах и эмоциях, воспитывать товарищеское отношение друг к другу.
  • Воспитывать красоту правильной речи.
  • Развивать игровую деятельность детей.
  • Применять конструктивные умения.

Образовательная область «Физическая культура»:

  • Развивать физические качества детей.
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»:

  • Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья детей.
  • Развивать мелкую и общую моторику, смена динамических поз, развивать артикуляторную моторику: развивать подвижность речевого аппарата, умение удерживать заданные позиции, работать над силой воздушной струи, развивать речевое дыхание.

Образовательная область «Музыка»:

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное эмоциональное настроение;

Виды детской деятельности:

  • Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная, двигательная;

Методические приемы:

  1. Просмотр слайдов в игре «4-й лишний» и составлении рассказа;
  2. Беседа по вопросам;
  3. Игры – задания: «4-й лишний», «Поймай звук», «Запомни и повтори», «Посели в свой домик», «Собери звуковую дорожку», «Живое предложение»;
  4. Использование предметных картинок;
  5. Упражнения артикуляционной гимнастики;
  6. Логоритмическая разминка;
  7. Контроль собственного произношения;
  8. Упражнения дыхательной гимнастики;
  9. Звуко-слоговой анализ и синтез двухсложного слова с помощью символов;
  10. Языковой анализ и синтез предложения из пяти слов с помощью символов;
  11. Использование элементов театрализованной деятельности;

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • сформировать понятие о механизме образования звука [Ш];
  • учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ш] с опорой на различные виды анализаторов;

Коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать у детей произношение звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать речевое дыхание, голосоведение;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
  • развивать языковой анализ и синтез в предложении;
  • уточнять и расширять словарь;
  • развивать навыки составления рассказа;
  • развивать логическое мышление, зрительное и речевое внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей речевой самоконтроль;
  • воспитывать у детей наблюдательность;

Ход НОД

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, мы с вами попали в страну звуков, как здесь здорово! Сколько шариков! Наверное, это неспроста. Но мы здесь не одни. У нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся, а теперь займем свои места. Посмотрите, ребята, под «Чудо деревом» сидят наши друзья из лесной школы, а вы рады их видеть? Они как всегда будут с нами играть. Пора и губки с язычком размять.

2. Артикуляционная гимнастика

Язык в ротике живёт.
Никогда не устаёт.
Видит: губки очень гибки.

«Заборчик»
Ловко тянуться в улыбке.
А теперь наоборот:

«Трубочка»
Губки тянутся вперёд.
На качелях оказался.

«Качели»
В верх взлетел и вниз спускался.
Язычок чуть-чуть устал.

«Лопаточка»
И спокойно полежал.
Язычок стал маляром.

«Маляр»
Аккуратно красит дом.
В чашку вдруг он превратился:

«Чашка»
Раз, два, три и опусти
Надоели превращенья:

«Вкусное варенье»
Лижет язычок варенье.
Любит он покушать сладко.

«Лошадка»
После скачет, как лошадка.
Догадаться, кто бы мог.

«Грибок»
Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал,

«Гармошка»
Поиграл и не устал.

3. Знакомство со звуком [Ш] (на экране игра «4 лишний»)

Логопед: Ребята, к нам на занятие сегодня пришел новый звук. Чтобы вы догадались, что это за звук, поиграем в игру «4 лишний», смотрите на экран. На экране последовательно появляются три или четыре варианта картинок:

Шуба, шапка, шорты, шарф (все остальные зимняя одежда)
Кувшинки, ландыши, шампиньоны, ромашки (все остальные цветы)
Клюшка с шайбой, швабра, шахматы, штанга (все остальные спортивные принадлежности)
Тушканчик, кошка, мышка, шиншилла (все остальные грызуны)

Дети определяют лишнюю картинку и объясняют свой выбор. Догадались, какой звук пришел в гости? (Дети дают ответ полным предложением).

4. Артикуляция звука [Ш]

Логопед: Вместе будем произносить звук, ладошку положим на горлышко, внимательно смотрите и определяйте, что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш? (округляются и подаются вперед «Рупором», похожи на бублик), в какой форме и где находится язык? (наверху, под «потолочком» в форме «Чашечки»), в каком положении зубы? (сближены, оставляют маленькую щелку)

Есть ли во рту преграда для выходящего воздуха?(Язык и зубы создают преграду, значит звук [Ш] - согласный). Как он звучит твердо или мягко? (Звук [Ш] всегда твердый согласный ) Ладошка лежала спокойно или дрожала? (лежала спокойно, значит звук глухой). Повторим, загибая пальцы. (Звук [Ш] – согласный, всегда твердый, глухой). Ребята, к нам спешит гномик, догадайтесь в каком он сегодня колпачке? (В синем колпачке, потому что звук согласный, твердый, глухой).

5. Развитие фонематического слуха

Логопед: Гномик хочет с вами поиграть:

Играем в игру «Поймай звук [Ш]», ребята, вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите этот звук: Ш, С, Ж, З, Ш, С, Щ, Ш, Ч, З, С,Ш;

Играем в игру: «Запомни и повтори»: аш-ош-уш-иш, шка-шко-шку-шки и т.д.

А теперь посложнее игра: «Продолжи мой ряд»: кошка-ладошка-гармошка - (лепешка, матрешка, плошка), пушка- лягушка- подушка- (кукушка, ватрушка, сушка, квакушка).

6. Развитие речевого дыхания

Логопед берет мягкую игрушку и от имени Лоси приветствует детей: Привет, ребята, пора размяться: (логопед проводит дыхательную разминку)

«Встали бегемотики,
Потрогали животики,
То животик поднимается, (на вдох игрушка движется вперед)
То животик опускается»; (на выдох игрушка движется назад)
Запели бегемотики:
(быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох)
АШ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох)
Вдох (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох)
ОШ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох)
Вдох (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох)
УШ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох)
Вдох (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох)
ИШ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох)

«Сели бегемотики,
Потрогали животики,
То животик поднимается, (на вдох игрушка движется вперед)
То животик опускается»; (на выдох игрушка движется назад)

7. Развитие звукового анализа в игре «Посели в свой домик»

Логопед берет мягкую игрушку и говорит от лица зайца: И я хочу с вами поиграть: «Посели в свой домик». Я приготовил для вас три домика. (Дети определяют, в каком домике живут картинки со звуком [Ш] в начале, середине, в конце слова). Хором назовем картинки для игры. (Дети называют картинки, по команде выходят, снимают картинку, называют, определяют положение звука [Ш] и прикрепляют к соответствующему домику. В заключение игры Зая снимает картинку, называет, определяет положение звука, но домик выбирает неправильно, чтобы дети заметили ошибку и исправили ее).

8. Развитие звуко-слогового анализа в игре «Собери звуковую дорожку»

Логопед изображает стук в дверь и спрашивает детей: «Кто это к нам спешит, Ребята? (Мальвина). На какую игру она нас приглашает? («Собери звуковую дорожку»). Сегодня мы с вами будем собирать слово: мишка, отхлопаем это слово – разделим его на слоги: ми-шка. Чтобы показать, что мы собираем целое слово, какой символ положим перед собой? (длинную красную полоску), а для слогов какие символы возьмем? (две короткие полоски), какой первый слог? (ми), сколько в нем звуков? (два), какой первый?(мь), какой квадрат берем? (зеленый, потому что звук согласный мягкий), какой второй звук? (и), какой квадрат берем? (красный, потому что звук гласный), ставим указательный палец под первый слог и читаем (ми). (Аналогичная работа проводится со вторым слогом). Читаем все слово: (ми-шка). Ребята, а кто вспомнит правило про слоги (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). А теперь определим, на какой гласный падает ударение? (на И, т.к. его можно произносить громко и долго)

Логоритмическая разминка «Жирафики»

Песенка сопровождается движениями.

(Двумя руками логопед и дети изображают пятна, складки, полоски, шерстку, а затем указывают на лоб, уши, шею, локти, носы, живот, колени и носки):

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носу

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

9. Составление рассказа с помощью вопросов и картинок на слайдах

Логопед показывает из-за доски Ученую совушку и от ее лица говорит: «Здравствуйте, Ребята! Я не опоздала? (опоздала) ой, ой,ой, как жалко, ну простите меня. А поиграть со мной хотите? Во что будем играть? («Живое предложение»), правильно, только вот мой друг Алеша прислал мне по электронной почте картинки, да еще и вопросы, что-то я затрудняюсь ему ответить. Поможете? (На экране появляются картинки, совушка задает вопросы): У кого сегодня день рождения? Сколько лет исполнилось Алеше? О чем давно мечтал Алеша? Куда дедушка повел внука? Что дедушка купил Алеше? Кто был рад подарку?

10. Языковой анализ предложения из 5 слов

Вот спасибо, а теперь поиграем в игру «Живое предложение». Что-то я запамятовала, как предложения пишут. Напомните мне правила.

1. Предложение пишется с большой буквы.

2. Все слова в предложении пишутся отдельно.

3. В конце предложения ставим точку. Вот спасибо! А чтобы нам не забывать как пишется предложение, соберем его из символов. Будем собирать: У Алеши сегодня день рождения. (Каждый из детей выбирает нужный символ, которые лежат на столе).

11. Итог занятия и сюрпризный момент

Какой звук был у нас в гостях? Какие игры вам больше всего понравились? Друзья из лесной школы приготовили вам надувные шарики. А, догадались почему? (Звук Ш в слове шарик и когда он сдувается, то издает звук, похожий на Ш)