Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8


Категория участников: 6–8 классы.

Цель: Познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет и помочь избежать эти опасности.

Задачи:

  • познакомить с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
  • сформировать у учащихся понятие о принципах безопасного поведения в сети Интернет;
  • выяснить разницу между виртуальным и реальным общением людей;
  • определить причины человеческих откровений в социальных сетях;
  • разобраться, стоит ли выставлять личную жизнь напоказ;
  • выявить признаки зависимости от виртуального общения;
  • переосмыслить свое отношение к социальным сетям, исходя из цели личной безопасности.

Оборудование: треугольники из цветного картона, проектор, экран, компьютер, презентация, ручки,  листочки  для записи.

Ход классного часа

1. Организованное начало мероприятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о виртуальном мире, в котором вы так любите прибывать. Я говорю об Интернете.

Люди по наивности своей думают, что виртуальный мир существует сам по себе, как бы понарошку. Большинство общается в сети, часто даже не зная, кем на самом деле является их собеседник. Они не знают азов компьютерных технологий и не представляют, как выложенная в сеть информация может быть использована против них.

2. Вступительная часть

Социальные сети активно вошли в нашу жизнь и на сегодняшний день захватывают все больше свободного времени и личного пространства людей, особенно подростков. В этом виртуальном мире каждый находит для себя что-то нужное и не нужное, интересное и бесполезное.

В связи с этим возникает отдельная проблема – безопасность. Любая социальная сеть – это база, в которую вы вносите персональные данные. При этом многие пользователи слишком откровенны, они с охотой публикуют полную информацию о себе. А зря. Злоумышленники могут использовать такие данные. Согласно опросу, проведенному среди подростков , 37% публикуют на своей странице в социальной сети свои персональные данные и другую информацию, которой могут воспользоваться люди, находящиеся « по ту сторону» экрана. Это может быть давление на личность в разных формах.

3. Что же такое Интернет?

- Ребята, перед вами лежат треугольники разных цветов (желтые, красные, зеленые, синие, розовые). Выберите себе один треугольник любого цвета. Хорошо, спасибо!

Теперь сядьте так, чтобы вас объединял один цвет, т.е. у кого синие фигурки, садятся за один стол, у кого красные – за другой и т.д. (Дети распределяются по группам). Теперь давайте подумаем, что же такое Интернет. Каждая группа представит нам свою версию этого понятия. (Дети обсуждают, отвечают).

- Посмотрите на экран.

«Интернет – это Дикий - Дикий Запад XXI века, в котором постоянно встречаются волнующие приключения, опасности и бандиты: хотя пули, летающие в Интернете не настоящие, он все равно могут ранить.»
Р.Маффи, исследователь-криминолог из отдела расследования преступлений
с использованием информационных технологий Министерства юстиции штата Миссисипи.

- Давайте посмотрим, какие же опасности могут ждать нас в интернете?

Кибербуллинг (очень распространен сейчас) – это видеозаписи насилия, троллинг, клевета, похищенные пароли и др.

Что касается видеозаписей насилия, то мне хочется сказать «начни с себя». Никогда не позволяйте делать такое. Сегодня сплошь и рядом встречаются ситуации, когда снимают драки на телефон. Вместо того, чтобы разнять, заступиться – мы веселимся и развлекаемся.

(Обсуждение ситуации 1, произошедшей в школе, когда одного мальчика били трое, а пятеро снимали на телефон). (Каждая группа детей высказывает свое мнение о случившемся в нашей школе).

Ситуация 2: «Я поссорился с половиной класса и классным руководителем. Выложил картинки с подписями про них всех. Думал, это смешно. Еще думал, что в сети все условно. В общем, со мной очень долго никто не разговаривал, даже учитель «сквозь зубы».

- Ребята, дайте свою оценку данной ситуации. (Обсуждение в группах)

- Хорошо, ребята, я вижу, что вы знаете, а главное понимаете, в чем опасность кибербуллинга.

Общение с незнакомцами. (Вербовщики, сектанты, манипуляторы, педофилы)

Опасности, связанные с разглашением личной информации (ФИО, адрес, телефон, расписание и номер школы).

Вопрос к классу. Как вы думаете, почему не стоит размещать личные данные в соцсетях?

 Обсуждаем, чем это может быть опасно. ( Каждая группа озвучивает свою версию. Подводим итоги сказанному).

4. Группы, в которых вы состоите

Группы и сообщества, в которых вы состоите – прямая ваша характеристика. Если в реальной жизни вас судят по вашим друзьям, то в виртуальной по группам. Экстремистские, эротические или порнографические, просто глупые – все они отражают ваше мировосприятие.

К чему приводит подобная откровенность в социальных сетях? К появлению психологических проблем и всё большему разрушению реальных межличностных связей.

Можно разучиться общаться. Перестать быть самим собой, быть спонтанным. Ведь в Сети у вас всегда есть время на то, чтобы обдумать сообщение, чтобы подстроить его под свой образ.

5. А не пройти ли нам тест?

Тест на зависимость от соцсетей.

Ответьте «да» или «нет» на каждое утверждение.

(Учащиеся слушают вопрос и отвечают)

  1. Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер и проверить это. А возможно вы вообще постоянно находитесь онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.
  2. Вы слишком много времени проводите у экрана своего монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.
  3. Вы испытываете острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки. Вам важно, сколько людей посетило вашу страницу в течение дня, и как они прокомментировали ваши обновления.
  4. Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз.
  5. Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, вас затягивает этот процесс, вам важно пройти больше уровней и повысить рейтинг.
  6. Вы испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети. Вы будто становитесь оторванным от внешнего мира.

(Дети подсчитывают результаты. Большинство утверждений положительно – это говорит о зависимости).

Учитель. Если вы обнаружили у себя все признаки интернет зависимости – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».

- Как им помочь ребятам, которые попали в сети сетей?

  • Старайтесь чаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону.
  • Приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.
  • Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.
  • Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас (например, купите абонемент в спортивный клуб, физические нагрузки помогут не только держать себя в форме, но и быть всегда в хорошем расположении духа).

На этом наш классный час подошел к концу. Хочется надеяться, что он поможет вам взглянуть на виртуальный мир более реально. И сделать его безопасным для себя. Спасибо за сотрудничество! С вами было легко и приятно работать.