Современные методические приемы написания экзаменационного сочинения-рассуждения как средство развития связной письменной речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: ОВЗ, сочинение-рассуждение


В статье рассматривается сочинение-рассуждение как одна из актуальных проблем современной лингвистики и первостепенная задача учителя русского языка и литературы при подготовке обучающихся к творческой части итоговой экзаменационной работы. Делается попытка проследить тенденции формирования текста сочинения как средства развития связной письменной речи обучающихся.

Ключевые слова: речевая коммуникация, сочинение-рассуждение, вторичный текст, проблема-концепт, аргументация, доказательство, опровержение, конструирование текста.

Неотъемлемой составляющей речевой коммуникации обучающихся является умение конструировать собственный текст. Роль данной составляющей постоянно возрастает.

Конструированию текста в школе придается первостепенное значение. Методики развития речи разрабатывались в трудах Ф.И. Буслаева, В.П. Вахтерова, Т.А. Ладыженской, И.А. Фигуровского, М.Р. Львова и др. В большинстве исследований по речевому развитию обучающихся делается попытка установить проблемы, которые возникают у них при создании собственной творческой работы.

Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при написании сочинения-рассуждения, сводятся к следующим:

  1. высокая степень неосознанности пишущими грамматического оформления высказывания;
  2. неосведомленность о некоторых предметах речи и аспектах текста. Так, абзац рассматривается многими не как средство членения текста или элемент структуры текста, который обладает смысловой завершенностью;
  3. бедность синтаксического строя речи (недостаточное развитие предложения, наполнения его второстепенными членами);
  4. стилистическая бедность речевых высказываний текста (недостаток оригинальности суждений, отсутствие фантазии, сухость изложения, клишированность суждений);
  5. логические ошибки, связанные с несовпадением логики конструирования сочинения-рассуждения с синтаксическим оформлением речевого высказывания, незаконченностью суждений, неполнотой мысли и употреблением большого количества лишних, семантически ненужных слов.

Т.А. Ладыженская, разработавшая методику обучения сочинениям, видит главную проблему развития умения обучающихся конструировать сочинение в следующем: «Дети не умеют наблюдать и описывать увиденное, не умеют рассказывать о своих впечатлениях. В то же время они перегружают свою речь подробностями, не имеющими значения для раскрытия темы. Несмотря на это, объем их высказываний невелик» [2].

Экзаменационное сочинение-рассуждение рассматривается нами как разновидность вторичного текста, созданного обучающимися на основе авторского текста с использованием собственной системы аргументации.

Процесс образования одного текста на основе другого, выявление авторской позиции, комментирование ее и аргументация собственного мнения рассматриваются как актуальная проблема современной лингвистики.

При этом умение изложить содержание прочитанного, реферировать текст, выявить проблематику, прокомментировать прочитанное составляют основу речевой коммуникации обучающихся выпускных классов.

Экзаменационное сочинение-рассуждение по русскому языку включает в себя определенные части:

  1. вступление;
  2. формулирование проблематики исходного текста;
  3. выявление авторской позиции;
  4. комментирование авторской позиции;
  5. аргументация (доказательство или опровержение);
  6. заключение.

Работа по обучению написанию сочинения-рассуждения опирается на следующие принципы:

  1. Пишущий создает новое, уникальное произведение по отношению к первичному тексту, поэтому перед нами ставится задача верно сформулировать специфическую коммуникативную задачу по пониманию исходного текста и его точной интерпретации. Обучающийся, автор вторичного текста, интерпретирует, анализирует и аргументирует новую информацию, созданную на основе читательского или жизненного опыта.
  2. Сочинение-рассуждение обучающегося понимается как материал, на основе которого можно исследовать психологию восприятия экзаменуемого. В данном случае работа с исходным текстом и продуцированием авторского текста воспринимается как определенная коммуникативная ситуация, в которой обучающийся выступает со своеобразным откликом, обладающим субъективностью и адресностью.
  3. Авторский текст содержит проблему-концепт, которая предполагает репрезентацию и изложение на новом уровне. Сочинение-рассуждение представляется в виде двух частей: часть «А» (авторская, фактическая информация исходного текста) и часть «Я» (собственная творческая часть работы обучающегося).

Часть «А» в итоговом сочинение обучающегося должна содержать: изложение некоторой части исходного текста, включающего его проблематику; комментарий к сформулированной проблеме, содержащий интертекстуальную информацию об авторе текста, элементах его жизни и творчества, его воззрениях; суждение об актуальности проблематики текста и причины обращения к выбранной теме.

Часть «Я» – авторское суждение, сочинение обучающегося на основе части «А». Составные части: согласие или несогласие с авторской позицией; доказательство собственного мнения с аргументацией на основе примеров из жизненного или читательского опыта.

Именно в части аргументации происходит приращение информативной составляющей сочинения на основе вторичной категоризацией проблематики текста.

Задание творческой части ЕГЭ по русскому языку предлагает обучающимся вступить в диалог с автором на равных. В качестве исходного текста выступает проблемный очерк, в котором автор излагает свои суждения по социально значимым проблемам.

Экзаменационное сочинение-рассуждение проверяет умение обучающихся адекватно воспринимать исходный текст, интерпретировать информацию, содержащуюся в нем, и аргументировать собственную позицию.

При подготовке обучающихся к сочинению-рассуждению опираемся на следующие этапы, которые предлагает А.Г. Нарушевич [3]:

  1. ознакомление обучающихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
  2. поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
    а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
    б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
    в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
    г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
  3. работа над композицией сочинения;
  4. написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Организация работы по обучению экзаменационному сочинению-рассуждению проводится нами в несколько этапов:

1 этап – анализ критериев оценивания экзаменационной работы по русскому языку;

2 этап – повторение темы «Рассуждение как тип речи и его структура», обобщение теоретического материала;

3 этап – подбор литературного материала по открытым тематическим направлениям итогового сочинения и основным проблематикам текстов;

4 этап – создание собственного текста, написанного на основе определенной структуры и речевых клише, облегчающих работу по продуцированию текста.

На первом этапе необходимо познакомить обучающихся с критериями, на основе которых будут оцениваться их экзаменационные работы. По мнению психологов, если обучающиеся знают, за что дают высшие баллы, то они будут стараться максимально выполнять задание, которые предъявляются к сочинению. Основными критериями по оценке сочинения обучающихся являются следующие:

  1. объем сочинения-рассуждения;
  2. самостоятельность написания сочинения-рассуждения;
  3. композиция и логика рассуждения;
  4. качества письменной речи;
  5. грамотность.

На втором этапе следует рассмотреть с обучающимися тему «Рассуждение как тип речи и его структура», провести анализ лексических и синтаксических особенностей этого вида творческой работы.

Работа по рассмотрению специфики рассуждения как типа речи должна базироваться на знании обучающимися следующих терминов: «рассуждение», «тезис», «авторская позиция», «проблема текста», «комментарий проблемы», «аргументация», «аргумент» и др.

Аргументация сочинения-рассуждения и итогового сочинения должна быть эмпирической, опирающейся на литературный материал. Теоретическую аргументацию можно использовать при построении причинно-следственного анализа рассматриваемой проблемы исходного текста.

В качестве аргументации можно использовать как систему доказательств, так и опровержения.

При построении аргументации и написании сочинения-рассуждения следует помнить, что композиционные части сочинения должны соответствовать абзацам, выполняющим как текстообразующую, так и информативную функции в тексте.

Обучающимся следует предложить к рассмотрению 2 основных типа построения рассуждения в творческой работе:

  1. линейно-рамочное построение текста, при котором после абзаца-формулировки тезиса будут идти поясняющие абзацы, содержащие либо доказательства, либо опровержения. При таком построении поясняющие абзацы не являются связанными между собой, что допустимо если используется сильная аргументация. В заключительном абзаце следует сделать вывод, который будет служить ответом на сформулированную во вступлении проблему;
  2. цепочно-рамочное построение текста, при котором между абзацами, содержащими аргументацию, устанавливается тесная связь. Такой способ построения рассуждения лучше всего использовать для сочинений, приводимые аргументы которых требуют дополнительного обоснования или комментария.

На третьем этапе после повторения и изучения материала о видах аргументов и структуре доказательств в рассуждении следует познакомить обучающихся с формулировкой задания для итогового сочинения и сочинения-рассуждения творческой части экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку, рассмотреть тексты, предлагаемые в экзаменационных работах прошлых лет, и проанализировать их.

На этом этапе целесообразно подобрать с обучающимися систему аргументации в виде литературного материала по основным философским, социальным, политическим, нравственным, эстетическим и экологическим проблемам текстов, которые могут быть предложены на экзамене.

На четвертом этапе для того чтобы не нарушать требования связности речи между частями сочинения обучающимся можно порекомендовать использование специальных клише:

Автор текста поднимает актуальную проблему… . Размышляя над проблемой…, автор приводит в пример… . Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что… . Позиция автора данного текста может быть сформулирована следующим образом:… . Проблема … присутствует во многих произведения русской литературы.

Таким образом, методика обучения сочинению-рассуждению в школе пока еще недостаточно освещена в научной и методической литературе, а данный вид работы проводится в школьном обучении вне определенной системы, поэтому рассмотренные в статье рекомендации и методически продуктивные приемы дают возможность организовать на уроках русского языка или курса по выбору поэтапную работу над итоговым сочинением и сочинением-рассуждением творческой части экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку.

Литература:

  1. Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С). 10-11 классы [Текст] / М.М. Казбек-Казиева. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
  2. Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5-7 классов. М., 1963. -132 с.
  3. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений [Электронный ресурс]/А.Г. Нарушевич – Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702402 (дата обращения 25.01.2020).
  4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 256 с.
  5. Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части С [Текст] / Е.С. Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 255 с.
  6. Цыбулько И.П., Бузина Е.В., Васильевых И.П. и др. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку [Текст] / И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых. – М., 2015. – 31 с.