Технология проблемно-диалогового обучения на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Технология проблемно-диалогового обучения


Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.

В современной школе не достаточно «указать дорожку», надо сделать это виртуозно, чтобы обучающиеся заинтересовались и захотели по ней пойти.

Задача каждого преподавателя, не просто преподавать свой предмет, а развивать через него личность. Требования современного мира таковы, что необходимо каждому научиться самостоятельно работать с огромными потоками информации (не всегда достоверной), владеть навыками принятия решений (и быть готовыми нести за них ответственность), стремиться к постоянному самообразованию и саморазвитию. Важно уже в молодые годы научиться самостоятельно ставить цели, уметь реагировать на быстроменяющуюся ситуацию и интегрироваться в современное общество.

Цель преподавателя – стремиться помочь каждому стать самим собой, максимально раскрыть свои возможности. В контексте этого необходимо создавать развивающее пространство:

- мотивировать обучающегося к учебной деятельности;

- создавать условия для реального «успеха» каждого;

- применять методы: проблемные, эвристические, рефлексивные;

- выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения;

- обеспечивать организацию поисковой деятельности обучающихся;

- проектировать и осуществлять работу, опираясь на зону ближайшего развития ученика.

Как же добиться этого всего в рамках нашей педагогической системы с ее непостижимыми нормами и ограниченными возможностями? Ключом к успеху станет владение современными педагогическими технологиями. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на разных уровнях обучения, и на разных учебных предметах, является технология проблемно-диалогического обучения. Именно она помогает преподавателю знать, когда и как действовать, т.е. быть компетентным. Доктор педагогических наук, профессор М.А.Чошанов рассматривает компетентность как совокупность трех признаков:

- мобильность знаний (обладание мобильными оперативными данными);

- гибкость метода (умение применять тот или иной метод в зависимости от ситуации);

- критичность мышления (способность выбрать среди множества решений оптимальное, умение поставить под сомнение эффективное решение).

Технология проблемного диалога позволяет вызвать интерес к обучению, увидеть живой отклик и, конечно, получить высокий результат в усвоении учебной программы. Ключевым понятием для данной технологии является «творчество». Творчество – деятельность, в процессе которой создаются новые по замыслу культурные и материальные ценности. Именно творчество является двигателем прогресса, и именно творчество – движущая сила развития человека. Нам кажется, что давным-давно всё открыто и создано Пифагором, Ньютоном, Менделеевым и другими гениями. Не каждому дано совершить великое открытие для мира, но каждый может совершить множество открытий для себя. Таким образом, основой для школьного обучения является научное творчество. Научное творчество – процесс, включающий постановку проблемы, поиск решения, выражение решения, реализацию продукта. Именно эти звенья включает в себя процесс «производства» новых знаний в технологии проблемного диалога, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования.

Технология проблемно-диалогового обучения (ТПДО)

- для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками;

- для преподавателя - ключ к успеху и творчеству;

- для ученика - интересный и понятный урок;

- для образования - реализация развивающего обучения;

- для методиста - универсальная педагогическая технология.

Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена:

1) постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);

2) поиск решения (обучающиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);

3) выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)

4) реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа).

Сущность понятия «проблемная ситуация»

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

Цель создания проблемной ситуации - осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством преподавателя, а также в овладении обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Приемы создания проблемной ситуации

«Классические» -

1. Проблемная ситуация «с удивлением»

Используем факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: говорят, что в Ледовом побоище (1242 год, битва на Чудском озере) никто не кричал "Ура!”, а в Куликовской битве (1380 год) "Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? (Дело в том, что слово «Ура» монгольского происхождения. Это был боевой клич монголов. В 1242 году (Ледовое побоище) его не употребляли ни русские, ни западноевропейцы. К 1380 году (Куликовская битва) этот боевой клич появился на Руси вместе с перебежчиками из Орды, среди которых были и христиане).

2. Проблемная ситуация предположения. Например: зачем люди изучат историю? С этого вопроса мы начинаем первый урок курса истории в 5 и в 10 классах. Считается хрестоматийным, что история изучается для того, чтобы не допускать ошибок прошлого. Но факты нашей истории заставляют усомниться в хрестоматийной истине.

Человечество не учится на собственном опыте. Так зачем люди изучают историю?

3. Ситуация конфликта - когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола, подписанного с Германией?

4. Различные точки зрения на один и тот же вопрос. Например: проблемная задача на уроке «Александр I – неразгаданный сфинкс?». А.С.Пушкин так говорил о первых годах правления Александра I: «Дней Александровых прекрасное начало…». А вот другое высказывание А.C.Пушкина об Александре I: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда». Сравните эти два высказывания великого русского поэта. Что вас удивляет?

«Сокращенные» -

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации - это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для: побуждения к созданию противоречия; побуждения к формулированию учебной проблемы.

2. Подводящий к проблеме диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

«Мотивирующие» -

1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно» - основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится обучающимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе предлагаю обучающимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления: нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят.

2. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для самих обучающихся.

Преимущества технологии проблемного диалога:

- проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности обучающихся;

- проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения;

- проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения;

- в работу включается практически весь коллектив, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников;

- обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает обучающихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Основные условия использования проблемной ситуации

Со стороны обучающихся:

- новая тема («открытие» новых знаний);

- умение обучающихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

- умение определить область «незнания» в новой задаче.

Со стороны преподавателя:

- умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

- формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Уроки, на которых обучающиеся сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие преподавателю, радость открытия детям. Таким образом складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами учеников позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Список используемой литературы

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика.-2003.-№10.
2. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста//Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. -М., 2000.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2006.
4. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование. Для всех. Сб. материалов. – М., 2008.
5. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. – М., 2015.
6. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. 2014.
7. Ярмакеев И.Э. Профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности и деятельности современного специалиста//Вестник ТГГПУ.-2010-№2(20)

Интернет-ресурсы

1. httl: // elenasadigova.ucoz.ru/…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю.Г. Тренинг мозгового штурма.
2. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.
3. httl://aspk.3dn.ru/publ/2010/vlijanie_problemno…razvitie…  Влияние поблемно-диалогического обучения.
4.  httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.
5. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут.
6. httl:// www.school2100.ru. Технология проблемного диалога.
7. http://resc.my1.ru/beregnova/tekhnologija_problemnogo_dialoga.pdf )