Урок математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: координатная плоскость


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: введение понятия координатная плоскость, координаты точки на плоскости.

Задачи урока:

  • изучить определение координатной плоскости, координат точки на плоскости;
  • научиться строить координатную плоскость;
  • научиться определять координаты точек на плоскости;
  • научиться строить точки с заданными координатами в координатной плоскости.

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Вы за парты тихо сели
На меня вы посмотрели.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.

(Приложение 1, слайд 1)

Я надеюсь, что на сегодняшний урок вы пришли в добром здравии и хорошем настроении, ведь от каждого из вас зависит, как этот урок пройдет. Поэтому наш урок мы так и назовем «Все в твоих руках». (Приложение 1, слайд 2).

Помните правила работы на уроке (Приложение 1, слайд 3).

II. Повторение

I этап нашего урока – повторение.

1)

Что за линия такая? (Приложение 1, слайд 4)
И от края и до края
Точка, стрелка, буквы тут
Как скажи её зовут?

- Назовите координаты точек: Р, О, А, М.

- Появляется вертикальная прямая: С, В, К.

- А можете назвать координаты точки Е?

III. Сообщение темы и задач урока

Координаты каких точек мы умеем определять? (на координатной прямой)

Лежит ли точка Е на координатной прямой? (нет)

А где она лежит? (в плоскости)

Вывод: 1) если точка лежит в плоскости её координаты не умеем определять.

Для определения координат точек, лежащих на прямой мы использовали координатную прямую.

Что же нужно для определения координат точек, лежащих на плоскости? (координатная плоскость).

Это и будет темой нашего урока (Приложение 1, слайд 5), которую вы запишите в свои рабочие листы. (Приложение 2).

Какие  учебные задачи мы можем поставить перед собой на уроке (ученики сами определяют по четырем словам, которые учитель вывешивает на доске):

1) изучить определение координатной плоскости, координат точки на плоскости;

2) научиться строить координатную плоскости;

3) научиться строить точки в координатной плоскости;

4) научиться определять координаты точек, лежащих на плоскости.

Перейдём к решению наших учебных задач.

Но у меня вопрос: «А зачем нам нужно определять координаты точек на плоскости? 

(Ответ: Потому, что в нашей жизни есть такие объекты, координаты которых нужно уметь определять)

Например: (Приложение 1, слайд 6)

Вы купили билет в кино. Что в них указано? (номер ряда и место)

Сколько чисел будут определять ваше положение в зале кинотеатра?

(2) Сначала мы находим ряд, а затем нужное место в этом ряду.

Вывод:

2) Сколько чисел определяют положение точки на плоскости? (2)

Сколько нужно координатных прямых, чтобы определить положение точки на плоскости? (2)

Как вы считаете, какими они должны быть по отношению друг к другу? (перпендикулярными)

IV. Объяснение нового материала

Рассмотрим две перпендикулярные координатные прямые (Приложение 1, слайды 7-10), которые пересекаются в точке О – начале отсчёта. Их называют системой координат на плоскости (щелчок)

Их обозначают (щелчок) x и y b называют осями координат (повторите)

При этом

  • горизонтальная ось х называется ось абсцисс.
  • вертикальная ось y называется ось ординат.
  • точка О называется начало координат.

Плоскость, на которой выбрана система координат, называется координатной плоскостью.

Для чего нужна координатная плоскость? (чтобы определять координаты точек на плоскости)

Пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости, называют координатами точки.

Записывают M(x;y)

  • x называется первая координата или абсцисса точки.
  • y называется вторая координата или ордината точки.

Какую учебную задачу выполнили?

V. Закрепление

1) Фронтальная устная работа: определяем координаты точек на слайде (Приложение 1, слайд 11)

2) Работа в парах:

Возьмите карточку №1 жёлтого цвета (Приложение 3)

  • I в – «отвечающий» – определяет координаты точек и записывает их на карточке
  • II в – «проверяющий» – проверяет.

Теперь берём карточку №2 салатового цвета и меняемся ролями (Приложение 4)

  • I в – «проверяющий»,
  • II в – «отвечающий».

А теперь поднимите руку, кто сделал правильно?

3) Физминутка «Где сидишь?» (Приложение 1, слайд 12)

Во время урока дети меняют свое положение в классе. Для этого каждому выдается карточка, на которой написаны координаты. Первая означает номер ряда в классе, а вторая координата - номер парты. Взяв карточку, ученик проверяет по слайду свои координаты и сравнивает их с теми, которые написаны на карточке.

а) встаньте те, кто сидит на своём месте

б) встаньте те, кто сидит неправильно и займите правильно свои места (дети меняются местами)

4) Работа в парах сменного состава

Как вы считаете где может пригодится определение координат точек? в смежных дисциплинах?

Наряду с математическими координатами, есть и другие – географические. (Приложение 1, слайд 13). У вас на столах лежит карта Калужской области. Работая в парах, определите координаты выделенных городов. Та пара, которая готова поднимает руку и говорит найденные координаты. После проверки правильности ответа учителем, им выдается герб города, который прикрепляется к большой карте Калужской области.

1) Мосальск (-4;1)

8) Козельск (1;-4)

2) Сухиничи (-3;-3)

9) Малоярославец (6;6)

3) Боровск (5;7)

10) Обнинск (7;7)

4) Барятино (-7;-1)

11) Киров (-8;-3)

5) Спас – Деменск (-10;1)

12) Медынь (2;6)

6) Юхнов (-2;5)

13) Людиново (-7;-5)

7) Калуга (4;1)

14) Мещовск (-3;-1)

А теперь можно сесть на свои места. Вы хорошо справились с этими заданиями.

Какую учебную задачу выполнили?

5) А теперь давайте научимся строить координатную плоскость. (Приложение 1, слайд 14) (Учитель на доске, дети в тетрадях)

6) Как отметить точки с заданными координатами? (Приложение 5)

А(2;3), В(-4;-6) – 2 человека у доски

7) Индивидуальная работа. (Приложение 1, слайд 15)

У вас на столах лежат белые листы с координатной плоскостью. Сейчас вы будете работать на них.

В годы Великой Отечественной войны вашим сверстники, нужно было уметь определять координаты точек на местности. Об этом говорится в стихотворении Константина Симонова « Сын артиллериста». Я читаю стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста», а вы отмечаете в координатной плоскости точки с теми координатами, которые услышите в стихотворении. Называть точки можете по своему желанию, если хотите. (музыка, Приложение 6).

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донёсся первый сигнал:
Всё в порядке, добрался,
Немцы левее меня,
Координаты (-2;-8)
Скорее давайте огня!
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам.
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
Немцы правей меня,
Координаты (6;-4)
Скорее ещё огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым.
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдёт живым.
Третий сигнал по радио:
Немцы вокруг меня,
Координаты (2;4)
Не жалейте огня.
Майор побледнел, услышав:
(2;4) – как раз
То место, где его Лёнька
Должен сидеть сейчас.

А теперь снимите верхний лист и копирку и проверьте, если точки совпали, то вы выполнили задание верно. Если у вас есть ошибки, то сейчас есть возможность понять, в чём ошибка. Будем работать в группах.

8) Групповая работа:

Наряду с математическими есть и другие, не только географические, но и координаты на карте звёздного неба. (Приложение 1, слайд 16)

Я предлагаю каждому на уроке зажечь свою звезду. Помогайте друг другу, работайте вместе и сообща.

Учащиеся разбиваются на 4 группы. Каждая группа на раскрашенном плакате, символизирующем звездное небо, составляет созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Персей, Андромеда. Группы получают конверты, внутри которых находятся вырезанные из блестящей клейкой бумаги звезды. На обороте каждой написаны координаты точек, по 1-2 на каждого ученика. Так как модель звездного неба представляет из себя также координатную плоскость, то дети прикрепляют свои звезды согласно координатам. Один прикрепляет - другие проверяют его. Итог - правильно собранное звездное скопление.

Какую учебную задачу выполнили?

VI. Итоги урока

А теперь проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал и действительно ли все задачи урока выполнены.

1) Перед вами лежат конверты. В них находятся карточки с координатами точек. Я буду вам показывать на слайдах точки, а вы поднимать карточку, на которой написана координата точки.

А (3;2) – голубая

А (-2;-3) – зелёная

А (-3;-2) – жёлтая

А (2;-3) – розовая

А (-3;2) - красная

А (2;3) – оранжевая

Выкладывайте карточки перед собой.

1) А (2;3) – оранжевая (Приложение 1, слайд 17)

2) А (-3;2) – красная (Приложение 1, слайд 18)

3) А (-2;-3) – зелёная (Приложение 1, слайд 19)

А теперь переверните их, какую фразу получили? («Всё в твоих руках») (Приложение 1, слайд 20)

2) Как вы ее понимаете?

VII. Домашнее задание

(Приложение 1, слайд 21)

1) заполнить пропуски в рабочих листах (Приложение 2): если хорошо усвоили тему, то самостоятельно; если нет – то по учебнику п.45.

2) построить по точкам попугая (этот вариант сложнее) или рыбку (этот вариант легче) (точки необходимо соединять отрезками по порядку) (Приложение 7)

IX. Рефлексия собственной деятельности

А теперь каждый  оцените свою работу на уроке, возьмите одну из карточек на вашем столе и поднимите ее вверх. (Я все понял, я был активным….)

(Приложение 1, слайд 22)

X. Заключительное слово учителя

(Приложение 1, слайд 23)

Звенит звонок
Уверенно, настойчиво, размеренно.
Час расставанья близится.
Урок закончен класс.
Спасибо за внимание,
Терпение, старание.
И будьте в вечном здравии.
Благодарю всех вас.