Закон Ома для участка цепи. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: физика, Закон Ома для участка цепи


Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

Предметные:

  • установить зависимость между силой тока и напряжением, силой тока и сопротивлением;
  • понимание физических основ закона Ома.

Метапредметные:

  • познавательных - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • коммуникативных - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
  • регулятивных - постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностные:

  • организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, выполнить их и оценить свои результаты;
  • научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
  • научиться решать задачи и проблемы по теме.

Методические цели урока:

Предметные:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;
  • сформировать практические умения по применению закона Ома, через решение задач.

Метапредметные:

  • способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности.

Личностные:

  • воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;
  • формировать ценностное отношение к великим открытиям и творцам науки.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, презентация, рабочие тетради, портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома, лабораторное оборудование для проведения эксперимента: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода.

Дидактические материалы: оценочные листы по числу учащихся в классе, лист с вопросами кроссворда, карточки с задачами по теме «Законы постоянного тока».

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Структура урока:

І. Организационный момент

  • приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • проверка степени готовности учащихся к уроку;

ІІ. Основная часть

  • Актуализация опорных знаний.
  • Выполнение практического исследовательского задания в группах.
  • Вывод закон Ома для участка цепи.
  • Минутка отдыха «Восприятие».
  • Закрепление знаний, умений, навыков.

ІІІ. Заключительный этап

  • Домашнее задание.
  • Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
  • Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. (Самоопределение к деятельности)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции!

У вас на столе лежат оценочные листы, куда вы будете вносить результаты ваших действий.

- Итак, что мы изучили на предыдущих уроках?

Ученик: Изучили основные характеристики электрического тока: сила тока, напряжение и сопротивление,

Учитель: Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

Ученик: Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

Учитель: Графиком этой зависимости будет прямая линия! Но ведь у нас еще есть третья величина - сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Учитель: Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.

2. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (Фронтальная работа с классом)

Учитель: Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд и отгадаем выделенное слово по вертикали. Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)
  2. Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)
  3. Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
  4. Единица напряжения. (Вольт)
  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)
  6. Физическая величина, характеризующая свойство проводника. (Сопротивление)
  7. Единица измерения сопротивления (Ом)
  8. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

Учитель: Какое выражение мы получили?

Ученик: Закон Ома.

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

3. Изучение нового материала. «Экспериментально-исследовательская работа» (Работа в группах)

Учитель: Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 4 группы. Первая и третья группы выяснят, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая и четвёртая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

Инструктаж по технике безопасности

1. На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.

2. После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

3. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

4. По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

1 и 3 группы

Инструкция по выполнению исследования

1. Собрать схему, представленную на рисунке.

2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерею, затем 2 и 3 соответсвенно), заполнить таблицу.

3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.

U, B

I, A

R, Ом

 

 

1

 

 

1

 

 

1

U, B

I, A

R, Ом

 

 

2

 

 

2

 

 

2

2 и 4 группы

Инструкция по выполнению исследования

1. Собрать схему, представленную на рисунке.

2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом, 4 Ом соответсвенно), заполнить таблицу.

3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.

U, B

I, A

R, Ом

3

 

 

3

 

 

3

 

 

U, B

I, A

R, Ом

1,5

 

 

1,5

 

 

1,5

 

 

Послушаем выводы 1 и 3 группы: с увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const,

Послушаем 2 и 4 группы: с увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при U = const,

Учитель: Получите формулу, выражающую зависимость между тремя величинами.

Зависимость между этими тремя величинами получила название «закон Ома для участка цепи», т.к. именно Георгу Ому в 1827 году впервые удалось экспериментально установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления.

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

Мы сегодня с вами на уроке смогли сами экспериментально открыть закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электробытовые приборы или проводку, то без закона Ома вы не обойдетесь.

Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях.

Получим формулы для расчета напряжения и сопротивления:

- Вы, наверное, устали, путешествуя по комнатам домика. Давайте немного отдохнем.

4 . Минутка отдыха «Восприятие»

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте взглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

  • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
  • Переплетите пальцы рук.
  • Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
  • Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
  • Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Подведём итоги. Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - мыслительному типу личности. Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?

Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

5 . Первичное закрепление нового материала

Вернемся к закону, который мы получили, и посмотрим, как его можно применять для расчета одной величины, зная две другие.

I. Логические задачи на понимание взаимосвязи между током, напряжением и сопротивлением цепи.

  1. Напряжение в цепи увеличили в 3 раза. Как изменится сила тока в такой цепи? (Увеличится в 3 раза)
  2. Сопротивление цепи увеличили в 4 раза. Как изменится сила тока, если напряжение в цепи останется неизменным? (Уменьшится в 4 раза)

II. Решение расчётных задач.

  1. Определите силу тока в электрическом утюге, если он включен в сеть с напряжением 220В, а сопротивление его нагревательного элемента 40 Ом. (I = 5,5 А)
  2. Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки доладони другой, если при напряжении 200В по нему течёт ток силой 2А? (R=100 Ом)

Возьмите на заметку! Напряжение, опасное для жизни человека: в сухом помещении – 42В, во влажном – 12В.

При каком напряжении в сети горит лампочка, если при еёсопротивлении 440 Ом течёт ток силой 0,5А? (U = 220В)

Учитель: Чтобы наш труд на уроке не прошел даром, материал нужно будет закрепить дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание:

1. § 44, упр.29 (6,7).

2. Экспериментальное задание: на резисторе стерлась надпись. Предложите способ, как узнать сопротивление резистора?

3. Индивидуальное задание по желанию: Подготовить сообщение с презентацией «Георг Ом», «Роль электричества в современной жизни», составить кроссворд.

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. Рефлексия.

Подводим итоги урока. Собираем карты урока, в которых отмечались результаты работы на уроке.

Ребята продолжите предложения:

  • сегодня на уроке вы познакомились… (с одним из важных законов при изучении электрических явлениях “Закон Ома для участка цепи”);
  • сегодня на уроке вы научились… (устанавливать зависимость физических величин);
  • путем проведения…    (эксперимента).

Мне бы хотелось бы узнать:

  • Что понравилось на уроке?
  • Что бы вы хотели выполнить ещё раз?

Выберите соответствующее высказывание:

  • Да (поднимите руку)
  • Нет (не поднимайте руку)

Знания, полученные на уроке, пригодятся мне для объяснения некоторых явлений, происходящих в повседневной жизни и природе.

Молодцы! СПАСИБО за урок.