Методическая разработка внеурочного занятия на тему «Дети богини Бастет»

Разделы: Биология

Класс: 7


Занятие рассчитано на 80 мин.

Цель: расширение представлений учащихся о животных класса Млекопитающие - кошках.

Задачи:

  • выяснить причины, позволившие кошкам занять прочное место в жизни человека;
  • сформировать знания о строении, особенностях обмена веществ, жизнедеятельности и поведения самого высокоорганизованного класса животных на планете;
  • привить любовь и осознание необходимости заботы о домашних животных.

Планируемые результаты:

Личностные: ответственное отношение к изучению зоологии, как науки.

Метапредметные:

  • практическое применение знаний о кошках за рамками образовательного процесса;
  • отработка умения командной работы;
  • формирование навыка смыслового чтения;
  • применение на практике знаний, полученных на уроках информатики.

Предметные: формирование представлений о поведенческих и физиологических особенностях кошек.

Педагогические технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология активного обучения;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • технология смыслового чтения;
  • ИКТ-технологии.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры, медиапроектор, экран, Большая энциклопедия природы от А до Я «Жизнь животных» том 2, «Поведение животных» том 4, карточки с заданиями, презентация учителя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. РАЗМИНКА. (3 мин.)

- Наше сегодняшнее занятие называется: «Дети богини Бастет».

- Кто из вас знает, что это за богиня? (ответы учащихся).

Пояснение учителя (сопровождается компьютерной презентацией):

Олицетворением света, радости, богатого урожая, любви и красоты в Древнем Египте была божественная женщина Бастет или Баст. Ее почитали как хранительницу домашнего очага, уюта и семейного счастья. В египетских мифах образ этой женщины описывали всегда по-разному: то она была грациозной и ласковой, то агрессивной и мстительной.

Богиня Бастет (Баст) в Древнем Египте появилась во времена расцвета Среднего Царства. В то время египтяне уже научились возделывать поля и выращивать зерно. Жизнь и могущество царства напрямую зависели от количества собранного и сохраненного урожая. А как выдумаете, о ком пойдет речь? Кто же были ее дети?

Слайд 1

- Сейчас я покажу вам ее полное изображение, тогда вы наверняка догадаетесь. (ответы детей).

Слайд 2

2. МОТИВАЦИЯ. (5 мин)

Сейчас мы перенесемся на несколько веков назад, в Древний Египет. Основной проблемой жителей Древнего Египта стали мыши. Тогда врагов грызунов-  кошек, начали беречь и почитать. Коты в доме считалась богатством, ценностью. Не многие бедняки могли в то время позволить себе держать это животное. А в домах богачей оно считалось олицетворением процветания и подчеркивало их высокий статус и величие. С тех пор в ряду египетских богов появилась фигурка женщины-кошки.

Слайд 3

- Как вы думаете, какова цель нашего занятия? (дети формируют цель).

Цель: расширение представлений о животных класса Млекопитающие – кошках.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ. (10 мин)

- Действительно, сегодня основное внимание будет приковано к кошкам. А именно, к домашним кошкам.

- У кого из вас есть дома кошки?

- Вы любите кошек?

- Какого они окраса?

- А вы знаете, что трехцветные коты встречаются крайне редко, в основном это кошки. Окрас кошки генетически передается сцеплено с полом, об этом подробнее мы будем изучать на уроках биологии в 9 и 10 классах.

- За что вы любите своих домашних питомцев?

- Что бы вы хотели о них узнать? (ответы учащихся, из них формируется информационный запрос).

- Откуда же они произошли?

- Каково историческое прошлое домашних кошек?

- Как ухаживать за кошками?

- Какие породы кошек существуют в настоящее время?

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы: историки, зоологи, ветеринары, любители кошек. Каждая группа получит в свое распоряжение компьютер, набор ссылок (загружены в компьютеры для учащихся), а также справочную литературу. (Группы подбираются разноуровневые. Дифференцированный подход позволяет даже совсем «слабым» ребятам участвовать в работе, например в группе №3.)

Слайд 4

Карточки-задания для групп.

Группа №1
ЗООЛОГИ

Дайте ответ на вопрос:

- Какое место занимают домашние кошки в современном животном мире? (классификация)

Группа №3
ЛЮБИТЕЛИ КОШЕК

Дайте ответ на вопрос:

- Чем объясняется поведение кошек?

Группа №2
ИСТОРИКИ

Составьте историческую справку:

- Откуда произошли кошки?

- Каково их историческое прошлое?

Группа №4
ВЕТЕРИНАРЫ

Расскажите:

- Как правильно ухаживать за домашней кошкой?

- Какие породы домашних кошек существуют в настоящее время?

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. (20 мин)

5. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП. (защита работ). (20 мин)

Группа №1 «Зоологи». (устное выступление сопровождалось 2 слайдами презентации.)

Применив знания, полученные на уроках биологии, а также воспользовавшись дополнительной литературой, мы выстроили систематическое положение домашней кошки в животном мире на примере Абиссинской породы кошек.

Слайд 1

Слайд 2

Группа № 2 «Историки». (выступление сопровождалось презентацией).

В Египте домашняя кошка была известна за несколько тысячелетий до нашей эры и была там предметом религиозного почитания. Ее таинственная ночная жизнь, привязанность к домашнему очагу, загадочный свет, исходящий в потемках из ее глаз, сделали кошку гением - хранителем жилища. Она была посвящена богине Баст (или Бастет), олицетворяющей луну и плодородие (богиня Баст имела голову кошки на женском теле).

Слайд 1

В пограничном с Египтом Судане была открыта дикая форма кошки - суданская, или нубийская буланая кошка, с которой наша домашняя кошка обнаруживает большое сходство. По общему облику и по размерам суданская кошка похожа на нашу домашнюю беспородную кошку, но как все дикие виды обладает более постоянной окраской. Основной тон ее шерсти - глинисто-желтый или булано-серый, по нему - более темные поперечные сливающиеся полоски на теле и на ногах, а также ряд продольных полосок на голове.

Слайд 2

Ближайшей родственницей нубийской или суданской кошки оказалась наша степная кошка, известная русской науке еще с конца 18 века,  и обитающая в кустарниковых зарослях степей и предгорий Средней и Юго-Западной Азии, а у нас – на востоке от низовья Волги и в Закавказье.

Слайд 3

При археологических раскопках в Армении были найдены костные останки кошек, относящиеся к 7-6 векам до нашей эры. Очевидно, что эти кошки были одомашнены там же, на месте, независимо от Египта.

В средние века в Англии существовал закон, определяющий цену кошки и налагающий суровые кары за ее убийство или калечение. Это показывает, что в те времена на севере Европы кошка была редкостью.

Слайд 4

В сравнении с другими одомашненными животными кошка мало чем отличается от диких предков и не образовала такого разнообразия пород как у кур, собак, голубей. Кошка и в домашних условиях ведет довольно самостоятельный образ жизни. Различия между породами сводятся преимущественно к оттенку цвета шерсти, а также ее длине и густоте.

Группа №3 «Любители кошек». (выступление сопровождалось презентацией).

Представляете, в отличие от всех названных животных, кошки совсем мало изменились, и в повадках до сих пор напоминают своих диких родственников. Отличие только в окрасе и длине шерсти. Кошка, и в одомашненном состоянии ведет довольно своевольный образ жизни, хозяева до сих пор видят в ней хищника.

Поведение кошки.

Вот так ведет себя кошка при встрече с собакой.

Слайд 1

- Так выглядит кошка,  когда готовится напасть на добычу.

Слайд 2

Всем известна чистоплотность кошки, но хозяин должен за этим следить. Кроме того, кошки очень любят тепло, что наводит на мысль о ее южном происхождении. А еще кошки прекрасные синоптики: перед наступлением холодов, кошки много спят, свернувшись калачиком и прикрыв мордочку лапой.

Слайд 3

Группа №4 «Ветеринары»

- Кто из вас хотел бы иметь или имеет дома кошек?

- Сейчас мы расскажем, как правильно за ними ухаживать.

Человек, который разводит какую-то породу животных, называется заводчик. Перед тем, как покинуть заводчика, убедитесь, что он снабдил вас:

- рекомендациями по кормлению и уходу, особенно если у выбранной вами породы кошек есть особенности содержания и кормления;

- родословной или кошачьей карточкой (если вы решили приобрести котенка с родословной). Я советую вам приобретать котенка с родословной или договориться с заводчиком о праве дальнейшего выкупа родословной, т.к. обстоятельства и ваш взгляд на разведение может измениться, а восстановить родословную бывает достаточно трудно. Ведь даже если ваше животное кастрировано, оно может принимать участие в выставках;

- своими координатами (если вам потребуется консультация);

- координатами ветеринара, к которому можно обратиться в случае необходимости;

- туалетной бумагой с запахом из лотка; использованным наполнителем, если котенок к нему приучен; в лучшем случае, приобрести у заводчика лоток которым пользовался котенок.

Основные предметы ухода, которые надо приобрести заранее:

- кошачий туалет (плюс наполнитель, если котенок к нему приучен);

- столбик для заточки когтей;

- корм (перед его приобретением посоветуйтесь с заводчиком, к какому корму привык котенок, чтобы резким переходом на другой корм не вызвать у котенка желудочного расстройства);

- миски для еды и воды;

- клетка для транспортировки животного;

- предметы ухода за животным (в зависимости от породы и рекомендации заводчика).

Что может быть опасно:

- нитки, булавки, пуговицы и другие мелкие предметы, которые котенок может проглотить;

- химические средства (моющие и другие средства, особенно хлор);

- комнатные растения (животное может их пожевать и отравиться); ядовитые комнатные растения: молочаи, олеандр, филодендрон, герань, фиалки, кактусы и т.д.;

- домашние отходы из мусорного бака, особенно кости рыбы и птицы;

- кухня (любопытный малыш может ткнуться мордочкой в горящую конфорку или опрокинуть на себя кипяток);

- провода (котенок может пожевать их и получить удар током). Лучше приклеить их скотчем к полу или спрятать под ковер;

- стиральная машина (кошка может избрать ее как спальное место);

- открытые окна и балконы (На окне должна быть прочная сетка, чтобы малыш не выпал);

- сквозняки (кошка легко простужается на сквозняке);

- неподходящая еда (копчености, грибы, горячие пирожки, пряная и острая еда и т.д.). Вы должны следовать принципу как в еде, так и в других обстоятельствах, что опасно для детей - то опасно для кошек;

- двери. Входя в комнату, где находится котенок, открывайте дверь медленно, так как котенок может сидеть прямо под дверью.

Мы подготовили для вас памятку. Надеемся, что она пригодится вам во время ухода за домашними любимцами.

Ребята из группы раздают распечатанные памятки.

Некоторые породы кошек. (презентация).

На сегодняшний день официально зарегистрированы в мире более сотни пород кошек, а их разновидностей около 700. Со всеми, конечно мы вас не познакомим, но вот некоторые из них.

-  Конечно, это не все породы кошек. Но нужно помнить, что когда вы заводите кошку дома, вы должны знать, что у каждой породы свои особенности.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (17 мин.)

- Я хочу напомнить вам, что целью нашего занятия было расширение представлений о животных класса Млекопитающие - кошках.

- Как вы думаете, мы достигли этой цели?

- А почему вы так считаете? (ответы учащихся).

-  А теперь, каждому  предлагаю разгадать филворд. (Можно всем занять свои места за столами). В нем вы встретите термины, с которыми мы работали на сегодняшнем занятии. (учащиеся получают листы с филвордами и работают индивидуально).  Два слова уже выделены, как пример.

В филворде зашифрованы слова: Бастет, Баст, кошка, кот, зоология, ветеринар, животное, порода, оцикет, перс, котенок, кошачьи, млекопитающие, заводчик, британец.

- Как в Древнем Египте назывались очень образованные и посвященные в тайны люди, которые служили богам? (ответы учащихся - жрецы).

Победители, в конкурсе филвордов получают медаль.

- Вы большие молодцы. Чтобы лучше понимать своих домашних любимцев, я хочу подарить вам словарь кошачьего языка.

- Вот и закончилось наше внеурочное занятие. Надеюсь, что знания, полученные на нем, пригодятся вам в обычной жизни. Кроме того, понимание поведения кошки поможет вам не только относиться к ней терпимее, но позволит полюбить этих удивительных и независимых  животных.

7. РЕФЛЕКСИЯ. (5 мин.)

- Я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. Перед вами листы с незаконченными предложениями. Закончите их:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…

Используемые материалы и источники

  1. Большая энциклопедия природы от А до Я. Пер. с нем. М.:ООО «Мир книги», 2002 в 15 томах.
  2. http://womanadvice.ru
  3. http://womanadvice.ru/
  4. https://aira68.livejournal.com/153967.html
  5. https://yandex.ru/images/
  6. https://www.harrydog.ru
  7. https://www.gourmet-cat.ru/