Классный час "Будьте благодарны, милосердны и добры"

Разделы: Классное руководство

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: синквейн


Мероприятие для учеников 7-8 классов посвящено развитию представлений о доброте, милосердии и может быть приурочено, например,  ко Дню пожилого человека.

Цели:

  • закрепление представлений о добром и милосердном;
  • развитие представлений о благожелательном отношении к окружающим (в том числе к пожилым людям);
  • развитие чувства ответственности;
  • раскрытие творческого потенциала учеников.

Оборудование:

  • карточки с надписями “милосердие”  и “доброта” (расположить на доске);
  • раздаточный материал – листочки со словами Д.С.Лихачева; бумага и ручки.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово

- Приветствую вас, ребята, на нашем мероприятии. Сегодня мы поговорим о самом приятном и светлом – о доброте. Но для начала я попрошу вас закрыть глаза. Пожалуйста, поднимите  руку те, кто никогда никого не обижал и ни над кем не смеялся.

Скорее всего окажется, что поднятых рук дети не увидят.

- Как вы, думаете, почему поднятых рук так мало? (или нет вовсе?)

Ответы учеников. Подводим к мысли

– К сожалению, мы все неидеальны. Порой мы забываем о том, что такое доброта, как ее нужно проявлять. Поэтому и обижаем других и принимаем обиду от других.

II. Чтение и обсуждение притчи.

- А что же такое доброта? О ней много говорят, но мы даже не знаем, как она появляется в нас. Ребята, какие у вас есть предположения по этому поводу?

Ученики высказывают свои точки зрения.

– Что ж, во многом вы правы. Для каждого доброта обозначает что-то свое. Но послушайте одну притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

- Ребята, согласны ли вы с мудростью старика?

Ученики высказываются.

- Я предлагаю вам выписать черты каждого «волка».

Два ученика выписывают на доску ключевые слова:

Добро

Мир
Любовь
Надежда
Истина
Верность

Зло

Зависть
Ревность
Сожаление
Эгоизм
Амбиции
Ложь

- Каждый из нас сам выбирает «волка», которого будет кормить. Посмотрите внимательно на эти слова. Поднимите руки те, кто хотя бы раз испытывал чувства из нижней колонки?

Оценить результат вместе с учениками.

- По отношению к кому вы испытывали эти чувства?

Ученики высказываются

- Мне хочется верить, что вы будете сдерживать себя. Особенно по отношению к взрослым и пожилым людям. Ведь они так заслуживают уважения!

III. Составление и презентация телеграммы-поздравления

- Неслучайно о доброте я заговорила в начале октября. Ведь 1 числа в нашей стране добрый праздник – День пожилых людей. Ребята, закройте глаза и на секунду представьте своих добрых, милых и замечательных бабушек и дедушек. А теперь поднимите руку, если точно можете сказать, когда вы в последний раз проявляли к ним добрые чувства?

Ребята открывают глаза и оценивают результат.

- Очень похвально, что вы не забываете своих родных старичков. Я предлагаю вам составить коллективную телеграмму доброты. На листочках, которые перед вами, запишите по одному теплому слову. Пусть это слово будет вашим пожеланием. Потом из них мы составим телеграмму для всех-всех-всех!

Ученики отдают листочки. Подводим итог – распределяем слова по группам (например – здоровья, долголетия, теплоты, жизнерадостности и др).

- А теперь я попрошу вас представить полученную телеграмму.

Два ученика изображают сценку получения телеграммы (пантомима). Еще один ученик озвучивает телеграмму.

IV. Обсуждение понятий милосердие и доброта. Работа с высказыванием Д.С.Лихачева

- Ребята, вы знаете так много приятных и теплых слов! И значения этих слов вам понятно. А как мы свяжем ключевые слова нашего мероприятия с Днем пожилого человека?

Ученики должны предположить, что необходимо проявлять милосердие и доброту к пожилому человеку.

- Вы совершенно правы! Ведь желать добра окружающим людям – это основа уважительного отношения к окружающим.

Я хочу познакомить вас со словами Д.С.Лихачева. Вам знакомо это имя?

Ученики должны вспомнить, что Д.С.Лихачев – автор произведения «Земля родная», с которым знакомились в 7 классе. Также Лихачев – знаменитый публицист и исследователь древнерусской литературы.

- Кроме всего перечисленного Дмитрий Сергеевич – автор замечательной книги «Письма о добром и прекрасном». И я предлагаю вашему вниманию отрывки из его письма, которое называется «Самое большое». И названо это письмо так не потому, что оно объемное, а потому, что автор говорит нам о самом важном, главном, большом в жизни человека.

Раздать каждому ученику листочки со словами.

«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей…

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать…

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким…» (Д.С.Лихачев)

- Подумайте над этими словами. Согласны ли вы с Лихачевым? Почему важно желать добра своим близким? Почему важно совершать добрые мелочи?

Ответы учеников.

- Конечно же, вы правы. И слово милосердие, хотя и не упоминается Лихачевым, незримо присутствует в его строках. Милосердие – милое сердце, сострадание, помощь… Какие еще синонимы мы можем подобрать к этому слову?

Записать синонимы вокруг таблички со словом «милосердие». Табличку «доброта» присоединить к «милосердию».

V. Игра «Вспомни добрые дела»

- Теперь вы знаете многое о милосердии и доброте. Я предлагаю вам принять участие в игре «Вспомни добрые дела». Вы по очереди произносите фразу «Никто из вас не знает, что я…». Цель – продолжить эту фразу, рассказав о каком-либо добром поступке.

VI. Подведение итогов

- Ребята, мы говорили сегодня о самом теплом в жизни человека. Я прошу вас сейчас составить синквейн. Слова для синквейна – доброта или милосердие.

Желающие зачитывают свои работы.

- И завершить наше мероприятие я бы хотела такими словами:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Приложение

Представляю некоторые синквейны учеников по теме мероприятия.

Доброта.
Долгая. Великая.
Делать. Уважать. Любить.
Доброту нужно проявлять всем.
Милосердие.

Доброта.
Искренняя. Теплая.
Помогать. Дарить. Заботиться.
Помогать пожилым и молодежи.
Любовь.

Милосердие.
Доброе. Нужное.
Помогает. Упрощает. Ведет.
Делает наш мир лучше.
Уважение.

Доброта.
Необходимая. Лучшая.
Упрощать. Переживать. Заботиться.
Любовь даже к врагам.
Милосердие.

Милосердие.
Милое. Доброе.
Помогать. Успокаивать. Ценить.
У человека доброе сердце.
Спокойствие.