Внеклассное мероприятие «По лабиринтам памяти». 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 5

Ключевые слова: Победа, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели:

  • Познакомить учащихся с героическими фактами русской истории; вспомнить достопримечательности г.Зеленодольска, связанные с 75-летием Великой Победы;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, кругозор учащихся, умение работать в группе, коммуникативную компетенцию учащихся;
  • Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа, к достопримечательностям своего города, способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории.

Оборудование: проектор, колонки, презентация с музыкальным сопровождением, звездочки, раздаточные материалы (разрезанные карточки с изображением военной техники, чемоданчики с буквами «ЧГКП»), георгиевские ленточки.

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Встаньте, пожалуйста, в круг. Давайте познакомимся.

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс! 
И для меня уже награда 
Вниманье ваших умных глаз. 

А теперь поприветствуем друг друга. Пожмите правую руку соседу слева правой рукой, прикоснитесь к левому уху соседа справа левой рукой.

Сейчас мы немного поиграем. Какие 3 вида войск вы знаете? (сухопутные, морские и воздушные). Разделимся по этим видам на команды. Каждый из вас по очереди говорит «солдат», «моряк» и «летчик». Запоминаем, как вы себя называете. (Дети по кругу выполняют задание). Разделитесь на 3 команды.

- Сегодня у нас будет необычный урок, урок-соревнование. На каждом этапе вы будете получать баллы в виде звездочек. Какая команда больше звездочек наберет, та становится победительницей.

2. Знакомство с темой урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какое событие мы будем отмечать в следующем году? (Просмотр презентации – слайд «75 лет Великой Победы») Именно этому событию и будет посвящено наше мероприятие. Итак, наш урок-соревнование называется «По лабиринтам памяти». Вы уже разделились на 3 команды. И первое задание для команд – собрать пазл.

3. «Собери пазл»

- У вас на столах лежат пазлы, которые надо собрать, объяснить, что это такое и ответить на вопросы.

(1 команда – Катюша, 2 команда – военный корабль, 3 команда – военный самолет)

Вопросы 1 команде: Что это за орудие? («Катю́ша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии) Почему у этой боевой машины такое название? (Существует несколько версий происхождения этого «имени». Одна из них, наиболее вероятная, связана с заводской маркой – буквой «К» на первых машинах, изготовленных Воронежским заводом им. Коминтерна. Другая – с популярной песней М.Блантера и М.Исаковского). (Звучит песня «Катюша») На каком зеленодольском заводе был изготовлен каждый третий снаряд для малокалиберной артиллерии? (на "Заводе имени Серго").

Как и многие предприятия тыла, в годы Великой Отечественной, завод ковал победу над врагом, производя снаряды малого калибра для «бога войны» - полевой артиллерии.

Вопросы 2 команде:

  1. Какой город является городом морской славы? (Севастополь)
    Севастополь - это великий исторический город военной славы, доблести и чести наших солдат,  увековеченной в памятниках и монументах города. На сегодняшний день Севастополь можно назвать самым настоящим городом-музеем под открытым небом. Основной символ города – величественный памятник затопленным кораблям.
  2. На каком заводе строятся военные корабли в рамках государственного оборонного заказа для Военно-морского флота России? (на заводе им.Горького)
    В годы Великой Отечественной войны из 5 тысяч рабочих и служащих 2800 человек ушли на фронт. Приняв эвакуированных из Киева и Ленинграда специалистов и оборудование, завод продолжал выпускать продукцию для фронта: бронекатера, малые противолодочные корабли, буксиры, баржи, торпедные катера, а также 76 мм. артиллерийские снаряды, пулеметы, зенитные установки, корпуса авиабомб, саперные лопаты, детали для аэросаней.

Вопросы 3 команде:

  1. Какой институт выпускает авиаконструкторов? (КАИ)
  2. Какой казанский завод выпускает детали для самолетов? (вертолетный завод)
    Тут был создан каждый десятый военный самолет, произведенный авиационной промышленностью СССР во время второй мировой войны.

4. Викторина «По памятным местам нашего города»

- А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по нашему городу. Назовите места, связанные с ВОВ. (Парк Победы, памятник детям войны, памятник ветеранам войны, музей историко-культурного наследия)

Памятник ветеранам Великой Отечественной войны установили в гарнизоне пожарной охраны Зеленодольска.

Музей историко-культурного наследия г.Зеленодольска открыт в 2005 году к 60-летию Великой Победы в центре города. Экспозиция «Зеленодольск – фронту» наряду с героизмом наших фронтовиков, раскрывает во всем величии трудовой подвиг зеленодольцев, приближавших в глубоком тылу Великую Победу.

«Улицы нашего города»

(звучит песня «От героев былых времен»)

В нашем городе есть не только достопримечательности, связанные с памятной датой, но и большое количество улиц, названных в честь героев ВОВ. Назовите их. (ул.Катина, Заикина, Засорина, Хасанова, Хазиева, Норкина)

Катин Николай Андреевич - командир пулемётной роты 68-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта, старший лейтенант. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Засорин Иван Михайлович – командир батареи 525-го лёгкого артиллерийского полка (11-я лёгкая артиллерийская Свирская бригада, 7-я артиллерийская дивизия прорыва, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант. За умелое выполнение боевых задач, героизм и мужество, проявленное при форсировании Дуная присвоено звание Героя Советского Союза. После войны работал на заводе им. А.М.Горького.

Хасанов Хаким Хусаинович – командир  пулеметного расчёта 3-го стрелкового батальона 248-й отдельной курсантской стрелковой бригады (60-я армия, Центральный фронт), старший сержант. 12 сентября 1943 года был тяжело ранен в бою за с. Нехаевка Сумской области, в бессознательном состоянии попал в плен и казнен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Хазиев Валий (Вали) Хазиахметович - стрелок 1126-го стрелкового полка 334-й Витебской ордена Суворова стрелковой дивизии 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта.

Уничтожив 4 пулеметные точки противника, раненый молодой разведчик не покинул поля боя. 22 июля 1944 года в 19 лет стал Героем Советского Союза.  После войны жил и работал в Зеленодольске. 1947 –1960 – старшина линейной милиции станции Зеленый Дол, 1960 – 1981 – мастер транспортного цеха  завода им. Серго. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, многочисленными медалями. Умер в 1996 году, похоронен в Зеленодольске. Одна из улиц города носит имя Героя.

Норкин Иван Андреевич. Орудийный мастер 12 истребительно-противотанкового артиллерийского полка 40-й армии 1-го Украинского фронта младший сержант Норкин И.А. При отражении контратаки танков и пехоты противника на окраине села Новые Озеряны Житомирской области 21 ноября 1943 года заменил наводчика и лично подбил 8 вражеских  танков, 3 автомашины с пехотинцами. В следующем бою подбил еще 1 танк, рассеял и частично уничтожил до  взвода гитлеровцев. Звание Героя присвоено 9 февраля 1944 года. После войны работал на заводе им. Серго.

5. «Страшные числа войны» («Мозговой штурм»)

- Посмотрите на экран и угадайте, что обозначают эти числа.

(На экране появляются числа: 1941 – год начала войны, 1945 – год окончания войны, 22 – 22 июня началась война, 4 – в 4 часа утра началась война, 9 – 9 мая – день Победы,1418 – столько дней длилась война, 880 – столько дней длилась блокада Ленинграда, 250 грамм – ежедневная норма хлеба для рабочих)

6. История георгиевской ленты

- Все виды войск носят георгиевскую ленту. Какова история этой ленточки?

Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия. Этот орден был учрежден в России в 1769 году. Он назван по имени святого Георгия, покровителя русского воинства. Георгиевская ленточка объединяет два боевых ордена: орден святого Георгия Победоносца и орден Великой Отечественной войны.

- Что означают цвета Георгиевской ленточки?

Два цвета Георгиевской ленты - пепел и огонь - черный пепел войны и вечный огонь памяти. Это цвета победы, цвета мужества и героизма, символ памяти и уважения к ветеранам.

Ежегодно, начиная с 2006 года, в нашей стране проходит акция «Георгиевская ленточка». Данная акция пройдет и у нас. Это эстафета. Эстафета народной памяти, уважения к подвигам отцов и дедов, эстафета готовности защитить свою землю, свой народ, свой язык, свое имя.

Наш народ всегда был силен своим единством, именно это единство спасало Россию в самые трудные времена.

Но мы едины, пока помним.

А помнить нашу великую Победу мы будем вечно! (под песню «День Победы» учитель раздает георгиевские ленточки).

7. Итог урока. Рефлексия

Итак, подсчитаем наши звездочки и определим победителя. Несмотря на результаты, вы все являетесь победителями, ведь сегодня вы получили определенный багаж знаний. У вас на столах лежит чемоданчик с таинственными буквами «ЧГКП». Заполните эти строки: Что нового вы узнали? Где побывали сегодня? Кто приходил на урок? Почему это надо знать?

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свидания,
До новых встреч».

- Всего вам доброго, ребята. Надеюсь, вы продолжите работу в данном направлении с классным руководителем.