Использование научно-популярной литературы на уроках географии

Разделы: География

Класс: 5


География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал о дальних удивительных путешествиях и приключениях, читая романы известных писателей? Но, к большому всеобщему сожалению современные школьники редко засиживаются за чтением художественной литературы. Когда на уроке я спрашиваю у ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу только одну поднятую руку, мне становится очень обидно за них. Здесь нельзя не согласиться с О.В.Крыловой, в том, что если ребенок в детстве не прочитает: Ж.Верна, М.Рида, М.Пришвина, К.Паустовского, то он, скорее всего, не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги./7/

Недавно, на уроке в 9 классе, говоря о рекреационных ресурсах России, я столкнулась с тем, что 90% подростков ни разу не выезжали за пределы Саратовской области. Естественно, что большинство из них имеет достаточно абстрактное представление о многих географических объектах, явлениях, процессах, даже таких, казалось бы, простых, как море, озеро, горы. Конечно, существует масса форм и приемов, с помощью которых можно раскрыть любое географическое понятие. Одним из них является прием художественного описания, который я применяю. В литературных произведениях содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Стихи, звучащие на уроке географии, повышают интерес, воспитывают эстетически, вызывают эмоциональную реакцию. Как обойтись при изучении тем начального курса в 6 классе без чарующих строк Н.А. Некрасова о реке Волге; стихи А.С.Пушкина помогут передать характер горной реки Терек; М.Ю.Лермонтов поэтично говорит о Кавказе, а в произведениях Ф.И.Тютчева так красиво описывается российская природа.

Поэзия мне помогает не только в формировании географических образов, но и при объяснении некоторых явлений природы. Например, тему «Луна. Фазы Луны» (природоведение 5 класс) дети легко усваивают с помощью стихотворения С.Михалкова «Отчего у Месяца нет платья?», а изучение процесса круговорота воды в природе проходит с помощью стихотворения И.Якимова «Круговорот».

Помня о том, что все дети любят что-то волшебное, стараюсь использовать на уроках легенды: о возникновении Японских островов, о Волге, о Байкале и его непокорной дочери Ангаре, о богатыре Енисее и другие. Вспомогательной, дополняющей частью урока являются народные загадки, пословицы, которые очень мудро передают суть некоторых явлений и процессов природы.

Художественные дополнения способствуют более точному созданию образа территории, расширяют кругозор детей. Как красиво описывает пещеры Г.Р.Хаггард в «Копях царя Соломона», как живо рисует грозу М.Твен в «Приключениях Тома Сойера», как захватывающе рассказывает А.Беляев о Саргассовом море в «Острове Погибших Кораблей». При изучении географии материков в 7 классе, обязательно обращаюсь к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта», к собранию сочинений М.Рида.

При выборе отрывков из художественной или научно-популярной литературы для использования на уроках к ним предъявляется также критерий «географичности» — предпочтение отдается тем описаниям, которые не только отличаются красочностью и художественностью, но также отражают географическую специфику изучаемой территории или явления./2/

Литературные произведения могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве эпиграфа, на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся.

Высокохудожественная проза и поэзия оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, создает положительный настрой, а так же обеспечивает и познавательную нагрузку. С их помощью можно создавать логические упражнения (например, дать определения выделенным в стихотворении географическим терминам или выбрать объекты, относящиеся к изучаемой теме); использовать как форму проверки знаний (например, при проведении цифровых диктантов по темам «Атмосферные осадки», «Виды облаков», «Оболочки Земли», «Природные районы России» и т.д. ); формулировать проблемные задания и вопросы (с помощью стихов Р.Рождественского при изучении демографической проблемы мира, проблем Байкала).

Конечно, метод художественного описания не является новым. Многие мои коллеги с удовольствием применяют его, а кто-то даже использует стихи собственного сочинения. Думаю, что у каждого учителя найдется своя копилка любимых литературных произведений, которые помогут сделать урок географии красочным, интересным и неповторимым.