Викторина по кубановедению. Тема: «Занимательное кубановедение». 4-й класс

Разделы: Краеведение

Класс: 4

Ключевые слова: викторина, кубановедение


Цель: обобщить знания детей о родном крае, своей малой Родине.

Задачи:

  • показать красоту природы, разнообразие флоры;
  • развивать познавательный интерес к предмету «Кубановедение»;
  • воспитывать любовь к родному краю;
  • повышать интерес к предмету, к истории своей малой Родины;
  • осуществлять опережающее изучение материала в игровой форме;
  • осуществлять интегрированный и развивающий принцип обучения предмета;
  • обучение работе в группах.

План занятия

Организационный момент. Демонстрация домашнего задания

Сегодня у нас необычный урок – урок-викторина, урок-путешествие. Мы совершим виртуальное путешествие по нашей малой Родине Кубани. А во время путешествия устроим маленькие испытания, чтобы проверить ваши знания, узнать новую информацию, а также выявить самых умных и начитанных учеников.

Наше виртуальное путешествие будет осуществляться по станциям.

1. Формирование команд (название, капитан команды)

Заранее мы разбились на команды и выбрали командиров. Командиры, озвучьте названия ваших команд.

Какое правило работы в группе вы знаете? (Уважать мнение товарища, помогать друг другу, нести ответственность за успех всей команды. Один за всех и все за одного).

Наше уважаемое жюри будет оценивать нашу работу.

4 станции:

  1. Разминка;
  2. Поэтическая тетрадь;
  3. Мир растений;
  4. Народы и обычаи.

За каждый правильный ответ 1 балл. По окончанию викторины баллы суммируются.

2. Демонстрация домашнего задания – выставка рисунков "Кубань – ты наша Родина»"

Первое испытание – проверка домашнего задания. На доске работы ребят. Оцените их работу.

3. Разминка

Задания викторины.

  1. Дата образования Краснодарского края (13 сентября 1937 г.)
  2. Как называются горы Краснодарского края? (Кавказские)
  3. Самая высокая гора (Цахвоа)
  4. Какие моря омывают наш край? (Чёрное, Азовское)
  5. Назвать реки Кубани (Кубань, Сосыка, Ея, Лаба, Сочи, Туапсе, Челбас, Бейсуг, Пшада, Джубга, Уруп, Синюха, Адагум, Протока, Пшеха))
  6. Назвать озёра Краснодарского края (Абрау, Ханское, Чембурка, Голубицкое. Кардывач)
  7. Назвать столицу нашего края (Краснодар)
  8. Как раньше назывался Краснодар? В честь кого он так был назван? (Екатеринодар)
  9. В каком году основан город Екатеринодар? (1793год)
  10. Назвать крупные города нашего края (Сочи, Анапа, Туапсе, Ейск, Новороссийск, Лабинск, Геленджик, Армавир)
  11. Назвать города – курорты (Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе)
  12. Назвать город – герой Кубани (Новороссийск)
  13. Кто является губернатором Краснодарского края? (Кондратьев Вениамин Иванович)

4. Станция «Мир растений»

Задания викторины.

1. На какие группы можно разделить деревья, растущие в Краснодарском крае? (хвойные, лиственные)

2. Какие деревья растут в садах жителей Кубани?

3. Назвать дерево – медонос (липа).

4. Назвать хвойные деревья (сосна, ель, пихта)

На Кубани есть замечательное дерево. Его называют дерево-защитник. Послушайте легенду и назовите это дерево.

Обычай сажать это деревце пошел от древних греков и римлян. Средневековые жители верили, что оно способно защитить от злых духов, болезней и прочих напастей. Ветви этих деревьев прибивали к воротам и входным дверям домов. Веря, будто это дерево и от злой силы защищает, и от печали излечивает, и счастье дарит, люди старались посадить его ближе к дому возле окон, выходящих на улицу.

Испокон веков дома на Руси рубили из деревьев. Топились дома по черному и чуть что – вспыхивали враз. Огонь за считанные минуты охватывал целые деревни. Особая опасность исходила от кузнецов да плавильщиков. Поэтому их мастерские отселяли подальше от жилья на окраины, а кругом обсаживали этим деревом.

На Руси был еще обычай выносить под это дерево больного, ибо верили, что дух этого дерева отгоняет болезни. Оказалось, что и цветы, и листья, и ягоды, и даже кора этого дерева содержат летучие вещества – фитонциды, губительные для болезнетворных микробов. (Рябина. Исстари было замечено, что древесина этого дерева загорается с большим трудом, да и пышная крона не сразу поддается верховому пламени).

5. Какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани? (пшеница, рожь, горох, подсолнечник, кукуруза, рис, овес, ячмень, просо, гречиха).

Существует об этом растении притча. Послушайте и назовите это растение.

По преданию он появился самым первым из всех растений на Земле. Пришлось первому Человеку выполнять много важных дел: построить дом, засеять поле, огородить его от диких зверей. Во всем этом очень помогало Человеку Солнце. Оно светило не сходя ни на минуту с неба. Человек прилег отдохнуть.

- Отдохну и я, - сказало Солнце. И была ночь, но совсем недолго. Солнце снова засияло на небе, а Человек принялся за свое дело. Так было много-много дней. Но однажды небо заволокли тучи и упрятали от человека Солнце.

- Я не могу без тебя! – сказал Человек Солнцу.

- Я пошлю на Землю своего маленького братца, - сказало Солнце. – Он очень похож на меня и всегда знает, где я.

 Так появилось на Земле это растение. Человек лелеял его, поливал, но цветок не обращал на него никакого внимания – он смотрел только на Солнце и чувствовал его даже за тучами. Присмотрелся Человек к растению и подумал: как хорошо, что есть на свете такие верные сердца, которые и понимают и чувствуют друг друга. (Подсолнечник).

5. Станция «Народы, обычаи»

Задания викторины.

1. Кто руководил переселением казаков на Кубань? (Савва Белый, Захарий Чепега, Константин Кордовский, Антон Головатый)

2. Какие национальности живут в Краснодарском крае? (русские, армяне, цыгане, татары, белорусы, украинцы, молдаване, адыги)

3. Кто такие «казаки»? (Казак – воин, защитник Отечества и веры православной).

4. Одень казака, казачку и коня.

Конь:

  • сбруя – конская упряжь на морде,
  • седло,
  • попона – покрывало, закрывающее спину, туловище,
  • нагрудник – нагрудный ремень,
  • подхвостник – специальный ремень, идущий от седла под хвостом у лошади,  
  •  
    уздечка – часть сбруи, ремни с удилами и поводьями.

Казак:

  • башлык капюшон,
  • мундир - короткая куртка с высоким воротником-стойкой,
  • ногайка - средство управления лошадью, плеть,
  • брюки,
  • папаха – головной убор,
  • газырь – место для патронов, «всегда готов»,
  • черкеска,
  • казачий пояс,
  • кубанка – головной убор,
  • портупея - ремень,
  • бешмет – рубаха с воротником «стойка»,
  • бурка – войлочная накидка,
  • ноговица – принадлежность обуви, одежды, закрывающая голень с коленом,
  • чекмень – короткий кафтан, верхняя мужская одежда.

Казачка:

  • черевички,
  • спидница – нижняя юбка,
  • монисто - бусы,
  • парочка – кофта и юбка,
  • кираса - сорочка,
  • гусарка - сорочка,
  • гусарики – женские ботиночки,
  • полька - блузка,
  • шлычка – шапочка на косу,
  • кичка – праздничный головной убор, косынка.

5. Одень казака. Форма:

Парадно-выходная:

  • Фуражка;
  • Китель,
  • Рубашка белая с галстуком,
  • Белые перчатки, брюки с лампасами,
  • Ботинки черного цвета.

Особо парадная:

  • папаха черного цвета с какардой;
  • черкеска черного цвета;
  • бешмет красного цвета;
  • башлык красного цвета;
  • брюки-галифе;
  • сапоги;
  • кинжал;
  • пояс кавказский;
  • погоны;
  • газыри.

6. Вставь пропущенные слова.

Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в …….. (седло), снимал ……. (папаху), осенял себя крестным знамением, привставал на …….. (стремена), взглянув на чистую белую хату, на палисадник перед окнами. Потом нахлобучивал ….. (папаху) на голову, огревал ……. (нагайкой) коня и карьером уходил к месту сбора.

7. Приведите в соответствие названия посуды с картинкой:

Кувшин, макитра, глечик, цыбарка,

Сказка про то, как макитра помогла казачке выйти замуж.

В казачьей семье было принято женщине вставать утром раньше мужчины. Нужно было печь натопить, воды наносить, тесто замесить,пироги испечь.

Заехал как-то раз лихой казак на вороном коне в кубанскую станицу поутру. «Зайду-ка я, - думает казак, - в первую попавшуюся на пути избу, попрошу воды напиться.»

Зашел в избу. Встретила его хозяйка смущенно: «Печь еще не топила, воды не наносила».

Зашел в другую избу. Хозяйка проспала, воды не принесла.

Зашел в третью избу: в избе чистота, печь натоплена, а на столе макитра стоит с тестом. Подала солдату хозяйка воды напиться: «Заходи, гость дорогой, угощайся!» И взял в жены казак приветливую казачку.

8. Подчеркни съедобные слова:

  • Саман, кунак, богато, цибуля, халабуда, бурак, часнык.
  • Сховаться, казак, кавун, поганый, трохы, гарбуз.
  • Черевички, ушики, мажара, варэнык, яйцэ.
  • Синенькие, шкварки, башлык, лаваш, сапка,
  • Чувяки, ковбаса, ожина, серники, кавардак, смалэць.
  • Кабыця, тютюн, коцюба, цигло, цибарка, огирок.

9. Найди утюг.

Перед вами предметы быта казаков. Найдите разные виды утюгов. Как их применяли? (Рубель – наматывали на скалку белье и рубелем гладили).

6. Станция «Поэтическая тетрадь»

Задания викторины.

На доске таблички с фамилиями. Нужно выбрать кубанских поэтов. Дети читают наизусть стихи. Команды называют автора.

Ой, да на Кубани зори ясны,
Ой, да на Кубани вишни красны,
Ой, да на Кубани под высоким небом
Золотом горят хлеба! (Бакалдин Виталий Борисовичн)

Полюбуйся полем этим –
Щедрый будет урожай.
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край! (Нестеренко Владимир Дмитриевич)

Даль степей сквозная
Гор простор орлиный –
Сторона родная,
Край наш тополиный! (Подкопаев Виктор Стефанович)

Тёплый жёлтенький комочек,
Белой курочки сыночек,
«Пи-пи-пи», - пищит спросонок
Перепуганный цыплёнок. (Мирошникова Любовь Кимовна)

На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый  цвет… (Голуб Татьяна Дмитриевна)

Хвастал Витя шоколадкой,
Перед грустною лошадкой,
А лошадка вдруг заржала:

Отойди, воображала,
Сено слаще и-го-го
Шоколада твоего! (Неподоба Вадим Петрович)

Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных, полей
И тает в жёлтом океане
Зелёный парус тополей. (Варавва Иван Федорович)

Там, где выгнула
Русло река, как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский
Был предком раскручен
И прочитан под гул тростника.
-Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков… (Бардадым Виталий Петрович)

7. Подведение итогов

Давайте подведем итоги. Уважаемое жюри подсчитает баллы.

А мы с вами расскажем:

  • Что нового вы узнали?
  • Какое задание больше всего понравилось?
  • Что было для вас трудным?
  • Какую оценку за урок ты себе поставишь? Почему?