Урок-исследование «Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ»

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: русский язык, приставка ни- , частица ни , союз ни


Цель: организация исследовательской деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Различение приставки НИ, частицы, НИ, союза НИ», в результате чего учащиеся будут знать определения морфемы, частицы, союза и их роли в словообразовании и предложении, уметь различать приставку НИ, частицу НИ, союз НИ-НИ, применять полученные знания на практике.

Презентация

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Какая игра сейчас пользуется популярностью среди молодежи? КВЕСТ. Квест – слово английское. Так называется приключенческая игра, во время которой герою приходится разгадывать загадки и головоломки. Вот и мы на уроке пройдем квест.

2. Актуализация знаний

Первая загадка: что бы это значило?

Совершенно верно, только речь пойдет о повторяющемся союзе НИ-НИ.

3. Целеполагание. Постановка проблемы

Посмотрите на схему и сформулируйте проблемный вопрос квеста.

Как … различить приставку НИ, частицу НИ, союз НИ_НИ?

4. Поиск путей решения

Правильно, а значит  тема урока: Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ. Запишите ее в тетрадь и назовите задачи урока.

  1. Дать определение приставки, частицы, союза.
  2. Научиться различать их.
  3. Применять полученные знания  на письме.

5. Решение проблемы

1. Давайте вспомним, что такое приставка, частица, союз.

Приставка – это морфема,  которая стоит перед корнем и образует новые слова.

Следовательно, пишется … слитно

Частица - это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения или служит для образования форм слова.

Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов, простых предложений в составе сложного и связи предложений в тексте.

2. Вторая загадка: что зашифровано на картинке? Это может быть фразеологизм или фраза

Объясните написание элемента НИ в этих выражениях.

  • Ни – это частица, служит для усиления отрицания

В каком еще случае мы напишем частицу НИ?

- Для выражения утверждения после слов кто, как, что, куда и т.п. (Куда ни взглянешь, всюду просторы)

- В односоставном предложении, если пропущено отрицательное сказуемое (На небе ни облачка)

  • Ни – это союз в устойчивом словосочетании

В каких синтаксических конструкциях мы еще встретим союз НИ-НИ?

- В ПП для связи однородных членов.

- В ССП для связи ПП в составе СП.

  • Ни – это приставка в отрицательном местоимении и наречии.

Когда НИ пишется раздельно?

- С отрицательными местоимениями, если есть предлог (ни с кем, ни у кого).

И это уже что: приставка или частица?

- Частица

3. Третья загадка: прослушайте текст. Определите, к какому жанру он относится.

Дерево

Увидя, что топор крестьянин нес,
«Голубчик», Деревцо сказало молодое:
«Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина».
Взялся крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем дерево печет,
То градом, то дождем сечет,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
«Безумное!» ему сказала тут змея:
«Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев тех не стало,
И время их бы отошло:
Тогда в свою чреду, ты столько б возросло,
Усилилось и укрепилось,
Что нынешней беды с тобой бы не случилось,
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»
И.А.Крылов

Да, это басня И.А.Крылова «Дерево».

В чем заключается мораль этой басни?

- Не стоит пренебрегать советами старших. Пройдет время, и их уже не будет в живых. Но с нами останется их мудрость, которая поможет в жизненных ненастьях.

Найдите предложения с НИ, определите НИ как часть речи. Аргументируйте свой выбор.

В 1 случае НИ-НИ – это повторяющийся союз, потому что связывает простые предложения в составе ССП.

В 2 случае НИ – это повторяющийся союз, потому что связывает однородные подлежащие.

4. Загадка 4: заполните таблицу

 

 

морфема

 

 

раздельно

 

 

 

 

 

В этот темный подвал не проникает ни солнца луч, ни свет начавшегося дня.

5. А теперь обратимся к учебнику и проверим, к правильным ли выводам мы пришли.

Чтение материала пар.

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

1 группа. Выполните тест

1. В косвенном падеже отрицательных местоимений с предлогами НИ пишется:
а) слитно,
б) раздельно,
в) через дефис.

2. В каком случае НИ пишется раздельно?
а) (ни)где,
б) (ни)чей,
в) (Ни) калина не растет меж ними, (ни) трава не зеленеет

3. В каком случае НИ пишется слитно?
а) не видно (ни)деревца, (ни)кустика,
б) (ни)что не тревожит,
в) не слышно (ни)звука.

4. В каком случае НИ пишется слитно?
а) (ни)(с)кем,
б) (ни)тебе, (ни)мне не дали.
в) (ни)сколько.

2 группа. Заполните таблицу. Обратите внимание, что граф в таблице 3, а предложений 4

Приставка

Частица

Союз

 

 

 

Нет (н..)деревца на улице.

(Н…) в реках, (н…) в озёрах не бывает такой

чистой воды, как в родниках.

Я (н..)кому (н..)когда (н..)поверю что есть на нашей земле места

скучные и (н..)дающие (н..)какой пищи (н..)глазу (н..)слуху

(Ни)кто не мог и подумать.

3 группа. Корректор (исправьте ошибки)

Негде не было видно не воды, не деревьев.

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его некто не видел.

Не один не колыхнётся на берёзках лист.

Не звёзд блестящих, не луны на небе нет; и тишины ночной никто не нарушает.

Куда бы нас не бросила судьбина, и счастие куда б не повело, все те же мы…

Проверка

7. Рефлексия 3Ч

8. Оценивание

Оцените свою работу по 5-б. шкале и решите, прошли ли вы квест.